На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Воскресное евангелие: передать суд над обидчиком Богу


Версия для печати
15.03.13, 17:22

Прощеное воскресенье – это не только служба с чином прощения, которая, чаще всего, проходит в храмах вечером. Прощеное воскресенье начинается с утра, на литургии, где читается известный отрывок Евангелия о том, что мы можем освободить свое сердце от боли и обид, отказавшись от права судить самому и передав суд над обидчиком Богу. Комментирует иерей Глеб КОЗЛОВ, клирик храма священномученика Владимира, митрополита Киевского (г. Королев)


14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Мф. 6:14-21

– «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6.14-15). Эти слова в Евангелии от Матфея следуют сразу за молитвой Господней и являются дополнением и развитием прошения «… и прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим» (Мф.6.12).

Греческий глагол (αφιέναι, αφίημι), переводимый обычно как «прощать», «оставлять», имеет также и такие значения как «отпускать на волю», «освобождать», «оправдывать по суду». И это освобождение нами наших ближних от их грехов против нас, это оправдание их на нашем внутреннем суде, ставится Господом как условие для прощения нас самих от грехов наших.
При этом многие древние списки Евангелия и многие отцы Церкви (например, Златоуст, Киприан и другие) употребляют слово «прощаем» не в настоящем времени (αφίεμεν), а в аористе (αφήκαμεν), указывая тем самым на законченное действие в прошлом. Таким образом, Христос, предлагая ученикам образец молитвы, учит просить у Бога простить нам наши долги, прегрешения наши, на основании того, что мы уже простили должников наших.

Такое понимание этого условия нашего оправдания перед Богом может ужаснуть своим масштабом и трудноисполнимостью. Ведь в самом деле, пока мы не простили всем согрешившим против нас, всем огорчившим нас, наконец, всем просто не воздавшим нам якобы «должных» уважения или хоть просто внимания, не освободили их от нашего суда над ними и не передали его Богу, до тех пор мы не в праве обращаться к Богу с просьбой о прощении нас самих.

И дело тут, думается, не в том, что Бог подводит некий бухгалтерский учет, некий баланс прегрешений наших и совершенных против нас, долгов отпущенных и неотпущенных, а в том, что не «отпустив на свободу» другого, мы наносим вред в первую очередь не ему, а самим себе. Мы сами постоянно подводим внутри себя эгоистичный счет наших обид и раздражений, тем самым отделяя самих себя от ближних, а потому – и от Бога. И вот уже не Бог прогоняет нас, а мы закрываемся от Него своим непрощением.

Говоря своим ученикам о посте и молитве, Спаситель призывает не к внешней праведности, тешащей наше тщеславие, не к формальному исполнению установлений и обрядов, убаюкивающему нашу совесть, а к получению дара от Отца Небесного. Дара не преходящего и тленного, дающего нам сокровища, которые «моль и ржа истребляют», а вечного, дара благодати, ведущего сердце наше к вечности, к Богу.

И для того, быть может, мы и входим сейчас во время Поста, чтобы попытаться принять этот предлагаемый Богом дар, попытаться приложить усилия к прощению друг друга, чтобы хоть в настоящем времени от сердца сказать: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».


Священник Глеб КОЗЛОВ
Фото: ubrus.org

Версия для печати

Тэги: Прощеное воскресенье  Евангелие 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Воскресное евангелие: передать суд над обидчиком Богу

Прощеное воскресенье – это не только служба с чином прощения, которая, чаще всего, проходит в храмах вечером. Прощеное воскресенье начинается с утра, на литургии, где читается известный отрывок Евангелия о том, что мы можем освободить свое сердце от боли и обид, отказавшись от права судить самому и передав суд над обидчиком Богу. Комментирует иерей Глеб КОЗЛОВ, клирик храма священномученика Владимира, митрополита Киевского (г. Королев)

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.