Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога. Татьяна
Отвечает настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Московской обл. священник Димитрий Свердлов:
— Уважаемая Татьяна, вы затрагиваете один из наиболее трудных вопросов, которые возникали в адрес христианства. Не могу сказать, что у меня есть на него ответ. Но я попробую поделиться кругом идей, в контексте которых ответ на этот вопрос может быть найден.
В целом сказанное вами можно было бы обобщить до лаконичного: «Как может быть Бог добр, когда в мире столько зла?..» Или: «Почему добрый Бог не прекратит зло, тем более если Он говорит, что любит людей?»
Проблема сводится не к одной Вифлеемской трагедии. Далеко в историю ходить не обязательно: у нас буквально перед глазами есть очень похожая — трагедия в Беслане. Вообще, в мире очень много зла: насилие, убийства, голод, стихийные бедствия. Войны, наконец… Об этом чудовищном количестве зла знает и Библия, которая же и утверждает, что Бог — это любовь. Более того, христианство говорит об окончательной в итоге земной истории победе зла на земле (см. книгу «Апокалипсис», или «Откровение св. Иоанна Богослова»).
Как совместить доброту Бога, Его любовь — со злом, которое живет в мире? Этот вопрос в той или иной форме пытаются разрешить все религии и многие философские системы — от эллинистических, от немецкой философии Лейбница до русской религиозной философии XX века Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского.
Христианское сознание практично, а потому оно в меньшей степени интересуется вопросом «почему?». По большей части нам достаточно констатации некоторых фактов, которые мы воспринимаем как Откровение Божие. Да, Бог, безусловно, благ. Да, Бог, безусловно, сотворил мир, который — как результат творения Божия — тоже благ. Да, в мире существует зло. И за это зло отвечает не Бог, соответственно, некорректно предъявлять Ему претензию за зло и страдание в мире. Кто же отвечает за зло?
Бог творит человека и духов (ангелов) свободными. Они обладают свободой внутреннего выбора между добром и злом, между Богом и не-Богом. Потенциально каждый человек может быть носителем и транслятором и добра, и зла. И именно человек (и падшие ангелы, которые, как известно, именуются бесами) творит зло, именно он приносит зло в мир, и именно он ответствен за то зло в мире, от которого он сам же и страдает.
Но. Если Бог творит человека свободным, а свобода человека позволяет ему приносить в мир зло — значит, опять Бог ответствен за зло? Значит, виновен не царь Ирод, который отдал приказ убить детей, а Бог, который создал Ирода способным отдать такой приказ? Зачем Бог творит человека свободным, если свобода человека приносит зло?
Бог творит человека свободным, дает ему возможность выбора — потому что любит человечество. Свобода — свойство Самого Бога. Бог свободен, свободен абсолютно, так сказать, по определению: Он никому не подчиняется, над Ним «выше» никого нет. Таким же хочет видеть Бог и человека — свободным: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1: 27). Свободным настолько, насколько это в принципе возможно для человека — для того, чтобы он имел возможность переживать в максимальной степени полноту жизни, полноту бытия на божественном уровне. Ведь человек без свободы — это не человек, это биоробот.
Но у свободы человека есть издержки: человек способен выбрать не только добро и Бога, но и зло и пойти наперекор Богу. С этими-то издержками мы и сталкиваемся в мире, в том числе в Вифлееме и в Беслане.
Можно спросить: хорошо, но почему я и мой невинный ребенок отвечают за то, что Ирод для себя выбрал быть чудовищем? Философская мысль здесь предпочитает говорить не о вине (действительно, вряд ли кто-то из бесланских матерей виноват в гибели своих детей), а об общей, солидарной ответственности всего человечества за происходящее в мире, который Бог дал людям, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Человечество — единый взаимосвязанный и взаимозависимый организм, система сообщающихся сосудов. В этом смысле ответственность за зло в мире лежит на людях — на всех нас.
Практичность же христианского сознания заключается в том, чтобы в первую очередь искать ответ на вопрос не «почему возникла такая ситуация?», а «что с этим делать?». Если точнее — как именно жить в мире, где так много зла? Решение — индивидуальный путь к добру и Богу, истребление зла в себе. Победа над злом в себе уменьшит и количество общего зла в мире.
Как и обещал, я не ответил на ваш вопрос. Я лишь попытался определить основные моменты, опираясь на которые, можно приблизиться к пониманию проблемы. Рекомендую почитать специальную литературу. Тэг — теодицея или «оправдание Бога» (так эта проблема обозначается в философии). И еще — помолиться. Потому что мы с вами вторгаемся в область крайне высокого знания, где без Божьей помощи и без Божьего согласия ответ получить невозможно.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воскресное Евангелие: Исцеление 10 прокаженных, или "вера твоя спасла тебя" Лучше понять Евангелие на воскресной Литургии можно, если разобраться в нем заранее. 23 декабря в храмах будет читаться история о десяти прокаженных, исцеленных Христом. Лишь один из них вернулся поблагодарить Спасителя. Эти же слова – о чудесном выздоровлении, благодарности и вере – читаются на благодарственном молебне.
Протоиерей Владислав Свешников: Как жить по Евангелию Чтобы жить по Евангелию, надо его читать. Но если читать Евангелие внимательно, станет понятно, что жить по Евангелию – почти невозможно. Что делать, рассказывает протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках
Познание Божественной тайны: Новый Завет и христианская мистика Приближается Страстная Седмица. Каждый ее день приоткрывает величайшую тайну – Таинства причащения Тела и Крови Христа, Его страданий, Креста, Смерти и Воскресения. Насколько мы можем познать их своим умом, что такое христианский мистицизм и чем он отличается от эзотерики, рассуждает протодиакон Константин МАРКОВИЧ
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Что есть Новый Завет? Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Богослужебные тексты для общего народного пения: Сочельник и РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (6-7 января) Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к утреней службе в Рождественский сочельник (6 января), Рождественскому всенощному бдению и Божественной литургии (6 — 7 января)
Число зверя -- что же написано в Апокалипсисе? Активисты движения против кодов и электронных систем идентификации личности любят вспоминать об Апокалипсисе и «числе зверя». Многие из них видят в этом пророчестве предсказание реальных событий -- введение новых паспортов, социальных карточек и ИНН.
Вопросы веры: Что значит «зубы грешников сокрушил еси»? На каждой всенощной в третьем псалме, с которого начинается Шестопсалмие, мы слышим «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». Эти слова вызывают у меня недоумение. Почему зубы имеют такое большое значение для псалмопевца? Нигде в патериках не читал, чтобы за грехи Бог покарал кого-то выпадением зубов. И что значит «сокрушил»? Понятно, что не имеется в виду удар в челюсть, как в драке между людьми. Может быть, у кого-то из святых отцов есть толкование этого отрывка? Владимир
Ветхозаветный Иов — наш современник 19 мая празднуется память праведного Иова Многострадального. Английский писатель Г.К. Честертон накануне мировой войны и череды революций назвал Книгу Иова "самой занимательная из книг нынешних". Почему Книга Иова остается современной и в XXI веке, размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Иконография Воскресения Христова На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению
Великая Пятница: Свет истины В Великую пятницу мы предлагаем читателям познакомиться со следующей заметкой диакона Августина Соколовски, доктора богословия, преподавателя Фрибургского университета в Швейцарии и Киевской духовной академии.
Великий Четверг: между Христом и Иудой Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.
Библия, шутовство и смеховая культура Смех – это серьезно, говорят ученые. В каждом обществе есть своя «смеховая культура», свои традиции, привычки и условности: над чем смеяться, как, по какому поводу и для чего. Все эти карнавалы, «дни дураков» и прочее – они не только позволяют людям отдохнуть и развлечься, они дают им возможность выйти за пределы привычных стереотипов, взглянуть на вещи по-новому и со стороны, что-то переоценить и понять глубже
Почему Бог так сурово покарал Ананию? Меня очень смутила история, описанная в Деяниях Апостолов. Почему эта ложь Анании названа ложью Духу Святому? Почему им даже не далось время на покаяние и исправление? Даже Иуда не умер на месте за предательство Христа. Апостол Петр за свое отречение тоже не был наказан. Понятно, что Анания и Сапфира солгали, но неужели их грех страшнее предательства Иуды и отречения Петра? За что же этих несчастных Бог так сурово покарал?
Книга за семью печатями: в Петербурге состоялось соборное чтение Апокалипсиса 15 февраля 2012-го года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось соборное чтение Откровения Св. Апостола Иоанна Богослова, Апокалипсиса. Это единственная книга Нового Завета, которая обычно не читается в храмах. На уникальном культурном эксперименте побывал наш корреспондент
Актуальные пророчества из древнего Израиля Пророчества Амоса, древнеизраильского пророка и автора одноименной книги, входящей в канон Ветхого Завета, актуальны и сегодня – убежден автор ее историко-филологического комментария, православный библеист из Лиссабона игумен Арсений (Соколов)
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.