Пасха — 2014

Страстная седмица
Светлая седмица
Христос воскресе!
Тропарь Пасхи на разных языках
 
Светлое Христово Воскресение. Пасха

Пасха. Смысл и история праздника

Пасха - главный праздник в богослужебном календаре Православной Церкви. Празднуя св. Пасху, Церковь воспоминает Воскресение Христово, являющееся центральным событием библейской истории.
Пасха
    
    Вера в реальность Воскресения – это фундамент, на котором зиждется все христианское учение. “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша”(1Кор.15:14 ) – учит св. ап. Павел. Только веруя в Воскресение Христово, человек может верить и надеяться на свое личное спасение – “Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься" (Рим. 10. 9).
     Слово “Пасха” происходит от евр. “Пэсах”, что буквально означает “минул, обошел”. О ветхозаветной Пасхе повествуется в книге Исход (12 гл.). Бог повелел, чтобы в ночь накануне 14 дня месяца нисана (первый месяц лунного календаря) каждая еврейская семья принесла в жертву Богу однолетнего непорочного агнца. Его мясо следовало приготовить на огне, с горькими травами и съесть с пресным хлебом (опресноками). Все остатки квасного хлеба следовало уничтожить. В древности при выпечке хлеба в замешанное тесто добавляли старое, кислое тесто, оставленное от прошлого замеса и, таким образом, новое тесто заквашивалось. Поэтому в Библии закваска является символом прежней жизни до Завета с Богом, проведенной в состояния духовного порабощения. Пресный хлеб – символ стремительно наступившей перемены, обретения пути к духовному обновлению и свободе.
     Кровью агнца повелевалось помазать косяки входных дверей домов. Бог наказал Египет страшной казнью за то, что фараон не послушал повеления Господа отпустить израильский народ в пустыню. В эту ночь Ангел Господень поразил смертью каждого первенца в Египте – от человека до скота, но прошел мимо тех жилищ, двери которых были запечатлены кровью пасхального агнца. После этого и совершилась ветхозаветная Пасха – исход еврейского народа из египетского плена.
     Бог повелел израильтянам совершать Пасху ежегодно в память об освобождении из плена и возвращении в обетованную землю. Но установление Пасхи не было только памятью о прошлом. Жертвоприношение пасхального агнца имело иной смысл как изображение грядущего пришествия Мессии и спасения человеческого рода Его крестной смертью и воскресением (1 Кор. 5. 7). Св. пророк Исайя сравнил Мессию с кротким Агнцем: “Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих…” (Ис.53:7-10).
     Ожидание новой Пасхи осуществилось с пришествием в мир Спасителя. Воплотившись от Пресвятой Богородицы, Сын Божий облекся человеческой природой. Он был истинным Богом и истинным человеком, во всем подобным людям, кроме греха. Воспринятую Им человеческую природу Он вознес на крест. Претерпевая страшные муки, Он умер, принеся Себя в жертву искупления за все человечество. Он был распят в канун еврейской Пасхи – так исполнился древний прообраз. 
     После смерти Спаситель сошел в ад, где проповедал находившимся там душам умерших. [Cм. Мф.12:40; Деян.2:30-31; 1Пет.3:19-20; 1Пет.4:6; Еф.4:8-9. ] Восстав из мертвых, Он сокрушил врата преисподней и вывел из нее души прародителей Адама и Евы, ветхозаветных праведников и всех тех, кто поверил Его Слову. 
     Христос воскрес, чтобы даровать спасение и вечную жизнь верующим в Него. Таков смысл христианской Пасхи. Св. ап. Павел учил: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1Кор.15:22). Грех, подобно неизлечимой наследственной болезни, поразил духовное и телесное естество, как самих прародителей, так и их потомков. Следствием греха является смерть. Христос исцелил воспринятую Им человеческую природу и дал ей бессмертие. Более того, Он освятил ее ипостасным соединением с Божеством, и вознес ее в небесную славу, воссев в человечеcкой плоти одесную Бога – Отца.
     Одновременно, Христос даровал всем верующим в Него возможность стать Его Телом. Через участие в таинствах Церкви, прежде всего в таинстве Причащения свв. Тела и Крови Господних, человек непосредственно воспринимает обожествленное человеческое естество Христа, становится, по выражению св. Кирилла Иерусалимского, “стелесным” и “скровным” Христу. Поэтому Церковь, как собрание верующих, объединенных вокруг евхаристической чаши, в полном смысле является Телом Христовым – “так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены “ (Рим. 12. 5.). “Возрадуемся и возблагодарим [Бога], – восклицал блаженный Августин - ибо мы теперь - не просто христиане, а Сам Христос. Понимаете и осознаете ли вы Божию милость к вам? Изумитесь и возрадуйтесь, вы стали Христом, так как Он – глава, а вы члены, Он и мы – единый Человек”. Приобщение воскресшему Христу через таинство Евхаристии, совершаемое в Его Церкви, дает верующему непоколебимое основание для веры в личное воскресение и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием. Господь обещал: “ Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Иоан.6:54).
     В торжество Пасхи каждый христианин должен обязательно принять участие в радостном пасхальном богослужении и причаститься святых Тела и Крови Христовых. К этому призывает нас свт. Иоанн Златоуст в “Огласительном слове”, которое читается на пасхальной утрене: “Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!” . К сожалению, в некоторых приходах нашей Церкви существует порочный обычай не причащать мирян на Пасху. Это противоречит смыслу пасхального богослужения и не может иметь никакого разумного обоснования.
Протодиакон Конастантин Маркович

Пасхальные службы и пасхальные песнопения
Центральным песнопением пасхальной заутрени бесспорно является канон Святой Пасхи, сочиненный известнейшим богословом и гимнографом Православной Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Об основных идеях Пасхального канона, облеченных в восторженные поэтические одежды, рассказывает преподаватель ПСТГУ священник Михаил АСМУС... читать дальше

Смотрите видео:

Поем вместе: тропарь «Христос Воскресе» и кондак «Аще и во гроб»

Поем вместе: Тропарь Пасхи на разных языках

 



Ночное пасхальное богослужение
Пасхальный канон – самое радостное поэтическое произведение церковной гимнографии. Есть в нем слова о том, как царь и пророк Давид «пред сенным ковчегом скакаше играя», это о том, что он плясал перед Ковчегом Завета, предвидя наше сегодняшнее веселье. Вообще в эту ночь все богослужебные тексты поются и как-раз так – «скакаше играя»... читать дальше

Полный текст Пасхального канона

Стихиры Пасхи

Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста

Пасха Христова: идти ли с детьми на ночную службу?




 
 


 

КАЛЕНДАРЬ ПАСХИ

5 мая 2013 годаСВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА 

Пасха Господня: Алтарь закрыт, завеса задернута и он предстает символом Неба, где ангелы уже знают о свершившемся таинстве Воскресения Христова, которое пока сокрыто от людей...

Пасхальная ночь

Пасха Христова: идти ли с детьми на ночную службу?

Почему православные и католики празднуют Пасху в разные дни

Как причащаться в пасхальные дни?

Пять правил о пасхальной радости


6 – 11 мая 2013 года
Светлая седмица, сплошная 

12 мая 2013 года
Антипасха, Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Иоанн 20:19–31).

Неделя Антипасхи

Антипасха: первый день обновленного мира

Икона «Уверение Фомы»

Пасха: Не видевшие и уверовавшие

Воскресное Евангелие: откуда берется вера

Неделя апостола Фомы: Бог ждет от нас вопросов


14 мая 2013 года, вторник
  – Радоница, пасхальное поминовение усопших.

19 мая 2013 года
Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц
(то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Марк 15:43–16:8).
Кто такие жены мироносицы?

«Жeны-мирoноcицы у Грoба Гocпoдня»: первая икона Воскресения

Неделя жен-мироносиц: Воскресение – это страшно

Воскресения без смерти не бывает

26 мая 2013 года
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
(Иоанн 5:1–15).

Неделя о расслабленном: кто хочет быть здоров?

29 мая 2013 года, среда –  Преполовение Пятидесятницы (Иоанн 7:14–30).

Преполовение Пятидесятницы: о чем говорил Спаситель в праздник Кущей

Икона Преполовения: Отрок и мудрецы

Преполовение: точка напряжения между Пасхой и Пятидесятницей

 2 июня 2013 года

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Иоанн 4:5–42).

Евангелие о самарянке: жажда Бога вместо обрядоверия


9 июня 2013 года
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
(Иоанн 9:1–38).

Зачем рождаются слепыми?


13 июня 2013 года, четвергВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деяния 1:1–12; Лука 24:36–53).

 

Иконография Пасхи

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению... читать дальше

Иконы Пасхи

икона Воскресение Христово, икона Пасхи
Воскресение Христово. Пасха. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век.

икона Воскресение Христово, икона Пасхи
Ангелы на Гробе Господнем, Явление Христа Марии Магдалине. Фреска Джотто в Ассизи. Ок. 1320 г.
икона Воскресение Христово, икона Пасхи
Воскресение Христово. Пасха. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века.
смотреть дальше

 

Пасхальный стол: рецепты куличей и пасхи

Пасха. рецепты куличей, пасхиКулич, творожная пасха и крашеные яйца – вот три ключевых момента пасхальной трапезы, ее сакральные блюда, освященные и долгожданные, необходимые и достаточные, обрядово-традиционные и современно-актуальные. Пасхальная трапеза сегодня – все та же, что и много десятков лет назад.

Рецепты куличей

Рецепты пасхи

Как сделать пасху: пасочница

Подготовка к Пасхе: тайм-менеджмент православной хозяйки

Пасха: викторина

Пасха, викторинаЗачем идет крестный ход – знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Тогда вперед: проверить свои знания пасхальных обычаев и богослужения... 

Пасхальные яйца: почему на Пасху красят яйца

В житии Марии Магдалины, которое изложено в Четьи-Минеях по Димитрию Ростовскому, рассказывается о том, что святая подарила римскому императору красное яйцо и произнесла большую проповедь о воскресении Христовом... читать дальше

В «Дербеневке» учат делать писанки

Видео мастер-класса по росписи пасхальных яиц

3 необычных способа окраски яиц


Празднование Пасхи

Где позвонить в колокола на Пасху?
На Пасху и Светлую Седмицу во многих храмах соблюдают древнюю традицию - в промежутках между службами позволяют звонить в колокола всем желающим. Где-то колокольни открывают настежь, где-то прихожан обучают азам церковного звона, а где-то - увы - нет возможности следовать традиции. «Нескучный сад» составил краткий путеводитель на 2013 год по колокольням Москвы.

Пасха в Оптиной


Военная Пасха в Москве

Письма со Святой Земли