Многие думают, что преподобный Сергий Радонежский никуда не выходил из своего монастыря. Это не так. «Игумен земли Русской» не раз отправлялся в путь – мирить князей, благословлять строительство новых монастырей, уходить от ссоры с братией
Преподобный Сергий Радонежский. По Руси. Худ. С. Ефошкин
Когда речь заходит о преподобном Сергии Радонежском, почти все уверены – после прихода на уединенное место будущей Троицкой лавры подвижник никуда из монастыря не уходил, зато к нему приходили великие князья и московские первосвятители. На самом же деле ситуация иная. На Руси мало было игуменов, способных сравниться с преподобным Сергии по числу основанных обителей и в активной проповеди за стенами Троице-Сергиевой лавры.
Конечно, «игумен земли Русской» не был странствующим монахом-проповедником, вроде Франциска Ассизского. Почти все его выходы за стены обители были вынужденными – святой либо уступал настойчивым просьбам, либо бежал от нестроений, не желая становиться причиной конфликта.
О первом путешествии преподобного Сергия Радонежского рассказывает ранняя редакция его жития, написанного Пахомием Логофетом – сербом, переработавшим первоначальное житие, написанное Епифанием Премудрым. Оно было связано с конфликтом в основанном им монастыре. В середине 1360-х гг., уже став игуменом, преподобный Сергий получил послание от Константинопольского патриарха свт. Филофея Коккина, которому в то время подчинялась Русская Церковь.
Это послание, а также одобрение святителя Алексия Московского, сподвигли преподобного Сергия к началу важнейшей монастырской реформы –– введению общежительного иноческого устава, пришедшего на смену устава скитского.
Еще преподобный Феодосий Печерский ввел в Киево-Печерском монастыре Студийский общежительный устав, который потом распространился на многие обители. Но к моменту создания монастыря в честь святой Троицы Сергий Радонежский выстраивает отношения со своими учениками по скитскому уставу.
Каждый монах строил себе келию, добывал пропитание и готовил еду, а виделись иноки только в церкви. При этом одни отшельники, у которых были запасы пищи, могли нанимать своих более бедных собратьев, чтобы те выполняли тяжелые работы (строительство келий) за еду.
Преподобный Сергий решил избавиться от монастырского неравенства и ввел в обители общую трапезу. С этого момента все насельники одинаково терпели голод из-за нехватки припасов, ели в одно и то же время в общей трапезной (кроме старых и больных), а также имели лишь самый необходимый минимум личных вещей (Житие рассказывает, что преподобный Сергий обходит келии иноков и выбрасывает то, что не полагалось по уставу).
Нестеров М. В. "Труды Сергия Радонежского" (триптих,центральная часть)
Строгие нормы киновии никогда не уживались в монастырях надолго, и братия обители стали роптать на действия игумена. Возглавил недовольство старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан: «Не по мнозе же времени пакы встает молва: ненавидяи бо добрая враг не могыи тръпети яже от преподобнаго блистающую зару, зря себе уничиждаема и побеждаема от блаженаго, и в помыслъ вложи, яко не хотети Сергиева стареишинства. Въ един же убо от днии, дневи сущи суботе и вечерну пояху, игумен же Сергие бе въ олтари облеченъ въ священническую одежду. Стефан же, брат его, на левом стояше клиросе и въпроси канонарха: «[кто ти дасть книгу сию?» Канонарх же отвеща: «игумен дасть ми ю». И рече: «Кто есть игумен на месте сем? Не аз ли преже седохъ на месте сем?» И ина некая изрек,их же не лепо бе».
Услышав разговоры на клиросе, святой молча совершает службу, выходит из храма и уходит из обители в неизвестном направлении. Преподобный посещает обитель Стефана Махрищского, а затем в густых лесах основал небольшую обитель на реке Киржач (современная Владимирская область).
Вскоре там был устроен небольшой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а затем к преподобному стали приходить раскаявшиеся братия, умоляя его вернуться назад. Святой отказывался, и лишь вмешательство митрополита Московского Алексия, пославшего к нему двух старцев для убеждения, возвращает игумена снова в Троицкий монастырь. Свято-Благовещенский Киржачский монастырь.
По мнению исследователя Бориса Клосса, основание монастыря возле Киржача произошло не позднее 1375 года. Хронологически это не первая обитель, основанная Сергием Радонежским за пределами будущей лавры, но все редакции Жития сообщают о ней как о первой.
Следующее путешествие преподобный Сергий предпринимает уже в Москву. По просьбе митрополита Алексия он отдал своего ученика Андроника в игумены новой обители в честь Нерукотворного образа Спасителя (Андроников монастырь в Москве), а затем навестил его в новой обители, дал ему наставление и снова вернулся в лавру. По мнению Бориса Клосса, это произошло в 1366 году.
По московскому преданию, святой смотрел за строительством Андроникова монастыря с холма, на котором сегодня находятся храм прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе и здание Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Сразу после посещения Андроникова монастыря преподобный Сергий Радонежский, по просьбе святителя Алексия и юного московского князя Дмитрия Ивановича, будущего победителя на Куликовом поле, отправился в Нижний Новгород с весьма необычной миссией.
Известный историк Церкви Евгений Голубинский так описывает причины и последствия путешествия преподобного: «В 1365 году поссорились между собою князья Суздальские Дмитрий и Борис Константиновичи из-за того, что младший брат захватил Нижний Новгород, оставшийся после третьего, умершего брата, и не хотел уступать его старшему брату. Дмитрий обратился с жалобой на Бориса к великому князю Московскому Димитрию Ивановичу и к митрополиту Алексию, который в малолетство великого князя (родившегося в 1350 году) был правителем государства. Великий князь и митрополит хотели заставить младшего брата удовлетворить требованию старшего брата без вмешательства оружия и для сей цели отправили в Нижний Новгород к Борису преподобного Сергия Радонежского, причем митрополит поручил Сергию, в случае упорства Бориса, затворить в Нижнем все церкви, или наложить на город церковное отлучение».
Интердикт, наложенный Сергием, не очень помог, и князь Борис покорился лишь под угрозой военного вмешательства. Поведение преподобного Сергия Радонежского в этой ситуации не очень вяжется с образом смиренного монаха, но не следует забывать, что Троицкий игумен вместе со святителем Алексием в тот момент рассматривал деятельность московского князя как общероссийскую.
Еще только начал набирать силу процесс собирания земель вокруг Москвы, и Церковь не могла стоять в стороне от этого общенационального течения, прекрасно помня о том, что княжеские междоусобицы и феодальная раздробленность уже привели к нашествию монголов. Своим авторитетом «игумен земли Русской» попытался предотвратить повод для новых раздоров, а потому действовал решительно.
Хотя ни одна из редакций Жития преподобного Сергия Радонежского не называет времени, которое тратил преподобный на свое путешествие, они рассказывают о том, что все свои странствия святой совершал только пешком.
Чтобы приблизительно представить себе продолжительность одного из хождений, давайте вспомним, что между Сергиевым Посадом и Спасо-Андроньевским монастырем примерно 76 километров. Известно, что в Средние века даже по территории Франции летом нельзя было пройти в сутки более 20 километров пешком, если человек не был королевским гонцом.
Во время своих путешествий, святой был уже весьма пожилым человеком, так что путь в одну сторону мог занимать больше недели, если он проходил в сутки 10 километров, увеличив скорость до 15 километров, можно уложиться в 5 с половиной суток. Реально же с учетом пребывания в другой обители отсутствие преподобного Сергия в Троицком монастыре могло продолжаться месяц и более.
Еще более впечатляющими были путешествия преподобного в Серпухов и Калугу, где в 1374 году был основан Высоцкий монастырь, а в 1385 – в Голутвин. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь.
В житии подчеркивается, что оба путешествия преподобный Сергий Радонежский совершал пешком, несмотря на то, что в первом случае святому было более 60, а во втором более 70 лет.
Стоит отметить, что мотив пеших путешествий широко распространен в русской агиографии. Преподобный Феодосий Печерский в юности пытался убежать из Курска в Иерусалим, но был настигнут своей матерью, а затем пешком вслед за купцами ушел из Курска в Киев, обошел все монастыри и пришел к преподобному Антонию Печерскому.
Уже игуменом преподобный Феодосий шел пешком рядом с лошадью, присланной за ним одним из князей. Молодой возница, решив, что у монаха много свободного времени, предложил ему поменяться местами, на что святой с радостью согласился, и лишь перед конечной целью путешествия попросил дерзкого юношу поменяться снова, чтобы тому не попало от правителя за непослушание.
Однако в случае с преподобным Сергием выходы из монастыря были не только реакцией на внешние обстоятельства. Неутомимый труженик, он своим авторитетом фактически создал все северно-русское монашество и придал ему новый облик. В глухих лесах, на берегах рек и островах сперва он сам, а затем и его ученики создали десятки обителей. Со второй половины XIV до середины XV века русское монашество перестало быть городским (в Киевской Руси иночество было почти исключительно городским занятием), и превратилось в «Северную Фиваиду». Возрождение Руси от татарского ига началось в диких и пустынных местах, а ученики Сергия Радонежского сыграли роль первопроходцев – они открывали новые места, создавали культурные и экономические центры и строили свои маленькие «города на болотах» задолго до Петра I.
Исключительная заслуга «игумена земли Русской» состояла в том, что для него не существовало мест, неприспособленных к подвижничеству. Своими путешествиями преподобный Сергий Радонежский заложил основу той картины мира, о которой Николай Гоголь скажет «Монастырь наш Россия». И дело было совсем не в том, что все наши предки жили как иноки в миру, а в том, что преподобный Сергий не ограничивал свой подвиг Троицкой обителью, а рассматривал всю Русь, как зону своей ответственности, как место, где можно проповедовать иноческие идеалы и жизнь по Евангелию
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Святой узник: фоторепортаж из кельи патриарха Тихона 18 ноября Церковь вспоминает избрание свт. Тихона (Белавина) на патриаршее служение. Мало кто знает, но в Москве существует келья-музей первого после двухсотлетнего синодального перерыва российского патриарха. Эта келья расположена в Донском монастыре, где с 1922 года почти до самой смерти под стражей содержался святитель Тихон.
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Митрополит Филипп: «Бога ради, живите любовно» Митрополит Филипп, управлявший Русской церковью на протяжении всего двух лет, почитается ею, как один из главных святых. Он был гениальным организатором и молитвенником, — в нем две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и Иосифа Волоцкого — соединялись без конфликта. Во времена, когда правда Божия попиралась, творилась ложь и Церковь должна была ее обличать, он стал голосом Церкви и ее мучеником
Иосиф Волоцкий – святой инквизитор? Строгий аскет и талантливый писатель, святой, который поддерживал сожжение заживо «жидовствующих» и много лет ухаживал в своей келье за парализованным отцом, – об одном из самых удивительных подвижников Руси рассказывает доктор церковной истории Владислав ПЕТРУШКО.
Митрополит Петр: Камень, на котором стоит Москва Не в удобном месторасположении — на перекрестке торговых потоков и водных артерий — секрет возвышения Москвы над более славными и древними городами Руси. А в завете святителя Петра, первого митрополита Московского: быть Москве до тех пор, пока стоит Успенский собор и «мои кости в нем положены будут»
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
Святитель Амвросий Медиоланский: епископ, который умел спорить Отношения с государством — одна из самых важных проблем в истории Церкви. С момента зарождения христианства ответ на этот вопрос заново ищет практически каждое поколение верующих. Но среди христианских святых был человек, сумевший с помощью личного авторитета создать новую модель отношений между Римом и христианами, которая привела к крушению языческой религии и фактически стала одним из предвестников конца римской цивилизации.
Cвященноисповедник Афанасий (Сахаров): когда время не имеет значения Службу Всем святым в земле Русской просиявшим составил священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Его собственная жизнь -- тюрьмы, ссылки, уход в катакомбы и воссоединение с Московской Патриархией в 1945 году, -- пример того, какими сложными путями Бог ведет человека к святости
Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность
Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги русских завистников?
Украинский «эрудит» — учитель Московской Руси Уже 20 лет Россия и Украина пытаются жить порознь. Попытка эта не новая. Между тем историк Н. И. Костомаров более ста лет тому назад говорил о «двух российских народностях», которые отдельно друг от друга не могут полноценно существовать. Убедительное подтверждение тому — житие святого Димитрия Ростовского, уроженца Малороссии. 10 ноября Русская Православная Церковь празднует день преставления святителя
Тайна святого Кирилла: кто придумал Глаголицу? Проповедь Евангелия славянам на их родном языке началась с создания святым Кириллом первой славянской азбуки, кириллицы. Но кириллица не единственная древняя славянская азбука. О происхождении другой азбуки, глаголицы, не утихают споры
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Послания святителя Макария: за пятьсот лет грехи не изменились При Иване Грозном, когда, казалось, высшей точки достигла идея государственности, и в обществе, и в Церкви существовали те же пороки, что и сейчас. Читаем послания святителя Макария, митрополита Московского, чья память празднуется 12 января. Мы знаем его как составителя Великих Четий Миней и как учителя Грозного царя. Но его письма с обличениями пороков не менее важны – они рисуют живую картину эпохи и заставляют сравнивать.
Князь Владимир: человек, который крестил Русь Как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы? Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. Как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой.
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.