На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Великий Четверг: между Христом и Иудой


Версия для печати
11.04.12, 17:03

Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.

Джотто. Поцелуй Иуды. Капелла Скровеньи

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Великий Четверг - день Тайной Вечери Господней. Этот день последней трапезы Господа нашего Иисуса Христа с учениками. Сегодня наступает ночь, и Господь наш Иисус Христос нисходит в сердце земли.

Еще будучи с учениками, Господь наш неоднократно говорил о том, что Он воскреснет в третий день. Святые отцы много размышляли над смыслом этих слов Господа, которые буквально не исполнились. Ведь Господь умер в пятницу, а воскрес на рассвете дня, следующего за субботой. В молитвенном размышлении о смысле этого святые отцы приходят к выводу, что Господь наш говорил о таинстве Своих Тела и Крови. Ибо не дожидаясь прихода предателя и всех тех, что возьмут Его и приведут на Крест, Господь наш дает Себя Сам, миру и человеку, в Своих Теле и Крови.

Господь снисходит в сердце земли, и земля каменная начинает биться живым сердцем. У нашей земли есть сердце, в котором течет животворящая Кровь Господня. Это сердце дано каждому из нас в первом причащении Телу и Крови Христовых. Это сердце дается нам в каждой Евхаристии, в каждой встрече с Господом, в каждом приобщении животворящим Телу и Крови. Евхаристия есть сердце земли, подлинное сердце человека и сердце Церкви. Без Евхаристии немыслимо ни одно из церковных таинств. Не случайно древние последования таинств всегда содержат в себе Евхаристию. Некоторые из таинств сохранили эту связь с Евхаристией, связь с Кровью и Телом Христовым. Таинство священства, рукоположение во диакона, священника или епископа, всегда происходит за Литургией. Потому что именно телом и Кровью Христовой силен человек, силен служитель Церкви и сильна сама Церковь. В таинстве брака брачующиеся приобщаются общей чаше вина. Изначально таинство брака имело своим центром, своим сердцем – источником подлинной любви Тело и Кровь Христовы, которые впоследствии были заменены чашей вина.

Тело и Кровь Христовы являются центром, смысловым пунктом, обоснованием и основанием нашей жизни и нашего существования. Тело и Кровь Христовы – критерий нашего бытия и нашего христианства. Человек, как об этом говорит Апостол Павел, должен рассуждать, достойно ли или недостойно принимает он Тело Христово. При этом должно всегда приступать к Евхаристии и постоянно приобщаться, ибо в этом – жизнь человека во Христе и подлинность его христианского опыта. Если человек причащается редко, то он удаляет от себя жизнь и приближается к смерти. Не случайно в канонах Древней Церкви, которые действительны и по сей день, и которые никто не отменял, содержится указание на то, что если верный христианин пришел на Литургию и не причастился, то он отлучается от Церкви.

Мы часто рассуждаем о том, что делает нас недостойными приобщения. И очень часто мы заблуждаемся, думая, что недостойными причащения нас делает непрочтение молитв, непощение, рассеянность, веселье, радости жизни, общение супружества и окружающий мир. Нет. Недостойными нас делает совсем не это. Все посты, все подготовительные этапы на пути к Евхаристии являются делом добровольным, являются плодом личного усилия, добровольного желания каждого человека. Они, выражаясь современным языком, факультативны.

Что же отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Об этом нам говорит образ Иуды, которого Церковь столь часто вспоминает сегодня. Иуда – пример религиозного человека. Иуда – пример того, кто всегда был с Господом. Иуда – пример человека, который постоянно думает над смыслом и соблюдением правил и предписаний. Иуда – человек, который всегда рассуждает, и который в нужный момент принимает кажущееся ему правильным решение. Он хочет мыслить за Господа. Строго выполняя волю Божию, он, на самом деле, стремится к достижению своей цели. Не случайно современный мир столь любит Иуду. Пройдитесь по улицам и вы увидите: почти всегда в каждом киоске есть очередной журнал, в котором в очередной раз говорится о том, что Иуда не был так плох, как об этом учила Церковь. Почему? Потому что Иуда образ современной религиозности. Иуда - это образ человека, который верит в Бога, который исполняет заповеди и следует правилам, но не хочет отдать всего себя Богу без остатка. Иуда – это человек, который не хочет чтобы вместо его сердца его сердцем стало сердце Христово, чтобы в его жилах текла Кровь Христова, чтобы его тело стало Телом Христовым. И поэтому над Иудой исполняются слова предопределения Господня об отступнике.

Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии - это критерий различия между Христом и Иудой. Христос Господь наш отдает себя миру, Церкви, человечеству всецело. Он отдает себя добровольно, Он отдает Себя в Своих Теле и Крови. Иуда же – человек, который действует, как ему кажется, свободно. Который всегда имеет запасное решение. Но такое запасное решение невозможно.

Таинство Тела и Крови Христовых – это не только таинство, которому мы приобщаемся сегодня за богослужением. Великий Четверг повторяется ежедневно в жизни каждого христианина. Неслучайно, за каждой литургией произносятся слова о том, что мы причащаемся Тайной Вечери. Реализм таинства Евхаристии есть реализм подлинный. Это – вопрошание человека, адресованное к самому себе и к другим: «Быть или не быть?». Если человек уклоняется от Евхаристии и придумывает себе самые благочестивые оправдания, то склоняется к небытию. Он начинает стыдиться Крови и Тела Христовых и повторяет путь предателя. Священномученик Киприан Карфагенский обращается к христианам со словами о необходимости приобщаться, говоря: «Рано утром, возвращаясь с Литургии, не стыдись, что из уст твоих исходит благоухание Его Крови. Ведь в этом – твоя жизнь». Аминь.

Версия для печати

Тэги: Церковные таинства  Страстная седмица  Евхаристия  Священное Писание  Деньги 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Великий Четверг: между Христом и Иудой

Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.