Почему Иоанна Крестителя мы называем предтечей? К какому покаянию он призывал древних евреев и что его слова значат для нас? Об этом рассуждает бывший школьный учитель, а с начала девяностых клирик Московской (областной) епархии протоиерей Игорь Гагарин.
«Он был светильник, горящий и светящий» (Ин.5, 35), - так охарактеризовал Сам Господь Иоанна Предтечу, день рождения которого мы празднуем 7 июля. Все мы призваны гореть и светить, но так немногим это удается! И поэтому тянется душа наша к этим немногим, чтобы от их огня стать хоть сколько-нибудь теплее и светлее. Поэтому так потянулись люди к Иоанну, когда, стяжав постом и молитвой исполинскую силу духа, он вышел из пустыни с проповедью, смысл которой сводился к нескольким словам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Мы называем его Предтечей, потому что он предшествовал Иисусу Христу. Его служением было приготовление людей к той встрече, к которой уже много веков до него шло человечество, к той встрече, которой осознанно или неосознанно искала каждая человеческая душа. Да и сегодня многие продолжают искать. Очень у многих встреча с Иисусом Христом еще впереди. Поэтому слова "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" и в наши дни совершенно современны.
Что же имел в виду Иоанн, когда призывал народ к покаянию? Сегодня многие думают, что покаяться - это осознать свои грехи и признаться в них на исповеди с твердым намерением их больше не повторять. Все это правильно. Так и делали те, кто приходил к Иоанну креститься. Люди при всех исповедали свои грехи и затем входили в воды Иордана, чтобы очиститься. Но многие чувствовали, что это еще не все. Смыть с совести позорные пятна прошлой жизни - это только полдела. Дальше как жить? "... Сотворите же достойные плоды покаяния!" - отвечает Иоанн. Потому что "уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк.3:9).
Но какие плоды? Что нужно делать, чтобы покаяние было не только попыткой "бежать от будущего гнева", но подлинной переменой жизни?
Ответ Иоанна Крестителя краток и ясен: "У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же"(Лк. 3:11). Иначе говоря, будь щедрым, будь добрым, будь милосердным. Помогай, делись, делай добро. Или, как было сказано уже много веков назад и потом повторено Спасителем, "Возлюби ближнего, как самого себя". Без этих плодов покаяние ущербно, оно не достигает цели и не приводит ко Христу.
На первый взгляд, проповедь Иоанна кажется жесткой и грозной:. "Порождения ехиднены. Кто внушил вам бежать от будущего гнева?" Но вслушаемся в его слова и увидим, насколько умеренны его требования, как снисходителен этот человек к нашим немощам. Он не говорит, что нужно отдать последнее, «снять последнюю рубаху». Одеждой пусть поделится тот, кто имеет «две одежды» Насколько это мягче того, что скажет позже Господь богатому юноше: "...пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест" (Мк.10:21). Но не ко всем обращался и обращается Спаситель с подобным призывом, а к избранным. К тем, кого особенно полюбил (Мк.10:21) и зовет к особому служению. Иоанн же обращается ко всем. Отдать последнее - удел великих душ. Поделиться же может и должен каждый. И если бы все руководствовались этим простым правилом, остался ли бы на нашей земле хоть один человек, лишенный крова, одежды и пищи?
Бескомпромисность Иоанна Крестителя удивительно сочетается с его, повторюсь, снисходительностью. Иоанн ни на кого не налагает «бремена неудобоносимые». Удивительно его отношение к мытарям, снискавшим презрение и отвращение соотечественников. И было за что! Они собирали подати в пользу римского императора, власть которого была ненавистна израильтянам. Мало того, значительная часть отнятых у людей денег оседала у них в карманах, поэтому мытари были людьми небедными. Казалось бы, обличая пороки, Иоанн должен был бы с особой силой обрушиться на мытарей. Как непросто, наверное, было им решиться прийти к берегам Иордана. Но пришли и они и спрашивают: «Учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам»(Лк. 3:12,13). И ведь ни слова о том, что само дело, которым они занимаются, греховно!
Еще более удивительно, что говорит Иоанн воинам, которые приходили креститься к нему. Ведь что это были за воины? Это римские солдаты- завоеватели. Это враги, покорившие отечество и ненавидимые всем народом. Очень многие израильтяне мечтали поднять восстание против них, начать освободительную войну ( и начали-таки, скажем в скобках, несколько десятилетий спустя!) и от Мессии, когда он придет, ожидали, что он будет во главе этой войны. Эти солдаты - язычники, не иудеи. Даже вступить с ними в общение для правоверного иудея - осквернение. Как грозно, казалось бы должен встретить их пророк, который никогда никого не боялся. Что же говорит он им? "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3:17). Иоанн понимает: солдат человек подневольный. Служба есть служба. И хотя характер этой службы отвратителен для каждого израильтянина, и, думаю, для Иоанна в том числе, но что тут можно сделать! Не в твоей власти изменить эту ситуацию, как бы говорит Иоанн и мытарям и воинам, но ты можешь и в этой ситуации оставаться человеком, добрым, справедливым, честным и милосердным. В этой связи мне вспомнился рассказ психолога Виктора Франкла о начальнике фашистского концлагеря, который, как выяснилось позже, тратил все свое жалование на лекарства для заключенных.
Вот такой была проповедь Иоанна Крестителя. С одной стороны - строгость и требовательность. С другой - понимание реальных возможностей человека, полное отсутствие какого бы то ни было максимализма и радикализма.
Есть две противоположные позиции. Первая в поэтической форме ярко выражена героем драмы Ибсена священником Брандом:
Коль все ты, кроме жизни дал,
Знай, весь твой дар ничтожно мал.
Другая - "Поскольку сделать все не смогу, не буду делать ничего".
Иоанну Крестителю чуждо и то и другое. Если не способен изменить в своей жизни все, как бы говорит он нам, измени то, что можешь. Такое, думаю, всем нам под силу. Только, добавим от себя, надо не останавливаться, не успокаиваться, стремиться к большему. Потому что покаяние - не разовое усилие, а непрестанное возрастание, восхождение к совершенству.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни 7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий
Познание Божественной тайны: Новый Завет и христианская мистика Приближается Страстная Седмица. Каждый ее день приоткрывает величайшую тайну – Таинства причащения Тела и Крови Христа, Его страданий, Креста, Смерти и Воскресения. Насколько мы можем познать их своим умом, что такое христианский мистицизм и чем он отличается от эзотерики, рассуждает протодиакон Константин МАРКОВИЧ
Как выглядели праотцы? В это воскресенье, за две недели до Рождества Христова, празднуется память праотцев. Как изображаются на иконах Адам, Авель, Ной, Авраам, и другие праведники, послужившие, спасению человечества, о чьей внешности нам не известно ничего? Рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Прот. Валериан Кречетов: как исполнить заповедь о любви? Заповедь «возлюбить ближнего» порой кажется совершено невыполнимой. Ведь в мире столько людей, творящих беззаконие! Однако Господь заповедал любить всех. Как же стать по-настоящему любящим и милосердным? Практические и духовные советы дает духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Ветхозаветный Иов — наш современник 19 мая празднуется память праведного Иова Многострадального. Английский писатель Г.К. Честертон накануне мировой войны и череды революций назвал Книгу Иова "самой занимательная из книг нынешних". Почему Книга Иова остается современной и в XXI веке, размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Библия в новом переводе не вызывает благоговения? Недавно я начала читать Ветхий Завет в новом переводе. Текст понимается намного лучше, читать интересней, но почему-то пропадает отношение к тексту как к священному. И меня это очень смущает. Что с этим делать? Ирина
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Честертон, который был Человеком Папа римский Франциск благословил рассмотреть вопрос признании блаженным автора детективов об отце Брауне -- Гилберта Кита Честертона. Рассказываем о писателе, который смог сделать веру во Христа привлекательной для многих людей во всем мире, не только для католиков, но и для многих православных.
Чтение на Великий пост: Евангелие как аудиокнига Десять лет назад среди аудиокниг появился Новый Завет на русском. Диск оказался востребованным, многие по-новому открыли для себя давно знакомый текст Евангелия. Настоятель храма Флора и Лавра в селе Ям игумен Валерий (ЛАРИЧЕВ), чей голос звучит в записи – рассказал «НС» об особенностях восприятия Писания на слух, поисках веры и причине успеха звуковых книг
Новый перевод Библии расколол Российское библейское общество Первого июня в издательстве РБО вышел новый перевод Ветхого Завета на русский язык. В течение последних 15 лет Российское библейское общество (РБО) занималось подготовкой этого текста, но долгожданное событие омрачил скандал: коллектив авторов работавший над переводом покинул Библейское общество, неожиданно выступив против издания «Новой русской Библии».
Актуальные пророчества из древнего Израиля Пророчества Амоса, древнеизраильского пророка и автора одноименной книги, входящей в канон Ветхого Завета, актуальны и сегодня – убежден автор ее историко-филологического комментария, православный библеист из Лиссабона игумен Арсений (Соколов)
Что есть Новый Завет? Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Крещенские паремии: истории «про воду» 18 января, в Крещенский сочельник, Литургия Василия Великого начинается с Великой Вечерни, где читаются 13 паремий — текстов Ветхого Завета. Паремия в переводе с греческого — «притча», то есть история с особым смыслом. О чем эти 13 историй и как они связаны с праздником Крещения?
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Иов отказался от эвтаназии Сидя на гноище, потерявший все и пораженный проказой с ног до головы Иов отказался «похулить Бога и умереть», как предлагала ему жена. 19 мая праздновалась его память, а несколькими днями ранее Вермонт стал четвертым штатом США, в котором разрешили эвтаназию. Андрей ДЕСНИЦКИЙ о том, что самоубийство в Библии – не благородный «уход» решительного человека, а дно отчаяния
Что значит – Сын Божий? Христа мы называем Сын Божий. О том, как раскрывается понятие «Сын Божий» в Ветхом и Новом Заветах, а также — была ли божественность Христа открыта людям до Его воскресения, — прот. Дмитрий ЮРЕВИЧ, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной академии.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.