Мы все знаем, что Евангелие читать надо. Но, оказывается, читать Евангелие можно по-разному. Как именно? Об этом читайте в новом номере нашего журнала.
Мало меняется в нашей жизни от того, что мы читаем Евангелие. Почему? Что мы пропускаем в этой главной для христианина книге, что мы понимаем неверно? Может быть, мы читаем не «то» Евангелие, может быть нужен другой, «наш» перевод? На страницах нового номера об этом размышляют протоиерей Геннадий Фаст, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии протоиерей Георгий Климов, член библейской группы Синодальной библейско-богословской комиссии и завкафедрой церковно-практических дисциплин МДАиС Владислав Цыпин.
Поиск высоких смыслов, или дословное понимание текста; обращение за разъяснениями к авторитетам Церкви, или психологическое осмысление? Это далеко не полный перечень способов прочтения Священного Писания в т.н. Евангельских группах. «Разум и чувства, или зачем читать Евангелие в группе?» – эта статья открывает главную тему номера. Наш корреспондент, побывав в нескольких Евангельских группах, действующих в Москве, делится своими наблюдениями и дает совет, как организовать группу чтения Евангелия у себя на приходе. Настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены протоиерей Геннадий Фаст комментирует статью, объясняя, зачем читать Евангелие вместе с малознакомыми людьми.
Евангелие переводится как «благая, радостная весть». «Настигнуты ли мы радостью?» –подборка рассказов самых разных людей о том, как, когда, и зачем они читают Евангелие и изменила ли Радостная весть Христа их жизнь?
Как читать Евангелие на Литургии: лицом к Алтарю, или лицом к народу? Этот вопрос вновь актуален. Почему читать лицом к народу не возбраняется, вы узнаете из статьи «Как складывался чин чтения Евангелия на Литургии» заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, доктора богословия протоиерея Владимира Хулапа.
Перевод древних текстов сложное дело: сохранение древних смыслов отдаляет от нас текст оригинала, а «осовременивание» уничтожает его смысл. Недавно вышел новый перевод текстов Ветхого и Нового Заветов. Это послужило поводом для разбора ошибок и интересных выводов. По мнению Михаила Селезнева, члена библейской богословской комиссии, автора перевода Ветхого завета, обязательно должно существовать одновременно несколько переводов. Только так можно получить точное представление об оригинале.
Независимо от того, как понимать Евангелие, символически или буквально, любое его прочтение может стать полезным для духовной жизни. Действительно ли, это так? Про три ступени чтения Евангельского текста рассказывает преподаватель кафедры библеистики МДАиС протоиерей Георгий Климов в статье «Чтение Евангелия как таинство».
Рубрику «Жизнь в Церкви» открывает фоторепортаж из Тувы. Корреспондент «НС» Екатерина Степанова побывала в республике, в которой только год назад образовалась самостоятельная епархия. О подвиге православных миссионеров и трудностях миссии в Туве читайте и смотрите фоторепортаж «Православная Тува: храм-юрта и горловое пение».
Антиклерикализм – эта тема сейчас на слуху, но отнюдь не нова. О том, как сто лет назад пытались сделать из Поместного собора «церковный парламент», как газеты защищали афонских имяславцев лишь потому, что они противостояли Синоду и как возникла идея «религиозной революции», читайте в статье Федора Гайды «Современный епископат потерял всякое доверие»: из опыта русского антиклерикализма»»
80 % россиян называют себя православными, но регулярно исповедуются только 8%. Как относятся к православию остальные? Они понимают православие только как традицию и не против того, чтобы эта традиция стала и государственной идеологией. Статья «Нецерковное дело?» о том, нуждается ли Церковь в «подпорках» государства.
Сомнение и отчаяние лечатся настоящей любовью. Рассказ Лилии Егоровой «Как я нашла духовного отца», о такой любви. Это личный опыт того, как духовный отец может стать родным человеком на всю жизнь.
Когда-то сюда ссылали преступников. Сегодня на этом острове главное – монастырь. Именно в этом скорбном месте апостол Иоанн надиктовал своему ученику Прохору самукю таинственную книгу Нового Завета – «Апокалипсис». О паломничестве на остров Патмос читайте в статье «Остров откровения».
Рубрика «Ближний круг» отвечает на вопрос, как быть с ребенком, который начал огрызаться? Особенно если родители не из тех, кто все время гладит по головке свое дитя? Отвечают семейный психолог, мать десятерых детей Екатерина Бурмистрова и священник Георгий Ореханов.
Обмануть человека и просто, и сложно. Оказывается, когда мы обманываем, то не только вредим своей душе. Наши физические реакции приходят в состояние стресса, по которому специалисту легко будет вычислить лжеца. Читайте в рубрике «Ближний круг» интервью «Разоблачение лжи» с руководителем Международной академии лжи, психологом, экспертом по вопросам безопасности Евгением Спирицей.
Жизнь бывает интересней, чем авантюрный роман. Феодора Никитична прожила 83 года. Ее рассказ начинается, как сказка, или как притча: «была моя мама труженица всех мер. И православная христианка. Окончили они с папой по три класса, и было у них нас семеро…» Читайте увлекательную историю «Федорино счастье» о жизни и простой старосты храма.
Наводнение в Краснодарском крае и другие чрезвычайные ситуации показали, что пора определять юридический статус волонтерской деятельности. Как? На Украине недавно был принят закон, по которому волонтером может считаться только тот, кто официально оформил договор о волонтерской деятельности. И это только начало истории... Об опыте Украины и Европы размышляет Антон Меснянко в статье «Волонтер дикий и волонтер прирученный».
В Москве есть необычный магазин, куда обычные люди приносят тысячи вещей, чтобы потом другие обычные люди купили их за пожертвование. «Мало – это намного больше, чем ничего» гласит надпись на прозрачном ящике для пожертвований в «Лавке радостей». Так же называется и фоторепортаж о странном магазине без ценников.
Что сегодня делают люди в библиотеках? Образ пыльного хранилища давно устарел. Сейчас библиотека это пространство, в котором аккумулируются новые идеи и способы познания. «Есть ли жизнь в библиотеках?» – читайте статью Петра Мазаева и Юлии Камаевой и рейтинг пяти лучших библиотек Москвы в рубрике «Культура».
Как дети переживали революцию? «Я не умею врать, а пишу, что правда», – это признание 12-летней девочки из Ярославской губернии могло бы быть распространено на множество детских воспоминаний, написанных в изгнании. Прочитать их можно в статье «Боженька! Помилуй Россию, помилуй меня!».
Так же в номере:
Как современному школьнику выбрать будущую специальность среди тысячи мерчандайзеров, логистов и дистрибьюторов?
Давать или не давать деньги врачу?
Что означает серьга в ухе Младенца Христа на иконе?
Правда ли, что телевидение умерло?
"Свежий номер журнала всегда на сайте: www.nsad.ru.
Журнал можно приобрести в электронном виде на сайте:www.pressa.ru
Спрашивайте журнал «Нескучный сад» в храмах и лавках Вашего города.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия Зачем читать Евангелие с малознакомыми людьми, которые часто знают не больше моего и не могут поделиться ценной интерпретацией трудного отрывка? Отвечает протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Познание Божественной тайны: Новый Завет и христианская мистика Приближается Страстная Седмица. Каждый ее день приоткрывает величайшую тайну – Таинства причащения Тела и Крови Христа, Его страданий, Креста, Смерти и Воскресения. Насколько мы можем познать их своим умом, что такое христианский мистицизм и чем он отличается от эзотерики, рассуждает протодиакон Константин МАРКОВИЧ
Прот. Валериан Кречетов: как исполнить заповедь о любви? Заповедь «возлюбить ближнего» порой кажется совершено невыполнимой. Ведь в мире столько людей, творящих беззаконие! Однако Господь заповедал любить всех. Как же стать по-настоящему любящим и милосердным? Практические и духовные советы дает духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ
Евангельские группы: разум и чувства Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала в некоторых из групп совместного чтения Евангелия и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее изучать Евангелие в группе, и зачем это нужно?
Воскресное Евангелие: Крошки для псов 10 февраля кроме Евангелия в память о новомучениках Российских будет читаться и история об исцелении Христом дочери хананеянки. Почему еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит зависть: отчего у соседа крошка побольше моей? Как же сохранить дерзновенное смирение хананеянки?
Жизнь по Евангелию — раздражает? Все говорят — надо жить по Евангелию. А знают ли они — что это такое на самом деле? Мне в жизни довелось не только увидеть такого человека, но и поработать с ним. В такой ситуации есть только один выход — тоже начать жить по Евангелию. Иначе будешь все время раздражаться на «глупые выходки милосердия» со стороны этого чудика.
Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.
Евангелие в День Святой Троицы: как оживить каменное сердце? «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой», -- сказано в сегодняшнем Евангелии. Что это за «чрево»? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь: оживет сердце наше. Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).
Воскресное Евангелие: Исцеление расслабленного, как спастись от греха? Христос приходит в сотворенный им мир и исцеляет душу от греха. У человека есть четыре помощника в этом деле спасения: презрение к себе (смирение), исповедь согрешений, обещание воздерживаться от зла и молитва к Богу. Так толкуют святые отцы евангельскую историю об исцелении расслабленного, рассказывает игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ)
Евангельское чтение: почему апостолы не могли исцелить бесноватого отрока? Христос сказал, что духи злобы изгоняются только постом и молитвой. Пост и молитва – способы отказа от себя, своих «законных прав» на отдых и еду, чтобы мы вернулись в реальность духа, который один по-настоящему реален. Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК.
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Воскресное Евангелие: Два Друга Евангелие предстоящего воскресного дня посвящено Иисусу Христу и Его другу – Иоанну Предтече. Было ли открыто Иоанну Крестителю о Христе, что Он – Бог? Или Креститель сомневался, когда спрашивал: «Ты ли Тот или ждать нам Другого» (Лк.7:19)?
Чтение Евангелия: Настигнуты ли мы радостью? Евангелие в переводе с греческого — радостная весть. Приносит ли нам Евангелие радость? Или другие чувства? Как, когда, зачем мы его читаем? И меняет ли это нашу жизнь?
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Протоиерей Владислав Свешников: Как жить по Евангелию Чтобы жить по Евангелию, надо его читать. Но если читать Евангелие внимательно, станет понятно, что жить по Евангелию – почти невозможно. Что делать, рассказывает протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.