На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Честертон, который был Человеком


Версия для печати
29.05.13, 17:23

Папа римский Франциск благословил рассмотреть вопрос признании блаженным автора детективов об отце Брауне -- Гилберта Кита Честертона. Рассказываем о писателе, который смог сделать веру во Христа привлекательной для многих людей во всем мире, не только для католиков, но и для многих православных.



Это был человек–парадокс. Большой и толстый мужчина, который вечно опаздывал, обожал возиться с детьми и до самых последних дней своей жизни сохранил удивительную способность удивляться окружающему миру.

В молодости Честертон увлекался оккультизмом, но затем стал одним из самых талантливых проповедников христианства. Он не боялся искать новые образы и возвращать словам первоначальный смысл. Обладая какой–то удивительной смелостью, он мог прочитать текст Евангелия глазами читателя современных газет. В «Вечном человеке» Честертон находит поразительные слова для описания Нового Завета, которые до сих пор могут показаться почти кощунственными для многих: «Многое в Евангелии ничего не подкрепляет, тем более не иллюстрирует признанных религиозных догм. История Христа ничуть не похожа на то, что принято называть «простым, не испорченным Церковью Евангелием». Я сказал бы скорее, что Евангелие — таинственно, Церковь — разумна; Евангелие — загадка, Церковь — разгадка».

Эта мысль английского писателя перекликается с суждением другого человека, прожившего в Великобритании всю свою жизнь, но сделавшего для проповеди христианства в России необычайно много. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед говорил о том, что православные святые совсем не были так благочестивы, как это кажется при чтении житий. Подвижники совершали поступки, которые не вписывались в традиционную парадигму святости, и образ Церкви и благочестия, сформированный в нашем мозгу, мог не совпадать с исторической реальностью, что убедительно доказали два христианина, живших в Англии, но обладавших православной душой с точки зрения осознания веры. Только в православии есть удивительная свобода веры, которая проявляется даже в особенностях нашего богослужения – человек может занять любое место в храме, может стоять на коленях, выбрать себе любимый уголок и побыть наедине с Богом.

Гилберт Честертон мог совмещать веру в Бога с еще одной православной добродетелью - рассудительностью, которой так не хватает в наши дни. Он был способен посмотреть на Евангелие глазами взрослого ребенка, который видит текст Писания во всей его красоте и не поддается попыткам навязать ему образ Бога ученых, Бога простецов или Бога воцерковленных. Напротив, он решительно отбрасывает все мифологемы и говорит о том, что Христос совершенно не похож на Того, кем Его пытаются представить люди ХХ века: «Честно прочитав Евангелие, вы не увидите популярного в наши дни «человека Христа». Такой Христос — искусственное построение, слепленное из произвольно выбранных свойств, словно человек, созданный поборниками эволюции. Таких Христов накопилось очень много — не меньше, чем ключей к мифологии».

Рассудительность Честертона помогла ему дать ответ на вопрос, почему христианство и Церковь раздражают многих в современном мире. В эссе, посвященном сказкам, он находит очень точный образ поврежденности мира, его неспособности поверить в Евангелие: «В сказках душа здорова, мир — полон чудес. В реалистическом романе мир уныл и привычен, а душа корчится от боли.

Сказка говорит о том, что делает здоровый человек в краю чудес; современный роман — о том, что делает безумец в мире скуки. В сказках мир свихнулся, но герой сохранил рассудок. Герой современного романа, свихнувшийся еще до первой строчки, страдает от жестокой рутины, от злой разумности мира».

Человек, «свихнувшийся» еще до начала жизни не способен поверить во Христа, потому что такая вера слишком «проста» и разумна для нашего «безумного, безумного мира», в котором легче поверить в факира, который умел летать, чем в то, что Христос мог накормить хлебами 5 тысяч верующих.

У большого английского писателя и журналиста была еще одна удивительная способность – он мог смотреть в лицо опасности и говорить «неполиткорректные» вещи о том, что детские страхи нельзя объяснить модными психологическими теориями, что ребенок может испугаться «ковра в доме викария», а не злодея, которого ему показывают в кинотеатре. Также спокойно он мог рассказывать и о религиозных страхах. В романе «Шар и крест» он делает так, что верующий и атеист ведут бесконечные споры о Боге, в то время как для большинства людей эта тема неинтересна.

Для Честертона не существовало неинтересных тем. Свои блестящие эссе Честертон мог писать на любые темы – от «вегетарианской индейки» до описания ночного города. Своим творчеством он свидетельствовал о том, что не существует скучных людей, плохой Церкви или несовременного христианства. Все эти проблемы возникают лишь в сознании человека, не способного разглядеть чудеса в обычной жизни, в традиционной религии и в своем соседе по дому, который высаживает в огороде брюкву. Напротив, в самых банальных проявлениях повседневной жизни Честертон был способен увидеть и донести до читателя яркий, ослепляющий мир, наполненный всеми красками жизни. Он был способен превратить реальность в сказку, потому что твердо верил в то, что у дракона есть настоящая бабушка.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Личность  Общество  Культура  Христос  Евангелие  Проповедь  Книги 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.