27 марта журнал «Русский репортер» проводит дискуссию на тему "Кто в России устанавливает моральные нормы?" В том, что общие моральные нормы есть сегодня в России, сомневается библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. Когда количество вопросов, на которые в обществе нет единого ответа, падает ниже некоторой черты – начинается война всех против всех и общество как таковое заканчивается.
В середине 90-х я встретил в Троице-Сергиевой Лавре одного послушника, который тосковал по советским временам. Да как же так, – удивлялся и возмущался я, - Церковь в те времена не жила, а выживала, а теперь дышим полной грудью! «Тогда, – ответил мне послушник, – были простые и ясные нравственные нормы, и все их разделяли, а теперь совсем не то».
Я категорически не согласился с ним тогда, слишком хорошо помнилась мне жизнь в СССР с ее двойными и тройными стандартами буквально на каждом шагу. Но теперь, кажется, я лучше начал понимать, что он имел в виду. Да, девяностые никак не назовешь временем расцвета нравственности и бескорыстия. Но в обществе оставались некие представления о базовых правилах – и даже если исключения встречались чаще, чем следование этим самым правилам, все равно было ясное понимание, что это именно исключения. Самый страшный олигарх девяностых, Борис Березовский, год назад попросил прощения у своей страны, адресно и конкретно – и я тогда принял этот жест за циничный политический шаг. Может быть, так оно и было сначала, да только вышло так, что эта просьба оказалась последним, что он сказал стране.
Попросят ли нынешние, пусть даже лет через двадцать? Не уверен. Старые советские нормы, как и советская (или еще дореволюционная) инфраструктура, износились до такой степени, что починке уже, похоже, не подлежат. А нового создано слишком мало, новое пока что – не держит.
Нет, мы, конечно, все знаем, что такое хорошо и что такое плохо, свои представления есть у каждого. Но всё чаще и чаще мы убеждаемся в неочевидности этих представлений. Хорошо ли свадебному кортежу стрелять в воздух на улицах города? Хорошо ли калечить или убивать водителя, припарковавшего машину на месте, которое вроде как твое? Хорошо ли радетелю за народное благо иметь элитную недвижимость на территории потенциального противника? Хорошо ли чиновнику получать липовую научную степень? Да вот, оказывается, это кому как, это еще надо подумать и посмотреть. Интересно даже, какой вопрос из казавшихся совершенно очевидными прежде будет задан следующим…
Когда количество вопросов, на которые в обществе нет единого ответа, падает ниже некоторой черты – начинается война всех против всех и общество как таковое заканчивается. Похоже, мы начали это осознавать – не случайно на улицах Москвы в этом году народ собирался не столько по политическим, сколько по нравственным поводам, в связи с гибелью сирот и запретами на их усыновление. Конечно, в том и в другом случае нравственность тут же оседлала политика, так это ведь только потому, что политика сама по себе людям уже не интересна, и она это знает. И похоже, что повестку завтрашнего дня будет определять вне зависимости от текущих политических раскладов тот, кто сможет предложить обществу внятные, понятные, действенные нравственные нормы, правила игры на общем поле.
Только кто это будет?
Власть последний год явно действует под девизом «мы всё равно сделаем, как захотим, а ваше дело десятое». Людей возмущает не самоуправство и не воровство чиновников сами по себе, а скорее тот градус цинизма, которым всё это сопровождается. При этом законодатели очень озабочены нравственностью, принимают один закон за другим, чтобы проследить за тем, насколько вот вы или я нравственны: проживаем ли по месту прописки, не курим ли в вагонах, не получаем ли деньги из-за границы, а далее везде.
Но еще Екатерина II наставляла своих законотворцев: «Весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями». И не скажешь лучше. Вот, к примеру, ввели в свое время ВАК, чтобы он проверял правильность оформления диссертаций, отсутствие в них плагиата и всё такое прочее. Теперь оказалось, что среди пропущенных им работ высоких должностных лиц доля плагиата устойчиво стремится к ста процентам, а руководитель арестован по обвинению в растрате (о если бы хоть в плагиате!). Как вообще что-то можно проконтролировать в условиях, когда «корочки» давно стали формальным атрибутом, и с этим мирятся все участники процесса?
А может быть, нормы установит интеллигенция? В советское время именно она претендовала на роль носителя нравственных ценностей, и если ругали ее «образованщиной», как Солженицын, если отказывали в самом праве называться «интеллигенцией» – то как раз за неспособность или нежелание исполнять свою главную роль. Да, только где эта интеллигенция? Разумеется, могу назвать немало интеллигентных людей, нравственные идеалы которых для меня очень много значит. Но вот этого сословия, похожего в идеале на рыцарский или монашеский орден, уже, кажется, не будет – оно просто не воспроизводится.
Глядя на молодых представителей «думающего сословия», я вижу кого угодно: специалистов среднего звена, средний класс, рассерженных горожан, хипстеров или яппи – и ни одна из этих категорий не претендует на то, чтобы учить нас жить, особенно на собственном примере. Да, пожалуй, это и хорошо.
Или, наконец, Церковь? В это очень хочется верить… но не получается, если честно. Скандал следует за скандалом, и дело даже не в том, что на тысячу достойных пастырей находится один недостойный. Оказывается вдруг, что у этого недостойного пастыря, попавшего, к примеру, в ДТП с жертвами, всё схвачено, и если бы не досадное происшествие – так бы и молчали все вокруг о его недостоинстве. Себе ведь дороже.
И сразу понимаешь: можно много поститься и молиться, регулярно не просто причащаться, но и служить Литургию, быть целиком и полностью человеком Церкви, или по крайней мере казаться им – и не выдержать простейшего экзамена на порядочность. А если так, то в самом ли деле церковная жизнь сама по себе способна сделать тебя не то чтобы святым, но хотя бы приличным человеком? Тоже, оказывается, не всегда… А про агрессивное навязывание своей веры «активистами» уж и вовсе говорить не приходится, тут вопросы нравственности отступают перед таким насущной и актуальной для всех нас проблемой, как соответствие теории эволюции первой главе Бытия. Когда такое на кону, какая нравственность?
Или преподаст уроки нравственности школа, которая учит теперь в основном сдавать ЕГЭ, а скоро к нему добавится ГТО? Или семья, или трудовой коллектив, профком и местком с их «ты людям всё расскажи на собрании», ну что там было еще хорошего в СССР, не хорошего, так просто действенного? Всё не то, что надо.
Так кто же, кто? Не знаю… Если только мы сами. Во всяком случае, другого реалистичного варианта я не вижу. Разве что ангел с небеси, да и то, если вспомнить историю Содома, его жителям и ангелы не помогли – потому, наверное, что они сами не хотели себе помочь.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Владимир Берхин: активистами не рождаются Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (Ларионова), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Обостренный активизм: ложь и пустота фарисеев Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
Почему блуд – это грех? Церковь считает блуд смертным грехом, а современное общество считает беспорядочные связи естественными и даже изысканными, на девственность же смотрит с насмешкой. Так было и в античной Александрии, из которой происходила Мария Египетская — блудница, ставшая образцом покаяния. Накануне дня ее памяти, 14 апреля, о страсти блуда рассказывает протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ.
Как увидеть в себе действие страстей И с чего начать с ними бороться, рассказывает протоиерей Георгий Бреев, главный духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Почему гомосексуалистами не рождаются Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей ЛОРГУС.
Медитация на сигарету Является ли курение грехом – ведь ни в Евангелии, ни у Святых Отцов о нем ничего не говорится? Следует ли бороться с этой вредной привычкой, или можно все-таки позволить себе маленькую слабость? Не мешает ли она духовной жизни? Отвечает ректор института христианской психологии, протоиерей Андрей ЛОРГУС
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Преподобный Амвросий Оптинский: Веселый больной В этот день 200 лет назад родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский. В возрасте 35 лет он становится фактически полным инвалидом. При этом прп. Амвросий – прозорливый старец и подвижник – отличался необычайно добродушным, веселым нравом.
Как победить грех О том, как научиться видеть свои грехи, с чего начинать борьбу с ними и как при этом не впадать в духовную ипохондрию, мы поговорили с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, ректором ПСТГУ.
ЛСД: куда приводят трипы Я не встречал доступного и убедительного объяснения – почему употребление ЛСД запрещено. Зато много раз слышал, что ЛСД не вызывает зависимости и безвреден для физического здоровья, а один православный мне даже сказал, что ЛСД помогает ему в духовной жизни. С помощью профессионала я решил развеять этот туман и понять – что не так с ЛСД
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Церковь об ЛСД: Почему психоделический опыт – грех У меня есть знакомые, в том числе и православные, которые считают, что ЛСД поможет им в духовной жизни и откроет что-то новое. Мы уже спросили об этом нарколога, теперь спрашиваем игумена Мефодия (Кондатьева), руководителя координационного центра Русской Православной Церкви по противодействию наркомании. Он считает, что в человеке существует намеренное ограничение, ломать которое запрещено.
Епископ Пантелемон (Шатов): Как победить раздражительность Великий пост - время начать наконец всерьез бороться со своими страстями. Особенно въедливая страсть, которая так часто отравляет нашу жизнь, - это раздражительность. Как ее победить, объясняет епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
Пожирательница души «Зависть -- двигатель прогресса, -- заявляют некоторые, -- ведь если бы ее не было, мы бы так и сидели в каменном веке. А так посмотрел, как у соседа -- сам еще лучше сделал, увидел достижения другого -- сам к чему-то стал стремиться». Однако Сальери его зависть не помогла -- а мир потерял Моцарта.
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Чревоугодие: еда вместо Неба Когда говорят «вот чревоугодник», то сразу представляется не человек, а туша. Но и худосочные постники могут стать пленниками пищи. О страсти чревоугодия мы попросили рассказать старшего преподавателя нравственного богословия Богословского факультета ПСТГУ Андрея Владимировича Лукина и протоиерея Алексия Потокина, священника храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.