Православный, значит обязан уступить, когда отнимают мою квартиру, не выдают зарплату или оскорбляют жену? Чтобы разобраться и поступить по-христиански, нужно понять своего обидчика, считает протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, многие годы являющийся духовником священства города Москвы.
— Святые отцы советовали уступать и уступали друг-другу. Как следовать этому совету в современном мире, где, если начнешь уступать, так у тебя отберут последнее. Вот, например, хотят у меня отнять кусок дачного участка. Что делать – уступить, или все-же судиться, ведь это не только мой участок, но и моей семьи? И соседи явно нарушают закон.
— В наше время резко изменились отношения людей друг с другом, сейчас очень обостренно чувство собственности. То, что в советское время было естественным – квартира, стало вдруг сверхважным. Сейчас, чтобы в Москве получить квартиру, надо либо очень сильно разбогатеть, либо от родителей получить ее в наследство. А детей трое, и все примерно с одним уровнем достатка. И начинается проверка – кто кому уступит. И редко когда видишь, чтобы люди проявляли себя как подлинно благородные и настоящие, по духу, христиане. Доходит буквально до ненависти друг ко другу, родственники становятся врагами.
А ведь эти материальные отношения это — не просто так, это серьезное искушение, которое проходит человек. Макарий Великий говорил, что все, от царя до нищего, проходят искушение в зависимости от меры привязанности к материальному миру. И никто не может избежать этих испытаний. Сатана трясет людей, как зерно, в решете земных дел и смотрит – кто провалится. И здесь, в какой-то мере, и выковывается духовный лик человека. Правильно выстроенный человек на первое место все-таки ставит то, что более важно – отношения между людьми.
А зачем я буду враждовать? Да, лучше я получу меньше, но я буду жить с чистой совестью, я не хочу становиться врагом брату или сестре. Пусть какая-то часть моего имущества перейдет к нему, лишь бы только не начинать войну. Человек настроенный духовно будет рассуждать именно так, здесь и выявляется что-то настоящее, какое-то подлинно христианское отношение к жизни. Да, мне жалко имущества, но я как-нибудь проживу, Бог меня не оставит. Я уступлю, потому что у меня, например, двое детей, а у него трое. И хотя по правде доля должна быть равная на всех, но я уступлю, потому что брату тяжелей. А я, слава Богу, имею свой хлеб.
— А все-таки, если не родственники у меня отнимают, а незнакомые люди? Причем это не мое, а принадлежит моей семье?
— У нас на приходе так и получилось. Я строю дом, по договору он строится на те накопления, которые я на приходе собрал за пять лет — деньги и материал. А потом строители, когда дом уже был готов, вдруг говорят, что мы должны им еще 4 миллиона. Я говорю, – а за что же? Договор был на 12 миллионов, я вам уже 14 заплатил. Потом вы увеличили до 16, потом до 18. Я опять заплатил и думал, ну теперь то все. И теперь я еще должен? —А скрытые расходы? —Какие скрытые, если я каждый день с вами на стройке толкался вместе с архитектором и конструктором? —Нет, вы нам должны. —Знаете, я понимаю, что вы человек светский и работаете по своим стандартам и с большими бюджетами, выделяемыми городом. Но городской бюджет это когда город дал много денег, и вы можете производить невероятные накрутки. Ты только лопатой копнул, и уже включился счетчик, пошли деньги крутиться. А мы в Церкви строим своим хозподрядом, денежки с трудом накопили, и на них строим. Так что я вам ничего не должен, и ничего платить не буду. Четыре миллиона — это накладно для прихода, мне нечем будет платить зарплату сотрудникам. – Нет, плати. А не будешь платить, я пойду жаловаться в Патриархию. А если они не помогут, я в арбитражный суд напишу. А я то знаю, что никаких документов, подтверждающих его претензии, у него нет. Но потом я вспомнил слова «не судитесь» и «не судите». Ну ладно, хорошо, я вам могу выплачивать поэтапно, и за три-четыре года я вам все выплачу. Но я же тем самым подставил свой приход, мы каждый месяц выплачиваем по 300 тысяч просто ни за что. Бросаем деньги в пасть этому крокодилу, который хотел нас скушать, приходские деньги. Почему? Потому что настолько обострились отношения, человек ради этих денег был готов на все. Хотя я мог на это пойти, и в Патриархии и суде мы бы доказали, что этот человек не имеет права требовать с нас ничего. Но мы, скрепя сердце, все равно ему платим.
— То есть, даже в ущерб справедливости, надо уступить ради мира?
— Какая-то возможность уступить у нас иногда есть, хотя мы и ужались при этом до предела, и отрываем кусок от себя, от полезных и важных дел. Но если дело накалилось до того, что люди готовы идти в суд, то ладно, Бог с ним, возьми. Бог судья и Он видит все – на чьей стороне правда. Но мы пошли на это, уступили, пожалуйста. А если просто нечего отдать, если нет такой возможности, то как ты здесь уступишь?
Но есть и другая сторона дела. Как раньше говорили – бедняку с богатым судиться невозможно. Вот ты бедный, а он какой-то там олигарх. Что ты будешь с ним судиться? Мне один олигарх как-то говорил «ты что, хочешь со мной судиться, вот я сейчас тебе устрою». И я понял, что я сейчас если что-то пикну, хотя там были явные нарушения, то я буду тот нищий. Это бессмысленно. Это даже не малодушие, а какая-то простая логика здравого смысла. Эта логика подсказывает, что ты не только с духовной, но и с чисто прагматической точки зрения больше проиграешь, если ввяжешься в эту кашу.
— А если говорить не о собственности, а о человеческих отношениях, в том числе рабочих. Должен ли я уступить тому, кто явно неправ.
— Человеческие отношения сложно поставить в столь узкие рамки, наподобие бревна, на котором столкнулись два барана, чтобы им нельзя как-то разойтись. У апостолов есть такое правило – во второстепенном можете уступать. Назовем быт и материальные отношения второстепенными. Там овчинка не стоит выделки – больше эмоций выплеснете на борьбу. Надо уступить, сказать «брат, успокойся». Так иногда приходится по голове людей погладить, если видишь, что человек возбужденный и требует своего. Приходит человек эмоционально заряженный каким-то негативом, и хочет священнику что-то доказать. Но ты уже заранее это видишь и начинаешь его так сглаживать, обхаживать. А потом говоришь ему: «Дорогой мой, золотой, ну что ты такой, давай разберемся, что за конфликт»? Посмотришь, вроде у него уже и пыл немного сошел: «Да, батюшка, погорячился. Ну, прости, ладно». И человек успокоился и ушел довольный. А ведь шел с кулаками и с войной, доказать хотел. Когда видишь таких людей – где-то им уступишь. А где-то чувствуешь, что не имеешь права уступить, потому что уступаешь не за себя лично, а за доверенное тебе дело, за приход. За какие-то линии нельзя отступать, потому что иначе окажешься в глупом положении.
— Когда уступить будет грехом?
— Древний подвижник авва Агафон вел святую жизнь. К нему пришла братия и решила его искусить. —Ты, Агафон, блудник. — Да, я блудник, я каюсь. —Ты невоздержанный обжора! — Да, говорит Агафон, я действительно не строго пощусь, надо бы лучше поститься. А когда дошло дело до обвинений в ереси, то он говорит: нет, душе моей чужд это порок. Нельзя уступать в вопросах правильной веры и Бога. На охране этой области человек должен стоять очень строго, как страж.
У одного современного мыслителя, греческого митрополита, и еще у старца Паисия Святогорца, я читал, что мир духовный очень точен. То есть мысль как лучик — вот она идет правильно. Если только что-то примешалось к ней, мысль уже будет другого качества, отклонится в сторону и будет отражать что-то другое. Есть законы духовной жизни, которые тоже очень точны. Люди, которые начинают жить духовной жизнью, это понимают. Если я только допущу какое-то неправомыслие в отношении к Богу, Пресвятой Богородице или подвигу святого, я сразу получаю внутреннее свидетельство о том, что я что-то нарушил и на душе что-то нехорошо. Начинаешь присматриваться – да, я допустил вольнодумие или свободное отношение к таким вещам, которые сами по себе сокровенны и мы можем к ним только приближаться. Но формировать их, стараться взять их, мы не можем. Но об этом наверное не стоит говорить.
Есть и другие вещи, в которых обычно нельзя уступать, это то, что затрагивает вопросы совести, чести, семьи, жены, человеческого достоинства. Но и тут тоже надо оговориться, что это нельзя доводить до дуэлей, как это раньше было. Ты меня оскорбил, а я тебя на дуэль. За этой дуэлью стоит какое-то глубоко-глубоко недуховное отношение. Когда идет накал до такой степени, что встает вопрос о жизни и смерти, то все аргументы надо откладывать в сторону. Пусть ты оскорбил меня, есть заповедь прощать и любить врагов. Да, это вопрос чести, но эта честь может быть чисто мирская. Я может просто не хочу себя, свою тщеславную гордость, потерять в глазах друзей, приятелей и общества, чтобы они не подумали, что я трус, потому что человек оскорбил меня или мою жену, а я в ответ промолчал. Если посмотришь, что за этим на самом деле стоИт, то страшно становится. Это ведь убийство человека, убийство одного человека другим. И что после этого? Так что если мы христиане, мы понимаем, что здесь все эти недомыслия, все порывы личного, надо отложить. По крайней мере, преодолеть их каким-то высшим судом правосудия Божия, чтобы не совершить самого страшного.
— А вот иду я с женой по улице, и какой-то хулиган ее оскорбил. Можно ли подойти и дать хулигану по морде?
— Не обязательно драться. А вот подойти и сказать: «Твой поступок хамский и безобразный, почему ты себя так ведешь?» — мы обязаны. Я муж, я не могу остаться безучастным, потому что иначе жена меня не будет уважать и любить. Это нисколько не унижает достоинство христианина, когда идет агрессия, не начинать драку, а смело и спокойно заявить обидчику о том, что он поступает низко. Если надо — удержать его руку или злое слово, пригрозить полицией за оскорбление. Но бить – это нехорошо.
— Резюмируя. Когда я должен делать то, что считаю правильным я, а когда то, что считают правильным другие люди?
— Если попытать понять какой-то основной принцип, который можно применять во многих жизненных ситуациях, то это принцип «пойми другого человека». Войти в его положение и понять его, понять его образ мышления и его идеи. Потому что чаще всего у нас спор возникает из-за того, что я не хочу понимать другого человека. Вот не хочу. У меня есть какой-то внутренний наработанный мировоззренческий или идейный результат моей работы и моих размышлений. И вот не хочу я от него отказываться.
А самый лучший принцип, его положил еще Василий Великий, мудр тот, кто учится у других людей всему. Ты не можешь разбираться во всем. Человек может не иметь, как ты, высшего образования, но он может знает какое-то свое дело, причем знать лучше тебя. Таких людей, которые у всех готовы поучиться хорошему, свт. Василий Великий уподоблял мудрой пчеле, которая летает везде, и с каждого цветка собирает то, что полезно. В этом преуспевали многие мыслители древности. Когда стараешься понять другого человека, входить в его мировоззренческий круг, круг идей, когда понимаешь, что человек сам по себе порядочен и честен, то пусть я не согласен с каким-то его мнением, но я все-таки воспринимаю его как нечто положительное и самоценное. Это самый основной принцип. Если он есть, то всегда вопрос можно как-то разрешить.
Даже в Церкви всегда допускалось, что в основном у нас согласие, а в частностях какое-то отклонение мыслей допускается, если человек не настаивает и не пытается возвести свое заблуждение в ранг общих принципов веры и благочестия. Разночтение в форме допускалось святыми отцами во все времена.
Самое главное – войти в положение и понять другого человека, принять его как нечто положительное, с каким-то своим ценным внутренним миром. И когда это совершается, то человек не делает каких-то капитальных нарушений в духовной или моральной сфере.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Как не соблазняться, глядя в тарелку соседа? Меня смущает, когда я вижу людей, которые постятся не так строго, как я. Начинает казаться, что и мне тоже можно ослабить свои усилия. Что делать?
Монах Симеон Афонский: Мир души — это отсутствие конфликтов Как бросить мечтать и начать жить, как научиться не осуждать ближнего, как быстро исправлять свои ошибки и почему милосердие выше справедливости, рассказывает в своей новой книге монах Симеон Афонский. Публикуем главу "Мир души — это отсутствие конфликтов".
Как увидеть в себе действие страстей И с чего начать с ними бороться, рассказывает протоиерей Георгий Бреев, главный духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Чревоугодие: еда вместо Неба Когда говорят «вот чревоугодник», то сразу представляется не человек, а туша. Но и худосочные постники могут стать пленниками пищи. О страсти чревоугодия мы попросили рассказать старшего преподавателя нравственного богословия Богословского факультета ПСТГУ Андрея Владимировича Лукина и протоиерея Алексия Потокина, священника храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.
Уроки нравственности: Дорого. Долго 27 марта журнал «Русский репортер» проводит дискуссию на тему "Кто в России устанавливает моральные нормы?" В том, что общие моральные нормы есть сегодня в России, сомневается библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. Когда количество вопросов, на которые в обществе нет единого ответа, падает ниже некоторой черты – начинается война всех против всех и общество как таковое заканчивается.
Надо ли обличать ближних? Мы попросили прокомментировать вопрос об обличении ближних, поднятый в предыдущей статье, епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (ШАТОВА) и настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, протоиерея Сергия ПРАВДОЛЮБОВА.
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Преподобный Амвросий Оптинский: Веселый больной В этот день 200 лет назад родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский. В возрасте 35 лет он становится фактически полным инвалидом. При этом прп. Амвросий – прозорливый старец и подвижник – отличался необычайно добродушным, веселым нравом.
Как не унывать постом? Мысль о посте меня всегда угнетает. С приближением поста настроение портится, я впадаю в уныние. Что это значит и что с этим делать?
Мед естества и деготь страстей Как понять, люблю ли я деньги, если жизнь проходит в режиме жесткой необходимости? Например, приходится выбирать: купить пальто или в отпуск съездить? Я не могу не радоваться новой книжке, одежде, духам (вдруг), билетам в театр. И для детей хочется и спортсекцию оплатить, и английский. Разве это не естественные потребности? Имеет ли место сребролюбие в жизни очень среднего россиянина, который живет на зарплату? С другой стороны, как и всякой страсти — как ей не быть? А может, сребролюбие бедных — это зависть?
Пожирательница души «Зависть -- двигатель прогресса, -- заявляют некоторые, -- ведь если бы ее не было, мы бы так и сидели в каменном веке. А так посмотрел, как у соседа -- сам еще лучше сделал, увидел достижения другого -- сам к чему-то стал стремиться». Однако Сальери его зависть не помогла -- а мир потерял Моцарта.
Епископ Пантелемон (Шатов): Как победить раздражительность Великий пост - время начать наконец всерьез бороться со своими страстями. Особенно въедливая страсть, которая так часто отравляет нашу жизнь, - это раздражительность. Как ее победить, объясняет епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Церковь не признает Вангу 15 лет прошло со дня смерти болгарской ясновидящей Ванги. Можно было бы не обращать внимания на ажиотаж вокруг этой даты в светских СМИ, но в прошедшей по НТВ передаче «Русские сенсации» Ванга показана в окружении духовенства, во время крестин. Более того, еще при жизни она на свои деньги пострила в Рупите, где жила, храм в честь святой Петки. Многие нецерковные люди сравнивают ее с блаженной Матроной Московской. В чем принципиальное отличие между ними и как относится к Ванге Болгарская Православная Церковь?
Обостренный активизм: ложь и пустота фарисеев Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
Как победить грех О том, как научиться видеть свои грехи, с чего начинать борьбу с ними и как при этом не впадать в духовную ипохондрию, мы поговорили с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, ректором ПСТГУ.
Почему блуд – это грех? Церковь считает блуд смертным грехом, а современное общество считает беспорядочные связи естественными и даже изысканными, на девственность же смотрит с насмешкой. Так было и в античной Александрии, из которой происходила Мария Египетская — блудница, ставшая образцом покаяния. Накануне дня ее памяти, 14 апреля, о страсти блуда рассказывает протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ.
В чем греховность употребления легких наркотиков? Где в Библии написано, что нельзя расширять или изменять сознание? Я вот не считаю это грехом. Конопля, кактусы, а также грибы не вредят здоровью. Это натуральный природный продукт, созданный Богом для человека. Что плохого в изменении своего сознания, если это не вредит телу? Меняется же сознание, например, от кофе. Что теперь, кофе не пить? Употребление вина, насколько мне известно, Церковь не запрещает. Чем конопля хуже вина?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.