«Зависть -- двигатель прогресса, -- заявляют некоторые, -- ведь если бы ее не было, мы бы так и сидели в каменном веке. А так посмотрел, как у соседа -- сам еще лучше сделал, увидел достижения другого -- сам к чему-то стал стремиться». Однако Сальери его зависть не помогла -- а мир потерял Моцарта. Бог не только в Евангелии, но даже еще в Ветхом Завете заповедует: «Не желай… всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20: 17). Зависть опасна, но не всегда удается распознать ее в себе. Как с ней бороться?
«Любовь не завидует»
Священник Владимир РУСИН, настоятель Покровского храма в селе Кунье и храма Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки (Курская епархия):
-- Можно ли искренне любить человека и завидовать ему? Если у вас получилось совместить это, значит, одно из двух: либо любовь ваша оказалась на поверку чем-то иным, либо завистью вы посчитали какие-то иные движения души. Может быть, стремление подражать, в котором, кстати, нет греха. Призыв подражать святым и Самому Богу мы слышим в Священном Писании. «…Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16), -- говорит апостол Павел. И тот же апостол, перечисляя основные проявления любви, указывает: «…любовь не завидует» (1 Кор. 13: 4).
Любовь уходит из завистливого сердца. А что же приходит вместо нее? Ненависть. Поэтому будем честными до конца и признаемся, что мы ненавидим тех, кому завидуем. А если так, то какие же мы тогда христиане? Ведь Спаситель говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Естественно, эти слова Христа нельзя воспринимать, как лишь «церковно-корпоративную этику» или как повеление любить только своих. Любовь, опять цитируем апостола Павла, «не ищет своего» (1 Кор. 13: 5). Любовь, как солнце, светит для всех и, как источник, питает живительной влагой всех, кто приходит к нему напиться. Но будет ли пить человек из загаженного источника? Можно ли назвать чистым колодезь, в который бросили дохлую кошку? Вот эта дохлая кошка и есть зависть, а колодезь -- завистливое сердце…
Дать короткое и емкое определение зависти чрезвычайно трудно. Она, как и все производные чистого зла, не имеет сути и заполняет те пустые места, где должно быть добро. Должны мы, к примеру, испытывать радость успехам других людей, а испытываем горечь -- это и есть вкус зависти.
Есть ли цвет у зависти? Мне кажется, это как с магией. В какой цвет магию ни раскрашивай, она остается заигрыванием с миром падших духов. Так и зависть. Выбеляй ее, не выбеляй, она все равно лезет в чужой карман с ревизией, а то и с конфискацией.
В «Православной энциклопедии» (Т. XIX. С. 468) зависть названа «худшим видом человеконенавистничества» и определяется как «желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет». Вот она какая бездна! Не просто желать переселиться в двухэтажный коттедж соседа, а желать, чтобы этот коттедж сгорел и самого соседа посадили в тюрьму. Даже если кто-то нажил свое состояние неправедным трудом, «не завидуй делающим беззаконие» (Пс. 36: 1).
Зависть, как и любой другой грех, больше всего вредит не тому, на кого она направлена, а тому, кто завидует. Как говорится в одной украинской сказке, у тех, кто своим соседям завидует, поселяются злыдни…
Благодарность противостоит зависти
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук, профессор МГУ:
-- Зависть -- это чувство, по поводу которого мало чего внятного есть в психологии. Исследований на эту тему единицы. По опыту скажу, что с запросом «помогите, я завидую» люди не обращаются к психологу. Но зависть -- это звоночек, симптом, сопровождающий какую-то более глубокую проблему. И то, чему мы завидуем, может на эту проблему указывать.
Зависть возникает, когда человек не просто сравнивает себя с другим, но считает, что другой получил что-то незаслуженно, она связана с чувством несправедливости: «этот человек ничем не лучше меня».
Но чужие успехи можно ведь объяснять по-разному. Если я понимаю, что у меня чего-то нет не потому, что это «обстоятельства, мне не везет, другим все, мне ничего», а потому, что я не прикладывал достаточно усилий, -- это помогает жить без зависти. Ведь завидуем мы обычно тому, что, как нам кажется, от нас не зависит. Но в большинстве случаев люди заблуждаются на этот счет.
Подруга сделала хороший ремонт, вы завидуете. В чем причина? У вас нет на такой ремонт денег? Значит, вместо того, чтобы зарабатывать на ремонт, вы выбираете что-то другое. Нельзя получить все одновременно. А может, ремонт -- это не такая уж для вас необходимость? Простой тест: если бы вы не видели, как она сделала ремонт, вы бы хотели его делать? Может, вы вообще не думали бы об этом? Вы можете находить основания для каких-то действий в себе, в своем непосредственном переживании: мне неуютно в этой комнате; или: подруга сделала, значит, и мне надо. Следовательно, это не ваше решение. И это начало зависти. Гораздо продуктивнее искать то, что соответствует твоей собственной природе, твоим ощущениям и переживаниям. И это мобилизует к решению моих собственных задач по моим собственным критериям.
Человек, который поймет, чего именно он хочет, уже не будет завидовать. Он выберет совершенно другую траекторию действий.
Но понять, чего именно ты хочешь, что это твое, а не навязано тебе, например, обществом потребления или чьим-то мнением, -- одна из самых сложных задач. Люди делают то, что они выбирают, но не всегда выбирают то, что они на самом деле хотят.
Один из способов развить в ребенке зависть -- сравнивать его с другими. «Вася уже выступает с концертами, а ты все гаммы никак не научишься играть!» -- говорят некоторые родители, думая таким образом мотивировать ребенка. Воспитание детей на честолюбии -- плохая стратегия. Это рождает желание постоянно оглядываться на других, что в результате и рождает зависть. Чем отличается хороший тренер от плохого? Плохой тренер, работая с Джоном Смитом, пытается сделать из него второго Мохаммеда Али. Хороший тренер, работая с Джоном Смитом, пытается сделать из него наилучший вариант Джона Смита.
Что ведет за собой зависть? Агрессию, злобу, ненависть, злорадство. Эти чувства разрушительны для самого человека. Психолог Рудольф Загайнов, много лет работавший с выдающимися отечественными и зарубежными спортсменами, очень интересно в одной из книг описывает историю своей работы с известным теннисистом Борисом Беккером. Есть такой тип спортсменов, которым, чтобы показывать лучшие результаты, нужна агрессия, ненависть. Беккер был из таких. Когда ему не получалось вызвать в себе ненависть, он проигрывал. Когда это стало окончательно ясно и самому Беккеру, Загайнов его поставил перед выбором: или ты будешь продолжать побеждать, но будешь себя разрушать -- или нужно уходить из спорта. И Беккер выбрал уход из спорта -- чтобы сохраниться как личность. Потому что личность важнее, чем победа.
Отношение к успехам другого, в котором нет зависти, это отношение ученика к учителю. На учителя я смотрю снизу вверх. Я признаю у него те достоинства, которых у меня нет, и иду по пути обретения этих достоинств -- это путь усилий и практики, он несовместим с завистью.
Есть еще одна вещь, которая противостоит зависти, -- благодарность. Есть такой прием: каждый вечер перед сном попытаться вспомнить хотя бы одно событие в течение этого дня, за которое вы могли бы быть кому-то или чему-то благодарны -- Богу, другим людям, обстоятельствам. Это могут быть даже мелочи -- автобус вовремя пришел, -- но при желании их всегда можно найти. Главное, как настроить свое сознание. И когда начинают работать эти позитивные приемы, вдруг неожиданно обнаруживается, что на самом деле мы получаем в этой жизни много всего того, чего могли бы и не получать.
Чем отличается здоровый, счастливый человек от несчастного, невротичного? Здоровый человек трансформирует проблему в задачу. А невротичный -- задачу в проблему. Глядя на благополучие другого, нужно ставить себе какую-то задачу. Можно поучиться у того, кому мы завидуем: а как он добился этого, какие есть пути решения? Как только мы технически начинаем думать о путях решения проблемы, она тут же превращается в задачу, и тогда зависти уже тут нечего делать.
Версия для печати
Тэги:
Духовная жизнь
Борьба со страстями