Любить народ и презирать своего ближнего, делить мир на "мы" и "они", заботиться о морали общества и позволять самому себе перешагивать через мораль. Примеры этой нравственной шизофрении новостная лента приносит каждый день. О христианстве и политическом активизме вне партий и течений рассуждает монах Диодор (ЛАРИОНОВ)
Люди, вовлечённые в политику, которые против коррупции и путина (со строчной буквы, т.к. олицетворение), все время говорят: «Вот вы якобы устранились от политической жизни и якобы наблюдаете со стороны, но сами-то и не понимаете, что тоже участвуете в политике. Вернее даже понимаете, но обманываете себя. Ведь вы тоже против лжи и лицемерия, значит, за нас!»
Но они этими словами лишь оправдывают собственную вовлечённость и совсем не приближаются к пониманию того, что жизнь не равна общественной деятельности, несмотря на то что активная деятельность создаёт некое ощущение того, что ты живёшь.
А на самом деле чем активнее деятельность, тем меньше жизни. Активизм призван заградить человека от себя самого, внушить ему ложные ценности и ориентиры: вместо единичного, которое единственно ценно в христианстве, активизм призывает заботиться об общем, которое ценно в язычестве, вместо личного, которое воплощается в ближнем, думать о безличном, которое растворено в общественном.
Ложность этих ценностей — в их подобии идеальным формам: давно известно, что чем больше заботишься об общественном благе, тем меньше понимаешь благо конкретного ближнего, чем больше любишь человечество, тем меньше — каждого человека в отдельности. Но эти классические наблюдения, известные в теории почти каждому, оказываются мало актуальными на практике.
Обострённая политическая активность сродни моральному разложению, которое при этом легко сочетается с повышенным интересом к проблемам общественной морали. Обчно человек, который поступает нравственно по внутреннему убеждению, не приходит в беспокойство от безнравственных поступков другого, потому что ему достаточно того, что он имеет в своей собственной душе. Отсюда его великодушие: он несёт немощи других, воспринимает болезнь общества как свою собственную, исцеляет её в себе самом.
Напротив, человек, который приходит в негодование по каждому внешнему поводу, обнаруживает свою абсолютную незрелость: свой внутренний хаос, душевное неустройство (или даже расстройство), неудовлетворённость и обиду он проецирует на окружающую действительность. Говорит об общем благе, а сам не может пропустить машину на парковке. В итоге он разрушает себя, а вслед за собой начинает разрушать других. Но при этом остаётся в убеждении, что все зло — в мире, в обществе, в стране, в патриархии. Везде, где не пригласили его, где не спросили его бесценного мнения.
Всё зло проистекает от противопоставления себя и других, личного и общего. Зло — в отказе принять на себя чужую вину, покаяться, научиться кротости и смирению, то есть стать христианином. Оно в противопоставлении своего добра чужому злу, своих правильных мыслей чужим неправильным делам. А это и есть главный закон фарисейства.
Но где кончаешься ты и начинается чиновник, олигарх, мэр, страна? Где кончается мирянин, священник, архиерей и начинается патриархия? Вопрос для теоретической философии. А практическая философия говорит о том, что границ этих не существует. Это значит, что общее существует в силу частного, а не наоборот. Когда изменишься ты сам, все изменится вокруг (хотя и не сразу). И когда спасёшься ты сам, тысячи спасутся вокруг тебя.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Владимир Берхин: активистами не рождаются Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (Ларионова), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
Человек без Родины – сирота Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Церковь об ЛСД: Почему психоделический опыт – грех У меня есть знакомые, в том числе и православные, которые считают, что ЛСД поможет им в духовной жизни и откроет что-то новое. Мы уже спросили об этом нарколога, теперь спрашиваем игумена Мефодия (Кондатьева), руководителя координационного центра Русской Православной Церкви по противодействию наркомании. Он считает, что в человеке существует намеренное ограничение, ломать которое запрещено.
ЛСД: куда приводят трипы Я не встречал доступного и убедительного объяснения – почему употребление ЛСД запрещено. Зато много раз слышал, что ЛСД не вызывает зависимости и безвреден для физического здоровья, а один православный мне даже сказал, что ЛСД помогает ему в духовной жизни. С помощью профессионала я решил развеять этот туман и понять – что не так с ЛСД
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Эмиграция – личный опыт: «Человек должен жить дома» Переводчик Елена ДОРМАН рассказывает, что ее семья не эмигрировала, а бежала, когда ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много лет
Эмиграция – личный опыт: Израиль как оазис Православия У IT-специалиста Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Тогда он уехал в Израиль. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику в его родном Дальнегорске
Уроки нравственности: Дорого. Долго 27 марта журнал «Русский репортер» проводит дискуссию на тему "Кто в России устанавливает моральные нормы?" В том, что общие моральные нормы есть сегодня в России, сомневается библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. Когда количество вопросов, на которые в обществе нет единого ответа, падает ниже некоторой черты – начинается война всех против всех и общество как таковое заканчивается.
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
Прот. Всеволод Чаплин: О значении слова «нация» придется подискутировать В правительстве готовится законопроект о масштабной замене терминологии, используемой в сфере межнациональных отношений, – сообщает Независимая газета. – Предлагается использовать слово «национальный» только в отношении всего российского государства. А относительно «национальностей» использовать термин «этнический». Это должно содействовать формированию в России гражданской нации и терпимого отношения к этническим различиям.
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.