Делегация Русской Православной Церкви посетила Рим, чтобы поздравить католиков с пятидесятилетием открытия Второго Ватиканского собора. Этот собор стал ключевым событием в новейшей истории Католической церкви. Какие документы и решения он принял? Можно ли сравнивать их с решениями Поместного собора Русской Православной Церкви 1917 года?
16 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион принял участие в посвященном юбилею II Ватиканского собора заседании Синода католических епископов. Он подчеркнул, что собор заложил фундамент для современных отношений между Римско-Католической Церковью и Православными Церквами. В то же время, постановления Собора, открывшегося пол века назад тут же, в Риме, выходят далеко за пределы экуменического диалога с Русской Церковью.
Второй Ватиканский собор, или, по католическому счету, «21-й Вселенский», проходил с 1962-го по 1965 год и вошел в историю своими радикальными реформами. На нем были приняты ключевые для римо-католиков документы:
— Lumen gentium — «Свет народам», догматическая конституция о Церкви, самый значительный богословский документ Собора, где были высказаны все основные догматические положения Собора, обозначившие отход от традиционного «латиноцентризма» в католической эклезиологии. Конституция допускает, что вне границ Римско-католической Церкви существуют элементы спасения.
— Gaudiam et spes — «О церкви в современном мире», духовно-пастырская конституция об отношениях Церкви с современным миром, нечто вроде православной Социальной концепции, принятой на Архиерейском соборе РПЦ 2000 года. В этом документе подчеркивается, что Церковь не считает себя связанной с какой-либо политической, экономической или социальной системой (социализмом или капитализмом).
— Sacrosanctum concilium — «О Божественной литургии», значительно упростивший католическое богослужение и разрешивший богослужение на национальных языках.
— Orientalium Ecclesiarum — Декрет о Восточных Церквах, призывающий католиков к братской любви по отношению к восточным (православным) христианам и высоко оценивающий исторический, богословский и аскетический опыт Восточных Церквей.
— Nostra aetate — Декларация об отношениях Церкви и нехристианских религий, осудившая антисемитизм.
Декрет Ad gentes — о миссионерской деятельности Церкви (аналог нашей «миссионерской концепции»), утверждающий необходимость церковной миссии и трактующий ее в эсхатологической перспективе, так как «Бог посредством миссии открыто вершит историю спасения». Декларация о свободе вероисповедания (Dignitatis hunanae), которая фактически является признанием Церковью принципа свободы совести, или права каждого человека придерживаться любых религиозных воззрений или не придерживаться никаких.
В русской историографии Второй Ватиканский собор имеет противоречивую репутацию, кто то считает его настоящей трагедий, постигшей Католическую церковь в двадцатом веке, кто-то крупнейшей победой западного христианства.
«Я думаю, что обе эти оценки преувеличены, – объясняет игумен Евфимий (Моисеев), преподаватель Московской духовной академии и заместитель Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви. – Хотя это был и очень важный опыт решения тех проблем, которые накопились в католической Церкви за сто лет, прошедшие со времен Первого Ватиканского собора, но те задачи, которые ставил перед собою Собор, на мой взгляд, так и не были решены. В том числе и одна из основных — установить диалог с обществом, сделать язык церковной миссии доступным для большего числа людей. С нашей точки зрения, тот факт, что Второй Ватиканский собор принял решение о допустимости богослужения на национальных языках – является очевидной победой, служить Триденскую мессу на латыни в середине двадцатого века было просто невозможно. С другой стороны, модернистская литургическая реформа, которая была связана с изменением чинов, некоторых церковных традиций в итоге не оправдала себя. Как не оправдала себя и в целом, концепция «нового миссионерства», инкультурации, попытка перевести церковную миссию на язык нехристианских народов. Сегодня очевидно, что любая культура имеет религиозные корни, и если она возникла на нехристианском фундаменте, то христианизировать ее очень сложно, для этого могут потребоваться не годы, а десятилетия, или даже века».
«Как известно, Ватиканский собор заседал очень долго, несколько лет, и многие его решения были революционными, если называть вещи своими именами, — подчеркивает отец Евфимий. – Значительная часть того, что было заявлено на Втором Ватиканском соборе не было воплощено в жизнь. Более того, в 1970-х с приходом нового папы последовала вполне естественная волна консервативной реакции. Католическая церковь оказалась не готова к столь резким изменениям. Для нас важно, что на Втором Ватиканском соборе была предпринята попытка выстроить новые отношения с восточными церквями, в первую очередь с Константинопольским и Московским патриархатом, но эти контакты так и не вышли за церковно-политические рамки, никакого продвижения в области догматических вопросов так и не произошло».
Своеобразным аналогом Второго Ватиканского Собора для Русской Церкви стал Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов.
Главной целью Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов были реформа высшего церковного управления и общее реформирование (обновление) церковной жизни.
«До революции и до обновленческого раскола в церковной среде не возникало особых опасений при употреблении слова “реформа”. Выражением “церковная реформа” пользовался Святейший правительствующий синод, и в 1905 году большинство епархиальных архиереев, среди которых было много замечательных иерархов с глубоким духовным опытом, выступали за определенное реформирование тех или иных сторон церковной жизни, – рассказал в одном из интервью «Нескучному саду» протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС и автор книги «На пути к литургическому возрождению», посвященной предсоборным дискуссиям начала века. – Замечательный памятник того времени — трехтомное с прибавлением собрание их записок, изданное в 1906 году и переизданное недавно – так и называется: “Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе”. Когда десятилетие спустя многие из этих предложений выносились на Поместный собор 1917-18 годов, сам термин “реформа” никого не смущал. Некоторые из этих архипастырей, отметим, впоследствии стали новомучениками».
Из решений Собора важнейшими стали: восстановление патриаршества, реорганизация высшей церковной власти (распределение обязанностей между двумя коллегиальными органами — Синодом и Высшим церковным советом: первому были переданы пастырско-догматические, второму хозяйственно-административные функции, причем в состав ВЦС должны были входить кроме архиереев представители мирян и белого духовенства); кроме того, Собор успел принять Приходской устав, предполагающий активное участие мирян в управлении приходом и приходским имуществом, положение о «внутренней и внешней миссии», устанавливающей систему миссионерских учреждений Русской Церкви, и некоторые другие документы. Деятельность Собора была прервана в связи с разгоревшейся Гражданской войной, последовавшей за Октябрьским переворотом. Собор успел рассмотреть и принять не все документы, подготовленные 23 соборными комиссиями (отделами), в том числе отделами богослужения (о литургической реформе, богослужебном языке и др.). Большая часть решений Поместного Собора 1917-1918 гг., ввиду начавшихся гонений так и не была в полной мере проведена в жизнь. Впоследствии многие из них были так или иначе скорректированы: в первую очередь те, которые определяли устройство церковного управления. На Поместном Соборе 1945 года было принято «Положение об управлении Русской Православной Церкви», а в 1988 году — «Устав об управлении Русской Православной Церкви», в который затем были внесены исправления на Архиерейском Соборе 2000 года. Эти документы заменили постановления о церковном управлении, принятые на Соборе 1917-1918 гг. Однако многие определения Собора 1917-1918 гг. никем не отменялись и продолжают действовать в той части, которая не подверглась пересмотру на последующих Соборах.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Технологии Святого Духа Исследуя жизнь апостолов и первых христиан, мы неизбежно придем к выводу, что они владели лишь одной, увы, не столь распространенной ныне технологией — технологией Святого Духа. Идите и научите все народы, а Я пребуду с Вами до скончания века, говорит им Христос. И они пошли и проповедовали везде, при божественной помощи и подкреплении их миссии различными знамениями. Что ж, хорошо им было. Но разве это невозможно и сейчас?
Протоиерей Максим Козлов: Словарь «Богословская Антропология» — хороший пример межконфессионального диалога Вышел словарь «Богословская антропология», из которого можно узнать, как понимают православные и католики понятия «семья», «общество», «власть», «труд», «личность». Концепцию проекта и его осуществление комментирует профессор Московской духовной академии, преподаватель сравнительного богословия протоиерей МАКСИМ КОЗЛОВ.
Останется ли Бенедикт XVI непогрешимым, уйдя на пенсию? 11 февраля глава Католической церкви публично заявил о своем уходе на покой. Как это согласуется с учением о непогрешимости Римского папы и каковы могут быть возможные причины неожиданного решения понтифика? Об этом мы спросили профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова.
Православный катехизис: нужен ли вариант для молодежи? YOUCAT – католический молодежный катехизис, достаточно распространенный в Европе. Недавно эта книга вышла и на русском языке. Юрий БЕЛАНОВСКИЙ ее приобрел, прочел и рассказывает, почему ему бы хотелось, чтобы такой появился и в Русской Церкви и чем он должен отличаться от католического
Русские в Римини: нам бы такой кризис Каждый год в небольшом итальянском городке Римини проходит крупный христианский общественный форум. Его уже 32 года организует влиятельное мирянское движение Римо-Католической Церкви «Общение и освобождение» («Communione e Liberazione»). Своими впечатлениями о фестивале с «Нескучным садом» поделился Серафим Ореханов, студент исторического факультета МГУ, побывавший на фестивале в Римини в этом году
Католический молодежный катехизис: религия-лайт или «молоко» для «младенцев во Христе»? Впервые на русском языке издан католический катехизис для молодежи — существующий уже более чем в 50 странах YOUCAT. Нетолстая желтая книжка с картинками и элементами комикса рассказывает об учении Римской Церкви простым языком, но совершенно официально. Кто станет читателями первого тиража и чего не хватает в этом изложении догматов Рима?
Что нас разделяет с католиками? Глава Конференции католических епископов России архиепископ Павел Пецци на днях дал большое интервью «Коммерсанту». Он утверждает, что православных и католиков практически ничто не разделяет, и православным остается лишь признать главенство Папы Римского над всем христианским миром. Почему вопрос о первенстве Римского епископа самый важный, но не единственный в диалоге между католиками и православными и что изменилось в понимании роли папства при новом понтифике, рассказывает профессор МДА протоиерей Максим КОЗЛОВ
Стамбул: четыре жемчужины Царьграда 29 мая 1453 г. под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все
Православие в Киргизии: с оглядкой на «большую Россию» Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
В Эмиратах не поддержали призыв разрушать церкви На днях верховный муфтий Саудовской Аравии призвал разрушить все церкви в странах Залива. Мы спросили у настоятеля православных храмов в Иране и ОАЭ игумена Александра (Заркешева) – поддерживают ли это заявление рядовые граждане
Июльский номер «Нескучного сада». Выполнима ли миссия в современном мире? Новый номер журнала «Нескучный сад» о миссии и миссионерах. Тема номера — апостолы и мы. 2000 лет назад ученики Господа разошлись по миру, рассказывая о Христе. Сегодня новые миссионеры окружены не только язычниками или иноверцами, но еще атеистами и агностиками. Насколько на самом деле далеки мы от апостолов? Может быть, существует универсальный рецепт успешной миссии?
Египту угрожает межрелигиозная катастрофа? Представитель московского патриарха в Африке архимандрит Леонид (Горбачев) из Египта рассказал о причинах межрелигиозного насилия в Египте, новом президенте, и перспективах для местных христиан
Экономический кризис: Греция, Германия и Православная Церковь Статья греческого автора Христоса Тагаракиса анализирует антиправославные публикации в западной прессе: за что ругают Греческую Церковь? Почему Греческое государство платит священникам зарплату из бюджета и почему храмы не облагаются налогом?
Критики Церкви остаются ее духовными чадами, убежден Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что православие сыграло решающую роль в создании русского государства, и пожелал всем далеким от церковной жизни людям поскорее присоединиться к Церкви, чтобы иметь возможность по-настоящему понять ее суть
Митрополит Волоколамский Иларион: «Встреча папы и Патриарха возможна» Она состоится, если будет решена проблема с украинскими униатами. Так глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви прокомментировал избрание папой аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо. Папа Франциск стал первым понтификом, выходцем из Латинской Америки
Уроки Ватикана: чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? Сегодня исполнилось 50 лет с момента открытия Второго Ватиканского собора Католической Церкви (1962-1965), который привел к самым радикальным реформам в ее истории. Одной из главных задач было явить «открытую миру Церковь» путем «современного изложения религиозных истин». Одним из результатов — упреки Церкви в том, что она стала слишком современной, обмирщенной. По мнению протоиерея Максима КОЗЛОВА, первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главной ошибкой была иллюзия, что общество в большинстве своем готово жить по-христиански.
Миссия или религиозная пропаганда? В 1905 году в России вышел указ о свободе вероисповедания. Православие больше не было господствующей религией. Условия для миссии радикально изменились. Как показала дискуссия перед Собором 1917-1918 годов, свободе вероисповедания, без опоры на власть, в Церкви обрадовались не все. Почему?
Не наша миссия? Андрей ДЕСНИЦКИЙ: “Я приезжаю в этот город в «ближнем зарубежье» по делам. Сажусь в маршрутку, где над водительским местом висят изречения из Корана или икона, в зависимости от национальности водителя. Устраиваюсь в гостинице в двух шагах от православного храма, где покоятся мощи святителя Луки, и иду есть чебуреки в национальное кафе «Мараканд». Так исторически сложилось, что здесь бок о бок живут православные и мусульмане. И сам город тоже носит два имени: греческое Симферополь, «Город пользы», и крымско-татарское Акъмесджит, «Белая мечеть». В XIX веке на картах так и писали оба имени”
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.