В 1905 году в России вышел указ о свободе вероисповедания. Православие больше не было господствующей религией. Условия для миссии радикально изменились. Как показала дискуссия перед Собором 1917-1918 годов, свободе вероисповедания, без опоры на власть, в Церкви обрадовались не все. Почему?
Гирландайо Доменико. Призвание первых апостолов (1481, Рим, Ватикан, Сикстинская капелла)
Миссионерская деятельность Русской Церкви предреволюционных лет оценивается по-разному. Осознавал ли церковный народ происходящие в жизни страны перемены, в конечном счете приведшие к катастрофе 1917 года? Пытались ли проповедники освоить тот язык, который привыкла слышать русская интеллигенция? Эффективной ли была деятельность православных миссионеров? Ответы на эти вопросы автор ищет в материалах Поместного собора 1917-1918 годов и связанных с ним дискуссий. Начавшаяся еще в предреволюционные годы секуляризация российского общества делала актуальной миссию среди людей, родившихся в православных семьях. А в советское время именно эта форма миссионерской деятельности оказалась основной.
После выхода в 1905 году указа «Об укреплении начал веротерпимости» мнения церковного общества разделились: часть приветствовала закон, часть — была против. Журналы тех лет сохранили немало статей, посвященных этому. Противники закона исходили из идеи, что надзор за религиозной жизнью и нравственностью подданных — непременная обязанность государства. При этом религиозные убеждения мыслились как дисциплинарное понятие, а свобода иноверческой пропаганды рассматривалась как оскорбление большей части населения России. Архиепископ Антоний (Храповицкий) — один из наиболее последовательных критиков этого указа — предлагал различать свободу вероисповедания и свободу религиозной пропаганды. Первое он считал несомненным благом, а второе — злом, противоречащим мнению большинства жителей страны.
«Миссионерский отдел должен закрыться»
Сторонники закона о свободе вероисповедания исходили прежде всего из идеи христианской свободы. Они допускали и совершенное упразднение миссии как института. «Миссионерский отдел должен закрыться, — говорил на одном из заседаний этого отдела епископ Андрей (Ухтомский). Вся деятельность прежних миссионеров, кроме зла, ничего не сделала. Негативно характеризуя деятельность миссионеров, владыка Андрей, конечно же, имел в виду не миссионеров-подвижников вроде архимандрита Макария (Глухарева) или святителя Николая Японского. Речь здесь шла о штатных миссионерах, обязанностью которых были беседы со старообрядцами и сектантами. Поскольку деятельность их была регламентирована многочисленными законами и инструкциями, то эффективностью она не отличалась, а тесные контакты с гражданскими властями компрометировали дело миссии в глазах общественного мнения. Епископ Андрей и его единомышленники считали, что подлинной миссией, по их мнению, должны стать сильные приходы с активной и разнообразной, отвечающей на культурные, интеллектуальные запросы жизнью, кружками, лекциями, помощью друг другу. В начале XX века приходские объединения и братства развивались очень активно. Тут были и кружки, адресованные рабочим, и общества трезвости. При храмах проводились чтения, действовали любительские хоры, ставились спектакли.
Теоретически церковные власти поддерживали подобные объединения. На практике же отношение к ним было двойственным. С одной стороны, все ощущали потребность в неформальных православных объединениях. С другой — опыта работы с такими неформальными объединениями у Синода не было. Инерцию системы церковной власти было очень трудно преодолеть. По сути, с самого Крещения Руси, которое было проведено силами государства, Русская Церковь почти никогда не опиралась на самоуправляющихся верующих. А созданный Петром I Синод фактически был одним из государственных министерств. И опирался он на, как сказали бы сейчас, властную вертикаль и не умел взаимодействовать с неформальными объединениями. Синод работал как неповоротливая бюрократическая машина, с априорно заложенной в систему идеей — государство нам поможет! Законы изменились, но реформировать систему быстро оказалось невозможно. Не было даже реального понимания — а каково состояние душ многомиллионной России? Юридически православными считалось подавляющее большинство населения страны. А о том, что реальность может отличаться от этой благостной картинки, задумались не сразу. «С одной стороны, — говорилось на одном из заседаний Собора, — за нами 115 миллионов православного народа, — фраза, не сходившая с уст ораторов первых дней Собора и замолкшая теперь, — а с другой — мы сами не знаем, сколько с нами и за нас». Соборное заседание, на котором прозвучали эти слова, состоялось в августе 1918 года.
Поэтому вопрос, что такое православная миссия в условиях свободы веры, в Церкви решения тогда не получил. Выбор между строгим контролем над церковной жизнью со стороны церковной и государственной власти и созданием условий для роста самостоятельности Церкви сделан не был. Что во многом определило будущее церковной жизни, может быть, больше, чем гонения, которые сделали контроль над ней тотальным. И в годы перемирия эта нерешенность стала причиной того, что атавизм «силового православия» возникает вновь.
Об опасностях «силового православия»
С самого начала перестройки, когда возобновилась легальная церковная жизнь и храмы начали возвращать Церкви, представления о дореволюционной модели церковно-государственных отношений причудливо наложились на вполне советское представление о необходимости господствующей идеологии. Государство хочет получить от Церкви идеологию взамен старой, в обмен на помощь государства при осуществлении многих церковных проектов. Плата за это оказывается высокой. Общество стало видеть в Русской Церкви силу, которая всегда выступает на стороне государства. Критика властей опять начала рикошетом бить по Церкви.
Иллюстрацией той несвободы, которую Церковь получила одновременно с государственной помощью, стала ситуация с храмом Христа Спасителя, который, как известно, принадлежит не Церкви, а городу Москве. В результате в залах церковных соборов периодически проходят сомнительные развлекательные мероприятия. Да и история с Pussy Riot — прямое следствие этой ситуации. В обычном приходском храме, где есть живая, сильная община, такое выступление было бы невозможно. Прихожане сразу бы пресекли подобное действо. Но в храме Христа Спасителя за порядком наблюдают профессиональные охранники, которым можно показать пропуск, разрешение на съемку, а до остального им дела нет.
В перестроечные годы закладываются предпосылки для последующего конфликта Церкви с общественным мнением. Вера в то, что все проблемы России решаются легко и просто, что за 600 дней можно превратиться в прекрасную и свободную страну, определяли и отношение к Православию. Общество неожиданно уверовало в то, что Церковь может спасти Россию, решить все проблемы экономики, политики, здравоохранения и т. д. Причем ожидало это не государство, а именно общество. Но Церковь — это не инструмент для обустройства России. Поэтому все кончилось так, как и должно было кончиться: разочарованием и горечью, что Церковь не оправдала надежд общества.
Хотя, надо отметить, что конфликт Церкви и общественного мнения начался, как только оно появилось в России, — во времена реформ Александра II и первых опытов общественного самоуправления. Одной из основных претензий, высказываемых по отношению к Церкви, было обвинение в молчании, в неготовности отвечать на вопросы, которые волновали современников. «Почему Церковь молчит?» — риторический вопрос, который периодически задавался. Но когда Церковь пыталась отвечать на подобные вопросы, результаты оказывались катастрофическими. Самый яркий пример — ситуация с отлучением Льва Толстого. Очевидно, что учение Толстого не соответствует учению Церкви, о чем он сам неоднократно высказывался, в том числе и в печати. Объявив об отлучении Толстого, Церковь лишь констатировала, что учение Толстого имеет с церковным вероучением мало общего. Однако общество увидело в этом акте церковно-государственную травлю великого писателя. И это при том, что император Николай II не был сторонником этой меры. Государственного нажима здесь не было. Но именно это честное и принципиальное высказывание Церкви в глазах общественного мнения стало одной из самых «позорных» страниц в ее истории.
Причина тому — восприятие обществом Церкви как проводника государственной идеологии. Механизмы диалога между Церковью и обществом выработаны не были. Поэтому актуальным для общества оказался сам факт отлучения Толстого, а содержательная часть этой проблемы не интересовала почти никого. Возникает даже мифологема о том, как Толстого публично анафематствовали в храмах, чего никогда не было. Но все современники в этом были убеждены. Это показатель состояния общества. Лозунги воспринимаются проще, чем сущностные вещи. Мы существа коллективные. Мы боимся общественного мнения, и против того, что принято в нашем кругу, нам пойти очень сложно. Число людей, способных анализировать то, что они слышат, немного во всех социумах. И легкость манипулирования общественным мнением тому свидетельство.
Но неудачи Церкви в общественной дискуссии не сводятся к подобным социологическим объяснениям. Есть и вторая причина. Общественная полемика не может быть абсолютно честной. У проповедника есть выбор: или он будет эффектно лукавить, а жанр обязывает, тогда возможна победа. Но эта победа для христианина уже ничего не стоит. Потому что если на уровне общественной дискуссии говорить о том, чему учит Церковь — о блаженстве нищих, гонимых, плачущих, о радости Креста, о том, что путь к вечной жизни лежит через подвиг и страдания, аудитория в ужасе разбежится. Есть темы, которые невозможно раскрыть в популярной телепередаче, их можно только усвоить, почувствовать в практике жизни. Рекламные трюки здесь бесполезны. Христос, посылая апостолов на проповедь, сказал им: «Идите, учите все народы», но Он не сказал — вы всех научите. Или всегда выиграете спор. Церковь не должна стесняться, что она такая, какая есть, — несовершенная. Прообраз Церкви — евангельская община, из которой один Христа предал, другой отрекся, третий не уверовал, пока не пощупал. Чего же мы хотим от исторической Церкви? Никогда историческая Церковь не была совершенна. Об этом можно скорбеть, но нельзя делать вид, что это — не так. В истории Церкви не было Золотого века. Было пустынное монашество, мученики, но одновременно с этим было насилие, и недостойные игры с властью, и многое другое. Земная Церковь — не сообщество святых, а собрание кающихся грешников, людей, которые поняли, что они грешны, что сами с грехами не справятся, что им нужен помощник — Бог. И эта несовершенная организация на протяжении всей своей многовековой истории учится говорить с миром и слышать мир.
Александр КРАВЕЦКИЙ, автор книги «Церковная миссия в условиях перемен (между проповедью и диалогом)»
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Июльский номер «Нескучного сада». Выполнима ли миссия в современном мире? Новый номер журнала «Нескучный сад» о миссии и миссионерах. Тема номера — апостолы и мы. 2000 лет назад ученики Господа разошлись по миру, рассказывая о Христе. Сегодня новые миссионеры окружены не только язычниками или иноверцами, но еще атеистами и агностиками. Насколько на самом деле далеки мы от апостолов? Может быть, существует универсальный рецепт успешной миссии?
Православие в Киргизии: с оглядкой на «большую Россию» Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
Технологии Святого Духа Исследуя жизнь апостолов и первых христиан, мы неизбежно придем к выводу, что они владели лишь одной, увы, не столь распространенной ныне технологией — технологией Святого Духа. Идите и научите все народы, а Я пребуду с Вами до скончания века, говорит им Христос. И они пошли и проповедовали везде, при божественной помощи и подкреплении их миссии различными знамениями. Что ж, хорошо им было. Но разве это невозможно и сейчас?
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Критики Церкви остаются ее духовными чадами, убежден Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что православие сыграло решающую роль в создании русского государства, и пожелал всем далеким от церковной жизни людям поскорее присоединиться к Церкви, чтобы иметь возможность по-настоящему понять ее суть
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Как миссионерство сочетается с веротерпимостью? Может ли искренне и горячо верующий человек смириться с тем, что кто-то верит иначе, чем он? При этом не менее искренне и горячо, но — иначе. Не является ли веротерпимость проявлением недопустимого равнодушия, а может быть, даже и вероотступничества? Размышляет протоиерей Игорь ГАГАРИН
Египту угрожает межрелигиозная катастрофа? Представитель московского патриарха в Африке архимандрит Леонид (Горбачев) из Египта рассказал о причинах межрелигиозного насилия в Египте, новом президенте, и перспективах для местных христиан
Православная миссия в Африке Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.
Как проповедовали апостолы? От Пасхи до Троицы в Церкви читаются Деяния Апостолов — книга о миссии. Какими миссионерами были апостолы? Почему люди, в том числе и только что кричавшие «Распни», сбегались на проповедь, каялись и обращались?
Честертон, который был Человеком Папа римский Франциск благословил рассмотреть вопрос признании блаженным автора детективов об отце Брауне -- Гилберта Кита Честертона. Рассказываем о писателе, который смог сделать веру во Христа привлекательной для многих людей во всем мире, не только для католиков, но и для многих православных.
Апостолы саванны В Кении нет ни прекрасных храмов, ни византийских росписей, ни знаменного пения, нет даже греческого ладана. Все, что есть на вооружении у православного священника, — Слово Божие и Таинства
Труды Патриарха: для издания всех речей и сочинений Предстоятеля потребуется 8 серий книг Огромный объем документов, выступлений и проповедей Святейшего Патриарха Кирилла будет собран вместе, отредактирован и структурирован. Для людей Церкви, историков и журналистов это будет ценный источник информации о жизни Церкви во время быстрых перемен. Первые два тома Собрания – доклады, слова и проповеди с 2009 по 2011 года – были представлены 24 мая.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Информационная война против Церкви или реакция общества? 4 апреля в московском «ДомЖуре» состоялась открытая лекция Владимира Легойды, главы Синодального информационного отдела. После лекции Владимир Романович ответил на некоторые вопросы «Нескучного сада»
По следам апостола Фомы: миссионеры в Киргизии По преданию, в конце I века святой апостол Фома ходил из Палестины в Индию проповедовать язычникам. Шел он вместе с купцами по Великому шелковому пути. Во многих современных городах Азии сохранилась память о тех временах -- в названиях улиц и площадей. В столице Киргизии Бишкеке на улице Шелковый путь (Жибек-Жолу) стоит кафедральный Воскресенский собор
Не наша миссия? Андрей ДЕСНИЦКИЙ: “Я приезжаю в этот город в «ближнем зарубежье» по делам. Сажусь в маршрутку, где над водительским местом висят изречения из Корана или икона, в зависимости от национальности водителя. Устраиваюсь в гостинице в двух шагах от православного храма, где покоятся мощи святителя Луки, и иду есть чебуреки в национальное кафе «Мараканд». Так исторически сложилось, что здесь бок о бок живут православные и мусульмане. И сам город тоже носит два имени: греческое Симферополь, «Город пользы», и крымско-татарское Акъмесджит, «Белая мечеть». В XIX веке на картах так и писали оба имени”
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.