Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
Воскресенский кафедральный собор Бишкекской епархии
Надежда на «большую Россию» и исламские противники нравственной деградации
Как живется священнику и вообще русским в Киргизии? Протоиерей Игорь Дронов, выросший в Киргизии, считает, что не так уж и плохо, а из всех стран Средней Азии Киргизия относится к России и Русским, наверное, лучше всего «Русские в Киргизии — это потомки переселенцев, раскулаченных крестьян, ссыльных священников и советских ученых — говорит о. Игорь. — Пассионарность поселенцев ХIХ века сохраняется у среднеазиатских русских до сих пор. Поэтому они не склонны уходить в запой или пассивно ожидать подачек от государства. Эти люди имеют навык борьбы за существование и надеются только на Бога и на себя». Несмотря на самодостаточность, здешние русские ощущают себя частью большой России и все-таки смотрят на нее с осторожной надеждой на то, что страна будет более решительно отстаивать свои интересы в регионе.
На бытовом уровне в Киргизии произошло взаимопроникновение менталитетов, и для русских семей нормально готовить фуньчозу (вид лапши) с курдючим жиром, а окрошку заправлять максымом (напиток наподобие кваса, только вместо хлеба взвесь их кукурузы, пшеницы, проса и ячменя). Русское население постепенно сокращается, особенно сейчас, когда в стране собираются вводить знание национального языка в качестве обязательного требования к госслужащим. В Киргизии развито племенное сознание и если член какого-либо рода занимает важный пост, то он старается подтянуть к себе и родственников, поэтому почти все ключевые посты заняты киргизами. Русских много среди IT-специалистов, большим спросом пользуются русские врачи — сами киргизы стараются лечиться именно у русских. «Много русских работает в швейном бизнесе, при этом киргизское по качеству не уступает турецкому “итальянскому”, — говорит о. Игорь. — Я в Москве когда у родителей бываю, то часто узнаю вещи нашего производства». По словам священника, он давно бы перебрался в Россию, но не может оставить место своего служения. В отличие от него, новое поколение русских в Киргизии не связано священническими клятвами, и в основном стремится уехать на родину. В стране остаются только те, у кого нет денег на переезд. Правда есть и люди, которых выдавили из России обратно в Киргизию. Одну такую семью о. Игорь знает лично
Люди переехали в Россию, построили дом, засыпали двор гравием и провели из колодца водопровод. Односельчане сначала просто завидовали и раздражались, а потом подожгли дом. Семья отстроилась снова, и ее снова сожгли. Для своих соседей семья по-прежнему оставалась «киргизами», которые, к тому же, жили лучше местных. После третьего поджога семья не выдержала и вернулась в Киргизию. «Конечно, бывает и хорошо устраиваются, — рассказывает священник. — Но для этого нужно влиться в коллектив, а значит пить с ним». По словам о. Игоря, в городе прижиться проще — общество атомизированно, и не приходиться зависеть от мнения коллектива. Но в город попасть сложно — жилье дорогое, а Киргизии в целом значительно беднее России. И даже если продать четырехкомнатную квартиру в столице, то на городскую квартиру в России вряд ли хватит.
В самой Киргизии тоже кто-нибудь может в сердцах сказать «Если ты русский, езжай в свою Россию», но антирусские настроения в народе популярностью не пользуются. По словам о. Игоря, киргизы прекрасно понимают, что без русских им будет трудно. И это заметно как на бытовом уровне, так по высказываниям политиков. Кроме того, общий нравственный климат в Киргизии лучше, чем в России, считает батюшка. «Во-первых здесь живут наследники гонимых, а не гонителей. Во-вторых, здесь менталитет восточный, в котором есть почитание старших, воспитание детей, — уверен о. Игорь. — Конечно, и здесь идет постепенная деградация, но с большим отставанием от России. Есть силы, связанные с исламом, которые активно этому противодействуют. И это не радикалы, а нормальные люди».
Парашютисты с пасхальными флагами, инерция духовенства и экзамен для кандидатов на крещение
Епископ Киргизский и Бишкекский Феодосий управляет Киргизской епархией меньше года. Сначала деятельная энергия нового архиерея встретила сопротивление. «Священники стали говорить людям “мы хотим вас крестить, но владыка не хочет” и давай всех отправлять ко мне, — делится со мной воспоминаниями о первых месяцах епископ Феодосий. До того своего назначения в образованную в июле 2011 года Киргизскую епархию, епископ Феодосий служил игуменом мужского монастыря на Ганиной яме – месте уничтожения останков Царской семьи. Одной из первых заложенных традиций в новой епархии стали обязательные огласительные беседы и экзамен перед крещением. Первое время новому архипастырю приходилось по полтора часа лично беседовать с каждым кандидатом на крещение. — Крест есть? —Нет. –«Отче наш» знаешь? —Нет. Я просто хочу крестным отцом быть. — А что ты дашь крестнику, если сам ничего не знаешь? Как ты научишь пилота летать, если сам никогда не умел? Некоторые обижались, а потом приходили снова, с более серьезным настроем. А некоторые больше не приходили. «Значит, им это и не нужно, — уверен епископ Феодосий. – Я им говорю, что если вы хотите поступить в ВУЗ – вы же готовитесь, сдаете экзамены, не возмущаетесь. А почему по отношению к душе, которая готовится к вечности, другое отношение? Если вы пройдете беседы, будете регулярно ходить в храм, соблюдать пост, стараться жить по совести, помогать людям, читать Евангелие, если вы будете это делать – креститесь. Если вы не будете — не креститесь. Зачем умножать формализм?» Новый архиерей проявил твердость, и в епархии окончательно установилось правило: если человек не при смерти, то крещение только через 12 бесед и экзамен.
Правила ранней Церкви распространились и на богослужение. Перед началом Литургии верных оглашенные подходят к солее и священник вместе с верными читает молитвы над ними, чтобы Господь «огласил словом истины» и «открыл Евангелие правды», после чего оглашенные удаляются из храма в класс, где лектор объясняет им — что будет дальше происходить на службе. По новому прошло и крещение. На Пасху из крестильни в храм проложили ковровую дорожку, и епископ вместе с духовенством вышел из алтаря навстречу 50 новым членам церкви и вместе с ними крестным ходом вошел в храм. Мужчины были в стихарях, женщины в белых платьях, все со свечами в руках. В храме встречали друзья, родственники и прихожане с цветами. Четыре хора подхватывали друг за другом торжественное «Елицы во Христа креститеся». После того, как все причастились, еп. Феодосий представил новых братьев и сестер общине и подарил каждому икону. В феврале епархия встречала Почаевскую икону Божией Матери. В двадцатиградусный мороз крестный ход во главе с еп. Феодосием прошел 31 километр из аэропорта в кафедральный собор Бишкека. Шли как полагается – с хором, киотом на плечах, впереди ехала мобильная звонница, оборудованная в кузове пикапа. В истории пятимиллионного Киргизстана такого масштабного крестного хода еще не было — собралось более трех тысяч человек. «Киргизы нас на улицах приветствовали, некоторые даже крестились, — вспоминает еп. Феодосий. После этого и в автобусах и на рынках только и было разговоров, что о крестном ходе. Храм первые несколько дней был переполнен.
На Пасху тоже собирались идти крестным ходом. Президент и мэр Бишкека как будто разрешили. Но все оказалось не так просто. «Мне потом объяснили, что на востоке обычно не говорят «нет», надо уметь понять, когда «да» это да и когда «да» это нет, —смеется епископ. – Местные жители могут по выражению лица отличать одно от другого, а я человек новый – не понимаю». Когда архиерей не разгадал намеков, мэр сказал ему уже прямо «нельзя». «Ладно, говорю, а что можно? – Все можно, только не крестный ход. – Хорошо, ловлю на слове». Несколько икон, в том числе Почаевскую, взяли на самолет, к самолету приделали 50-метровый баннер «Христос Воскресе!» (правда он потом оторвался) и облетели вокруг столицы, а еп. Феодосий из открытого люка кропил Бишкек крещенской водой. А затем на город сбросили 11 парашютистов с флагами «Христос воскресе!». Площадку для приземления определили возле храма. Последний десантник устроил в небе салют. «На земле нам не разрешили, может пробок испугались. Зато на небе пробок никаких нет, — уверен еп. Феодосий. — И потом Пасхе радуется не только земля, но и небо, вот мы и изобразили радость неба». В этом году пасхальное Евангелие в соборе читали на семи языках, в том числе впервые на киргизском, и послание Патриарха Кирилла — на русском и киргизском. «Иногда бывает немножко тяжело, — признается еп. Феодосий. – Потому что многое приходится делать впервые, а люди привыкли жить по-другому. Могут сказать, “да он молодой еще, только приехал, что его слушать”. Но ничего, я могу смириться и это понять. Но это не значит, что человек не будет делать то, что я ему говорю. Потому что есть частное мнение, каждый имеет на него право, а есть рабочий момент. Сначала людям не очень нравились нововведения, а теперь многие говорят, владыка, вы оживили нашу жизнь. Будем стараться оживлять ее и дальше».
Справка: Киргизия в фактах
Общая площадь — 199.9 тысяч км2, из них 94% находится на высоте более 1000 м. над уровнем моря. Население около 5.5 миллиона человек, из них (согласно последней переписи 1999 года) 64.9% – киргизы, 13.6% – узбеки, 12.5% – русские. Ислам исповедуют около 75% населения. Православное христианство – 20% (данные CIA fact book 2012). В городах живет 35% граждан. Русский язык имеет статус второго официального языка. Грамотность – 98.7% Интернетом пользуются около 39% населения. Безработица – 14.6%. В сельском хозяйстве занято 48% жителей, 35% всего экспорта идет в Россию. Страна продает текстиль, мясо, табак, золото, редкоземельные металлы (в т.ч. уран), электроэнергию. 61% импорта – торговля с Китаем.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Апостолы саванны В Кении нет ни прекрасных храмов, ни византийских росписей, ни знаменного пения, нет даже греческого ладана. Все, что есть на вооружении у православного священника, — Слово Божие и Таинства
Православная миссия в Африке Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
Июльский номер «Нескучного сада». Выполнима ли миссия в современном мире? Новый номер журнала «Нескучный сад» о миссии и миссионерах. Тема номера — апостолы и мы. 2000 лет назад ученики Господа разошлись по миру, рассказывая о Христе. Сегодня новые миссионеры окружены не только язычниками или иноверцами, но еще атеистами и агностиками. Насколько на самом деле далеки мы от апостолов? Может быть, существует универсальный рецепт успешной миссии?
Технологии Святого Духа Исследуя жизнь апостолов и первых христиан, мы неизбежно придем к выводу, что они владели лишь одной, увы, не столь распространенной ныне технологией — технологией Святого Духа. Идите и научите все народы, а Я пребуду с Вами до скончания века, говорит им Христос. И они пошли и проповедовали везде, при божественной помощи и подкреплении их миссии различными знамениями. Что ж, хорошо им было. Но разве это невозможно и сейчас?
Миссионеров наберут среди прихожан Миссионеров будут рекрутировать из прихожан того же храма, в котором им предстоит работать. «НС» ознакомился с рекомендациями к деятельности штатных миссионеров, принятыми Синодальным миссионерским отделом совсем недавно.
Молиться или митинговать? Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы
Церковная реакция на дело Пусси Райот: замирение возможно? Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма — примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин
Православная Африка: христиане из племени масаи В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент "НС", чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро
Православная Африка: чтец, певец и барабанщик Почти миллион православных живут в Кении, большая часть из них — в округе города Ньери через экватор от столицы. Познакомить нас с местными приходами взялся священник Филипп Гатари, настоятель храма прп. Антония Великого и директор местной школы
Пять дней священника: Север, Каргополье Пять приходов: их надо восстанавливать, на них нет средств, один из храмов – самый большой в Архангельской области, семья, гараж и лекторий в бывшем музее революции – труды и дни каргопольского благочинного 31-летнего иерея Андрея Усачева
Египту угрожает межрелигиозная катастрофа? Представитель московского патриарха в Африке архимандрит Леонид (Горбачев) из Египта рассказал о причинах межрелигиозного насилия в Египте, новом президенте, и перспективах для местных христиан
Экономический кризис: Греция, Германия и Православная Церковь Статья греческого автора Христоса Тагаракиса анализирует антиправославные публикации в западной прессе: за что ругают Греческую Церковь? Почему Греческое государство платит священникам зарплату из бюджета и почему храмы не облагаются налогом?
Миссия или религиозная пропаганда? В 1905 году в России вышел указ о свободе вероисповедания. Православие больше не было господствующей религией. Условия для миссии радикально изменились. Как показала дискуссия перед Собором 1917-1918 годов, свободе вероисповедания, без опоры на власть, в Церкви обрадовались не все. Почему?
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Кто отбирает поликлинику у детей? На этой неделе телеканал РЕН-ТВ выпустил в эфир передачу, в которой обвинил Церковь в захвате детской поликлиники на Ленинградском проспекте. Мы решили разобраться – что на самом деле стоит за этой историей
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.