Составители канонических Евангелий не оставили почти никаких подробностей из жизни Девы Марии. В Новом Завете есть рассказ о Благовещении, о встрече Богородицы и Елизаветы — матери Иоанна Предтечи, краткое повествование о Рождестве Христовом и Сретении, одна реплика Богородицы на браке в Кане Галилейской. В Евангелии от Иоанна сообщается, что Матерь Божья стояла перед крестом Христовым. И все. Но праздников, связанных с событиями земной жизни Богородицы, гораздо больше. Откуда мы знаем об этих событиях?
Встреча Марии и Елизаветы праведной. Церковь Св. Георгия, Курбиново, Македония. 1191 г.
Жизнь Богородицы подробно описана в текстах церковного предания. Самым важным из них можно считать «Протоевангелие Иакова» – апокрифический текст, написанный не позднее 150 года.
Слово апокриф не должно смущать читателя – в данном случае оно означает, что текст просто не вошел в состав Нового Завета, но с древности почитался в Церкви как авторитетный источник.
Автор повествования о Богородице начинает свой рассказ, описывая страдания Иоакима и Анны, у которых долгое время не было детей. Пожилым супругам явился ангел и предрек им рождение ребенка. Рассказ о детских годах Богоматери очень подробен. Читатель даже может узнать о том, когда и как она сделала свои первые шаги: «Изо дня в день крепло дитя, и, когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли она стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Мать взяла ее на руки и сказала: Жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господний. И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала (Анна) непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею».
В три года девочку посвящают Богу, отдав ее на воспитание в иудейский храм, причем Иоаким и Анна опасаются возвращения дочери домой, а потому придумывают хитрость: «позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень».
Ласкание Марии. Фрагмент-клеймо иконы Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери, XVII век (1642 г.?)
До 12 лет Богородица остается при храме. В 12 лет ей выбирают опекуна, который должен охранять целомудрие девочки. Выбор падает на Иосифа, в руках которого расцветает посох.
Проходит еще четыре года, и Богородица встречает архангела Гавриила, который предрекает ей скорое рождение Христа. Апокриф, в отличие от канонических Евангелий, описывает период ожидания Богородицы очень драматично. На шестом месяце беременности в дом с плотницких работ возвращается Иосиф (в тексте не объясняются причины столь долгого отсутствия праведника) и подозревает свою воспитанницу в потере целомудрия. Дева Мария успокаивает Иосифа, и перед праведником встает серьезная проблема: «Если я утаю грех ее, то стану нарушителем Закона, а если расскажу о нем сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть». Иосиф хочет тайно отпустить ее, чтобы не подвергать позору и суду иудеев, но является ангел и убеждает не делать этого.
Далее в тексте описывается жестокосердная реакция иудеев, поверивших Иосифу и Марии лишь после того, как они выпили воды, смешанной с грязью, и не заболели («Суд Божий» в том или ином виде был распространен до эпохи позднего Средневековья. Чаще всего испытуемому предлагалось войти в костер или взять из огня какую-то вещь).
Апокриф завершается рассказом о Рождестве Христове. Текст в основном следует каноническим Евангелиям, добавляя лишь одно чудо. Повивальная бабка, принимавшая роды, рассказала о чуде приснодевства своей подруге, и та захотела лично убедиться в этом. После такой проверки у женщины стала отниматься рука, и она исцелилась лишь после того, как взяла на руки Богомладенца.
Последние несколько строк повествуют о бегстве Святого Семейства в Египет и убийстве Захарии – отца Иоанна Крестителя.
Еще один текст, из которого читатель может узнать о жизни Богородицы, а точнее об ее Успении относится примерно к V веку. Довольно долго христиане не праздновали Успение, оно вошло в церковный календарь не раньше V века. Сказание об Успении Пресвятой Богородицы – апокриф с обилием чудес и фактов, которые просто невозможно проверить, а потому Церковь, благоговейно почитая Богоматерь, не настаивает на достоверности всего, изложенного в этих текстах. Разные апокрифы могут не совпадать друг с другом в деталях, а отсутствие достоверных свидетельств заменяется в них четкой житийной схемой.
Последние годы своей земной жизни Богородица провела в Иерусалиме. Она часто ходила на Голгофу для молитвы. В один из таких дней ей явился архангел Гавриил и предсказал, что через три дня она отойдет ко Христу.
Житие Богоматери (створки киота), 13 век, Египет. Монастырь св.Екатерины на Синае ( Это единственная икона на Синае, которая почитается монахами как чудотворная, хотя и не имеет специальной службы или отдельного дня празднования. Сейчас она располагается в алтаре главной базилики, на ступенях древнего сопрестолия слева от Горнего места. Размещение этого образа в алтаре является давней традицией, давшей иконе ее особое монастырское имя "Бематарисса" (Алтарница)).
Апокриф рассказывает о том, что перед своим Успением Богоматерь захотела проститься с апостолами, и они чудесным образом были перенесены в ее дом. Автор текста, приписываемого Иоанну Богослову и получившего в науке название: «Сказание об Успении Богородицы», красочно описывает кратковременное воскрешение уже умерших учеников Христа: «А те, которые уже умерли, - Андрей, брат Петра, и Филипп, Лука, и Симон Кананит, и Фаддей, - возбуждены были Духом Святым из гробов. Им сказал Святой Дух: вы не думайте, что теперь наступает воскресение, но для того вы восстали из гробов ваших, чтобы отправиться на приветствие в честь и прославление Матери Господа и Спасителя вашего Иисуса Христа, потому что приблизился день исхода, взятия ее на небеса».
Поскольку в этом тексте говорится об апостолах Петре и Павле как о живых, можно предположить, что Успение Богородицы произошло не позднее 68 года (самая поздняя дата распятия этих апостолов).
В тексте рассказывается о многочисленных чудесах, произошедших в момент Успения. Латинская версия содержит рассказ об апостоле Фоме, который на несколько дней опоздал на погребение Богородицы и затем не обнаружил ее тела в гробнице. Фома пытается обратить внимание учеников на это чудо, но ему долго не верят: «Тогда сказал ему блаженный Петр: в прежний если раз ты не хотел нам верить в том, что воскрес наш Учитель и Господь, то как же ты поверишь нам, что было здесь святое тело? Но Фома еще более утверждал, говоря: нет его здесь. Тогда, как бы разгневанные, они приступили ко гробу, который иссечен был новый в скале (т. е. к гробнице), и отвалили камень, но тела там не нашли и не знали, что сказать, побежденные речами Фомы. Потом блаженный Фома рассказал им, как он совершал песнопение в Индии; потом, неизвестно как перенесен был к горе Елеонской, увидел, что святейшее тело блаженной Марии возносится на небо, и просил ее дать ему благословение. Она услышала его молитву и сбросила ему свой пояс, которым была опоясана».
Автор текста переворачивает известный евангельский рассказ о Фоме неверующем, и теперь уже другие апостолы должны извиняться перед ним за свои сомнения.
Вот собственно и все сведения о земной жизни Богородицы, которые можно найти в античных и средневековых источниках. С одной стороны, их очень мало, с другой – это не мешает нам ее почитать и любить.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иверская икона Божией Матери: чтимые списки В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Богослужебные тексты для общего народного пения: КАЗАНСКОЙ иконы Божией Матери (3-4 ноября) Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к праздничной всенощной и литургии
Великий Акафист Божией Матери: галерея В России существует несколько икон, иллюстрирующих Великий Акафист Божией Матери.
Эти иконы, в центральной части, имея изображение Богородицы на престоле, в клеймах
отражают содержание Акафиста "по-икосно" и "по-кондачно", целиком охватывая буквальный смысл и значение праздника Похвалы. Одна из таких икон 16 века, хранящаяся в Русском Музее, представлена вниманию наших читателей.
Акафист Богородице был написан как алфавитный акростих 19 апреля вечером церквях читается Акафист Пресвятой Богородице. Почему почти во всех славянских акафистах 1-й икос начинается со слова Ангел (или его производных), 2-й кондак – с форм глагола видети, а 4-й кондак – со слов буря или бурный? Объясняет священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Икона «Похвала Богородицы»: акафист в красках В православном искусстве редко святые представляются с атрибутами. На иконе «Похвала Богородицы» пророки предстоят Божией Матери, держа в руках символы своих пророчеств: Иаков — лестницу, Гедеон — руно, Моисей — купину, Араон — расцветший жезл. Необычную иконографию разбирает Ирина ЯЗЫКОВА
Что такое знамение Пресвятой Богородицы? Термин "Знамение Пресвятой Богородицы" употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря. Что это за икона, и что за праздник рассказывает Юрий Рубан.
Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконы Процессия со свечами, небольшая фигурка Пресвятой Девы, которая делает шаг на лестницу к храму, навстречу первосвященнику – переход от земного к небесному, от Ветхого Завета к Новому подчеркивается в композиции иконы Введения Божией Матери во храм
Введение во храм Пресвятой Богородицы Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы входит в состав двунадесятых праздников и празднуется 4 декабря
Одушевленный Храм Исторически Введение во Храм Пресвятой Богородицы не было торжественным и на виду всего народа, поскольку иначе Ее жизнь могла оказаться под угрозой, как впоследствии жизнь Младенца Христа. Почему же праздник Введения важен и в чем его смысл?
Бог и русская история: что мы празднуем в день Казанской иконы Божией Матери? Чего хорошего в официальных праздниках? Показушный пафос, громкие рапорты после вчерашних авралов; и с другой стороны -- пьянки и разгул, ограничиваемые только продолжительностью выходных, которые в последнее время угрожающе удлиняются.
Церковные праздники -- совсем другое. Они -- необязательные. Поэтому свои...
Икона Смутного времени «Осенняя Казанская» – так издавна зовется в народе церковный день 4 ноября (22 октября по старому стилю). С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для православных россиян не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона – это один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов. Между тем его тайна до сих пор не раскрыта. Вспомним историю явления иконы.
Паломничество Патриарха к иконе Киккской Божией Матери 10 июня визит Патриарха Кирилла на Кипр продолжился паломничеством в Киккский монастырь, где хранится чудотворная Киккская икона Божией Матери, по преданию написанная святым апостолом Лукой. Киккскую обитель связывают прочные узы с Россией, ее место в истории Кипра напоминает роль Троице-Сергиевой Лавры для Руси
Смоленская икона: крестный ход в Бородино и эскорт в Москву Чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери, датируемый 1602 годом, привезли через Бородино в Москву, чтобы верующие могли поклониться ему в Храме Христа Спасителя, где образ пробудет до 14 сентября. Смотрите наш фоторепортаж из полицейского эскорта, сопровождавшего икону на всем пути!
Донская икона Божией Матери: четыре чудесных дня Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Остров цыган: как празднуют Успение Богородицы греческие рома Для православных цыган в Греции Успение Пресвятой богородицы является едва ли не более важным праздником, чем Пасха. Со всей Греции Рома стекаются на остров Тинос, чтобы проползти на коленях до храма и получить исцеление от чудотворной иконы
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Торжество Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию двух последовавших друг за другом события. Первое – это кончина Ее земной жизни. Второе событие – Ее воскресение и телесное восшествие в Небесное Царство. Отсюда происходят двойственность в наименованиях праздника – “Успение Пресвятой Богородицы”, принятое в обиходе Православной Церкви, и “Вознесение Богоматери”, распространенное на латинском Западе.
Успение Богородицы по-гречески В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос, и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская»: чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы
Троеручица: странная икона Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА
Почему так много икон Богородицы? Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.