Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы входит в состав двунадесятых праздников и празднуется 4 декабря Введение во храм (фреска Джотто, капелла Скровеньи)
Иоаким и Анна
Родители будущей Богоматери – Иоаким и Анна – жили в Назарете. Супруги очень долгое время – вплоть до глубокой зрелости – не имели детей, что было причиной их тяжелейших страданий, так как, согласно тогдашнему иудейскому мировоззрению, бездетность считалась позором и расплатой за дурное, а поскольку семья жила благочестиво, многие думали, что есть некие тайные грехи, за которые их карает Всевышний. Иоакиму даже препятствовали приносить жертвы в храме, считая, что он неугоден Богу, так как не принес потомства для израильского народа. Однако, несмотря на социальное неодобрение и даже презрение, супруги не сетовали на судьбу. Иоаким к тому же помнил, что многие праведники прошлого (как, например, Авраам) тоже до преклонных лет не имели детей, но потом – по их вере и молитвам – они становились родителями.
Супруги дали обет: если у них родится ребенок, они посвятят его служению Богу. Их дочь Мария, будущая Матерь Божия, родилась по прошествии пятидесяти лет супружеской жизни Иоакима и Анны. Ее рождение предварило явление Ангела каждому из супругов, когда они, каждый по отдельности, молились о своем потомстве. Иоаким, считая себя самым грешным из людей, после того как священник Рувим не позволил бездетному мужу принести жертву Богу в храме в Иерусалиме, решил не возвращаться домой, а поселился в пустынном месте и молился. Его жена, узнав об этом, также – в посте и молитве – просила о возможности стать матерью. Иоакиму явился ангел, который сказал, что Бог внял его молитвам. Анне ангел сказал, что о ее потомстве будут говорить во всем мире.
Детство Богородицы
В Священном Писании содержится немного сведений о Богородице. В Ветхом Завете есть небольшие фрагменты, прообразы, которые символически рассказывают о Ее спасительной миссии. В Новом Завете всего несколько эпизодов связаны с именем Богородицы и все они относятся уже ко взрослому периоду Ее жизни.
Об обстоятельствах Рождества Пречистой Девы известно из Священного предания, которое содержит не только учение о Христе, но и воспоминания современников о каких-либо событиях священной истории, очевидцев («самовидцев», как их называет апостол Лука) Спасителя и Богородицы. Эти воспоминания изначально передавались из уст в уста, а в дальнейшем были записаны. Именно таким образом и сохранились свидетельства о ряде эпизодов жизни Богоматери.
Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет. Собрав родственников и знакомых, родители одели Марию в лучшие одежды и, с пением священных песен и зажженными свечами в руках, они привели Ее в Иерусалимский храм. Ребенка встретил первосвященник – предание гласит, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи. При этом в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, а девочка до этого времени еще не научилась ходить. Однако Мария, как только Ее поставили на первую ступень, самостоятельно поднялась до самой верхней. Первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда один раз в год мог войти только лишь он сам, с очистительной жертвенной кровью. То, что девочку провели туда – было из ряда вон выходящим событием и все присутствовавшие в храме были поражены. Этим была обозначена Ее особая роль в судьбе человечества.
После этого родители Богородицы возвратились домой, Мария же осталась в помещении для девственниц, которая находилось при храме. Это было не единственное подобное жилое помещение при храме, Священное Писание (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историк Иосиф Флавий свидетельствуют, что их было много и в них жили посвященные на служение Богу. О жизни и быте Богородицы в Иерусалимском храме известно немногое. Предание Церкви сохранило сведения, что Она, например, воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное Писание, постоянно молилась, занималась рукоделием. Димитрий Ростовский приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом:
«Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?» (Димитрий Ростовский. Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии).
Мария жила при храме до 12 лет, после чего, решив уневеститься Богу, была, согласно иудейским традициям, обручена Иосифу, пожилому человеку, который должен был охранять Ее обет безбрачия. Есть и другая версия, согласно которой, это произошло, когда Марии было 14 лет, Иосиф же был выбран из числа других самим первосвященником. Чима да Конельяно. Введение во храм
История празднования
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии входит в состав двунадесятых праздников, однако в Церкви он был установлен позднее других из этого числа. Возможно, появление праздника Введения связано с деятельностью императора Юстиниана I, который в 543 г. построил на развалинах Иерусалимского храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице.
Упоминание об этом празднике есть в некоторых месяцесловах VIII века, но его описание сдержанны, что говорит об отсутствии какой-либо особенной торжественности его совершения. Патриарху Константинопольскому Герману I (VIII в.) приписываются две гомилии (наиболее древняя форма проповеди, букв. «беседа», анализ отрывков Священного Писания) на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Значит – в Константинополе того времени Введение уже праздновали. С IX в. праздник получил широкое распространение на Востоке.
Статус праздника Введения постепенно менялся, он окончательно вошел в число двунадесятых праздников только после XIV в., согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI-XIV вв., он отмечается почти также торжественно, как и другие двунадесятые праздники. Тем не менее, даже в печатных Типиконах XVII в. отдельные особенности совершения праздничной службы указывают на то, что статус этого праздника отчасти уступает статусу других двунадесятых.
Хотя в самом событии священной истории – Введении во храм Пресвятой Богородицы – участвуют св. семейство и дети со свечами, праздник этот традиционно считается не семейным, а монашеским. И потому, что всегда приходится на пост, и потому что прославляет всецелое посвящение себя Богу и вход во Святое Святых. Именно поэтому Введению во храм посвящено много обителей, самая известная из которых Оптина пустынь. На Введение пришел в Саровский монастырь преподобный Серафим, впоследствии особо этот праздник чтивший.
Песнопения
Важнейшая из тем песнопений Введения – символическое сравнение Пресвятой Девы с одушевленным храмом, вместившего невместимого Бога: «Днесь боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится» (2-я стихира на литии).
Кондак праздника говорит о том же еще более определенно: «Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное».
Песнопения называют Богородицу «Двере Господня». Например: «къ Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери» (1-я стихира на стиховне). Этот эпитет в отношении к Богородице основан на видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь. Это пророчество является прообразом приснодевства Богородицы.
Также Богородица сравнивается с жертвой: «Въ храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая... яко жертву чисту» (6-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Спаситель. Поэтому в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне».
О том, что одно из последних событий ветхозаветной предсказывает близкое пришествие в мир Спасителя говорит тропарь праздника: Днесь благоволения Божия предображение, /
и человеков спасения проповедание, /
в храме Божий ясно Дева является, /
и Христа всем предвозвещает. /
Той и мы велегласно возопиим: /
радуйся смотрения Зиждителева исполнение.
Хотя Иоаким и Анна отдают единственную дочь в храм, это событие для них – радостное. Об этом рассказывает тропарь предпраздненства: Радость предобручает всем Анна ныне, /
печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, /
Юже и приводит, молитвы исполняющи, /
днесь веселящися, в храм Господень, /
яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.
Кроме того, на этот праздник поются и рождественские песнопения-ирмосы, первый и наиболее известный из которых принадлежит святому Иоанну Дамаскину и составлен из Рождественского слова святого Григория Богослова: «Христос раждается, славите. Христос с Небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».
Рождественский пост
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 4 декабря, то есть – в один из дней Рождественского поста (28 ноября – 6 января), одного из четырех многодневных постов. Рождественский пост – не такой строгий, как Великий пост и Успенский пост. В обычной приходской практике в Рождественский пост не употребляют в пищу мясо, яйца, молочные продукты. Можно есть рыбу по воскресеньям и субботам, и в частности – в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу – только в том случае, если в этот день полагается всенощное бдение, например – в престольный праздник.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Гроб Пресвятой Богородицы 28 августа Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы. Оказывается в Иерусалиме существует храм, построенный на месте успения, то есть смерти Пресвятой Богородицы. Наш корреспондент побывал в этом необычном храме, его фоторепортаж и комментарии мы рады предложить нашим читателям накануне великого праздника.
Богородичные песнопения: от праздника до праздника Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам в такой степени, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына, запечатленные в канонических Евангелиях. Одним из основных источников наших знаний о событиях жизни Пресвятой Богородицы от Рождества до Успения является богородичная гимнография. О богородичных песнопениях рассказывает переводчик и преподаватель ПСТГУ священник Михаил АСМУС
Храм Божества В песнопениях, посвященных Божией Матери, часто упоминаются ветхозаветная скиния и Иерусалимский храм с различными их принадлежностями применительно к Богородице. О храмовых образах в богородичных песнопениях рассказывает ведущий рубрики священник Михаил АСМУС, преподаватель ПСТГУ.
Что такое знамение Пресвятой Богородицы? Термин "Знамение Пресвятой Богородицы" употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря. Что это за икона, и что за праздник рассказывает Юрий Рубан.
Остров цыган: как празднуют Успение Богородицы греческие рома Для православных цыган в Греции Успение Пресвятой богородицы является едва ли не более важным праздником, чем Пасха. Со всей Греции Рома стекаются на остров Тинос, чтобы проползти на коленях до храма и получить исцеление от чудотворной иконы
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Одушевленный Храм Исторически Введение во Храм Пресвятой Богородицы не было торжественным и на виду всего народа, поскольку иначе Ее жизнь могла оказаться под угрозой, как впоследствии жизнь Младенца Христа. Почему же праздник Введения важен и в чем его смысл?
Иверская икона Божией Матери: чтимые списки В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Акафист Богородице был написан как алфавитный акростих 19 апреля вечером церквях читается Акафист Пресвятой Богородице. Почему почти во всех славянских акафистах 1-й икос начинается со слова Ангел (или его производных), 2-й кондак – с форм глагола видети, а 4-й кондак – со слов буря или бурный? Объясняет священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконы Процессия со свечами, небольшая фигурка Пресвятой Девы, которая делает шаг на лестницу к храму, навстречу первосвященнику – переход от земного к небесному, от Ветхого Завета к Новому подчеркивается в композиции иконы Введения Божией Матери во храм
Бог и русская история: что мы празднуем в день Казанской иконы Божией Матери? Чего хорошего в официальных праздниках? Показушный пафос, громкие рапорты после вчерашних авралов; и с другой стороны -- пьянки и разгул, ограничиваемые только продолжительностью выходных, которые в последнее время угрожающе удлиняются.
Церковные праздники -- совсем другое. Они -- необязательные. Поэтому свои...
Икона Смутного времени «Осенняя Казанская» – так издавна зовется в народе церковный день 4 ноября (22 октября по старому стилю). С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для православных россиян не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона – это один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов. Между тем его тайна до сих пор не раскрыта. Вспомним историю явления иконы.
Паломничество Патриарха к иконе Киккской Божией Матери 10 июня визит Патриарха Кирилла на Кипр продолжился паломничеством в Киккский монастырь, где хранится чудотворная Киккская икона Божией Матери, по преданию написанная святым апостолом Лукой. Киккскую обитель связывают прочные узы с Россией, ее место в истории Кипра напоминает роль Троице-Сергиевой Лавры для Руси
Смоленская икона: крестный ход в Бородино и эскорт в Москву Чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери, датируемый 1602 годом, привезли через Бородино в Москву, чтобы верующие могли поклониться ему в Храме Христа Спасителя, где образ пробудет до 14 сентября. Смотрите наш фоторепортаж из полицейского эскорта, сопровождавшего икону на всем пути!
Донская икона Божией Матери: четыре чудесных дня Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Торжество Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию двух последовавших друг за другом события. Первое – это кончина Ее земной жизни. Второе событие – Ее воскресение и телесное восшествие в Небесное Царство. Отсюда происходят двойственность в наименованиях праздника – “Успение Пресвятой Богородицы”, принятое в обиходе Православной Церкви, и “Вознесение Богоматери”, распространенное на латинском Западе.
Успение Богородицы по-гречески В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос, и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская»: чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы
Троеручица: странная икона Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА
Почему так много икон Богородицы? Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе
Святыни Европы: Ченстохова Главная святыня Польши — чудотворный образ Ченстоховской иконы Божией Матери (празднование 19 марта и 9 сентября н. ст.). История иконы полна чудесных случаев исцелений, избавлений и помощи, а также не менее чудесных случаев защиты от кощунников
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.