Этот шедевр византийского искусства, по легенде, был создан святым монахом-художником, которому во время гонений иконоборцы изувечили руки. Этот знак победы Православия над ересью восстановил св. патриарх Фотий, учитель свв. Кирилла и Мефодия. В день Торжества православия рассказываем о мозаике Божией Матери с Младенцем на троне в апсиде Собора Святой Софии в Константинополе.
Для мозаики художник использовал смальту нескольких размеров. Самая большая предназначалась для контура нимба и голов, а также для складок одежды. Смальта среднего размера шла на лики и одежду, а малая моделировала румянец и переходы тонов на ликах. Фон мозаики состоял из золотой и серебряной смальты разного размера. Так достигался более интенсивный эффект мерцания
«Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили», – такая надпись украшает мозаику Божией Матери в алтаре Константинопольской Софии.
Хотя мозаика и кажется маленькой и далекой (все же 40 м от пола!), Богородица с Младенцем Христом на троне господствуют над мраморной апсидой собора, вид их приковывает взгляд сразу, как только входишь в его пространство.
Неизвестно, когда в апсиде появилось первое изображение Богоматери. Скорее всего, его не было в первоначальной системе мозаик Софии VI в. Принято считать, что оно было создано столетием позднее, и уничтожено при императорах-иконоборцах.
После осуждения иконоборчества Седьмым Вселенским Собором 843 г. было решено восстановить наиболее чтимые столичные святыни. Среди них были образ Христа над Медными воротами и мозаика Богородицы на троне в Софии.
Решение было принято не сразу. Положение стало меняться лишь лишь 20 лет спустя, после того, как на патриарший престол взошел такой энтузиаст церковных наук и художеств как свт. Фотий. При нем в 860 г. воссоздаются мозаичные иконы в Золотом зале Большого дворца, а в 867 г. - мозаики Святой Софии.
Воссозданная в нынешнем виде мозаика Божией Матери остается самым ранним из раскрытых фигуративных изображений в соборе и, безусловно, главным.
Окончанию работ над мозаикой была посвящена Семнадцатая гомилия свт. Фотия. Наставник свв. Кирилла и Мефодия произнес эту проповедь 29 марта 867 г. в присутствии императора Михаила IIIи его соправителя кесаря Василия, будущего основателя Македонской династии.
Проповедь состояла из двух частей. Первая рассказывала о присоединении к Церкви сектантов «четыредесятников». Во второй святитель говорит об образе Божией Матери. Некоторые исследователи относили проповедь к одной из икон Божией Матери. Например, константинопольской святыне Одигитрии. Однако постепенно утвердилась точка зрения, что речь идет именно о мозаике Пресвятой Владычицы, ставшей символом победы над ересью иконоборчества в частности и над ересями вообще. "Смешать цветы красок правильностью догматов", - призывает архипастырь и богослов.
Свт. Фотий проповедовал в Великую Субботу, а потому сравнивает восстановление икон с Воскресением Христа: "Иное жало сегодня пронзает самую утробу смерти, не Спаситель сокрывается во гробе умервщления для общего восстания рода[человеческого], но образ Матери восстает из глубин забвения и совосставляет с собой изображения святых".
Символом Торжества Православия эта мозаика может быть названа еще и потому, что ее возможным автором был св. Лазарь Константинопольский, монах, иконописец, исповедник. Во время гонений на иконопочитание император Феофил принуждал его объявить иконы недостойными изображениями.
Дальше предоставим право рассказа византийскому историку:
"…решил он принудить и монаха Лазаря (это был славный рисовальщик того времени). Однако монах оказался выше льстивых убеждений… многократно обрушивался с хулой на царя, и тот, видя такое, предал его таким пыткам, что плоть его истекала вместе с кровью и никто не чаял, что ещё жив. Когда же услышал царь, что заключенный в тюрьму рисовальщик понемногу пришел в себя и, вновь занявшись своим искусством, изображает на дощечках лики святых, велел приложить к его ладоням раскаленные металлические пластинки. Огонь пожирал и источал его плоть, пока не упал он в изнеможении чуть ли не замертво". (Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей).
По просьбе императрицы Феодоры, измученного Лазаря перевели из темницы в монастырь. После Седьмого Вселенского Собора святой был отпущен. Руки как-то зажили, он снова писал иконы и пользовался почтением императоров.
Свт. Антоний, архиепископ Новгородский, посетил Константинополь в 1200 году и составил описание святынь города. Русский паломник свидетельствует, что автором мозаики в апсиде Святой Софии был прп. Лазарь.
Однако историки спорят, и о том, принимал ли иконописец в принципе участие в создании мозаик св. Софии, и о степени его возможного участия. Дело в том, что прп. Лазарь умер как раз в 867 году, а в 855 г. он был отправлен послом в Рим, к папе Бенедикту III.
Томас Уиттмор, раскрывший мозаику из-под штукатурки в 1935-1939 гг. считал, что автор - Лазарь. Возможность участия великого иконописца допускает Андрей Грабар, но исследователь мозаик Константинополя и научный биограф прп. Лазаря Кирилл Манго, проводивший реставрацию мозаик апсиды в 1964 г., ее отрицает.
Так или иначе, мозаика была создана первоклассными столичными мастерами. Советский искусствовед Виктор Никитич Лазарев в своей работt "История византийской живописи", ставшей классической, отзывается о ее технике так:
"Фигуры Богоматери и архангела (находящаяся сбоку в т.н. "виме" - ред.) исполнены выдающимися по своей одаренности мастерами, умевшими дать мягкую красочную лепку. Они свободно располагают кубики, то выстраивая их в «прерывистый» ряд, то контрастно сопоставляя их наподобие импрессионистически брошенных мазков. Они виртуозно пользуются полутонами, они с совершенством обыгрывают остающиеся между кубиками швы, они не знают, что такое жесткая линия".
Перед нами и настоящий шедевр, который предваряет ренессанс византийской иконописи времени Македонской династии, и памятник веры и исповедничества.
Из проповеди свт. Фотия, патриарха Константинопольского:
"Дева, Матерь, на пречистых объятиях несет общего Создателя как Младенца, преклонившегося [на Ее объятия] ради общего спасения рода человеческого. Cтоль великое и неизреченное домостроительства таинство! Дева-Матерь созерцает девство и материнство и неизмерным образом разделяет волю по отношению к тому и другому, и не уничижает несовершенством ни одну, ни другую часть.
Столь точно искусство художника, как ответ на вдохновение свыше, превратило подражание в природу <...>Ты,пожалуй, скажешь, что если кто спросит «Как же Ты девствуешь и родила?», то Ее не придется просить отвечать. Ибо уста так воплощены красками, что они только сложены и безмолвствуют, как бы в таинствах, но совершенно не имеют неподвижного спокойствия, и образ не украшается подражанием, но действительно достигает первообраза".
"Христос пришел во плоти и был носим на объятьях Родившей Его. Это и на иконах созерцается, и удостоверяется, и проповедуется <...>Кто-то ненавидит учение через образы? Как же он прежде не отверг с ненавистью проповедь Евангелия? Ведь подобно тому, как слово через слух, так образ через зрение начертывается на табличках души".
"У нас же пред очами стоит Дева, держа на объятиях Творца как Младенца, неизменная как в изображениях, так и в словах, так и в видениях — Молитвенница о [нашем] спасении, Учительница богопочитания, и пред нами — благодать для очей, благодать для разума, благодаря которой божественная любовь, пребывающая в нас, переносится к умопостигаемой красоте истины".
Ажурная каменная решетка в конце галереи Собора Святой Софии – это Православная стена плача. Плача о судьбе Великой церкви, обращенной в мечеть, потом в музей, а с недавних пор находящейся под угрозой снова стать мечетью. Туристы будут подходить и уходить, но они не будут мешать. Здесь можно остановиться и помолиться, иногда поднимая взгляд вверх, к «Взбранной Воеводе, победительной». Греческий текст этого кондака отличается от русского. Мы поем «от всяких нас бед свободи», а в Византии пели «Город Свой свободи»
После завоевания Константинополя османами в 1453 году превращенная в мечеть Великая церковь еще несколько веков сохраняла христианские изображения. В 1675 году французский путешественник Гийом-Жозеф Грело описал и зарисовал мозаики, в том числе в апсиде.
В 1710 году другой европейский путешественник Корнелиус Лоос также видел мозаики и зарисовал их.
Позже мозаики были покрыты штукатуркой. На литографии братьев Гаспаре и Джузеппе Фоссати (1848 г.) мы видим в апсиде Айя-Софии только орнаменты и надписи
В 1931 году, по указанию Ататюрка, мечеть Айя-София стала музеем, и начались масштабные реставрационные работы. Их проводили 18 лет специалисты американского Византийского института под руководством Томаса Уиттмора. Любопытно, что в работе участвовали многие русские византинисты и реставраторы эмигранты, а сам Уиттмор приезжал в СССР и делал доклад о ходе работ в Эрмитаже 9 мая 1937 года. Подробнее о ходе реставрации можно прочитать в исследовании Наталии Тетерятниковой "Мозаики Святой Софии, Стамбул" (на английском языке)
Ход работ над мозаиками Святой Софии был запечатлен на фотографиях и в кинохронике. Снимал фотограф Пьер Искендер, сотрудничавший с Византийским институтом. Фотографии делались несколько раз – в 8.30, 10.30 и в 11.30 утра, – поскольку Томас Уиттмора интересовало, как меняется свет в Софии с течением дня. В американском центре византинистики Дамбартон Оукс хранится альбом с фотографиями. Он так и озаглавлен – «Свет». Кинокадры 1937 года, на которых Уиттмор работает в апсиде, стали одной из первых цветных съемок в археологии.
Изображение в конхе апсиды Святой Софии повлияло на иконографию Божией Матери на престоле. Даже в самом соборе можно увидеть ее повторение в знаменитой мозаике из вестибюля воинов. Здесь Царице Небесной предстоят святые императоры Юстиниан и Константин
Мозаика в конхе апсиды церкви Святой Софии, Фессалоники. Искусствовед Виктор Никитич Лазарев писал о ней так: «Мозаики конхи и вимы почти одновременны мозаикам св. Софии в Салониках. Но какой разительный контраст! Если в последних господствует восточная стихия, то в первых — эллинистическая. <…>Большеголовые фигуры с грубыми, но выразительными лицами абсолютно не похожи на утонченные образы Софии Константинопольской. Это сопоставление ясно показывает, насколько отличалось придворное искусство столицы от искусства даже такого значительного центра, как Салоники». («История византийской живописи»)
Мозаика апсиды римской церкви Санта Мария ин Домника, IX в. И здесь явно заметно влияние мозаики из Святой Софии
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Симон Ушаков: государев иконописец 8 сентября праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. В XVII веке Симон Ушаков написал уникальную икону "Насаждение древа государства российского", на которой Владимирская изображена как главная святыня всей Руси. Какие еще иконы написал великий изограф и почему его творчество особенно актуально сейчас, рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Воздвижение Креста Господня: тайны явного Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Донская икона Божией Матери: четыре чудесных дня Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.
Изображая Бога Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса , но оказывается , что вариантов ее написания не так много . С чем связана эта сдержанность , как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА , заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско - богословском институте святого апостола Андрея , автор книг о богословии русской иконы .
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Иконография казни Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Иверская и другие: перед какой иконой будут молиться на Васильевском спуске? 24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.