Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Ольга Сигизмундовна ПОПОВА — доктор искусствоведения, профессор МГУ. Родилась в 1938 году. Специализация: искусство Древней Руси и Византии. Автор шести книг и более ста научных статей. Кроме России, труды Поповой опубликованы в Греции, Италии, США, Дании, Бельгии, Германии, Югославии, Болгарии. Основные направления исследований: аскетическое направление в византийском искусстве разных периодов; типология образов византийского искусства как отражение различных вариантов религиозного сознания; переходные художественные процессы в византийском искусстве разных периодов. Член комиссии по искусству при Международной ассоциации византинистов. Почетный член Христианского археологического общества Греции (Christian Archaeological Society, Greece). Постоянный член редколлегии «Византийского временника». Замужем за Юрием Николаевичем Поповым, филологом-германистом, ведущим научным редактором издательства «Российская энциклопедия».
Мир библиотек
— Чем вы объясняете ваш интерес к искусству?
— Мои родители не были искусствоведами. Мама была филологом, хотя из-за национальности — она была полькой — ей было невозможно устроиться работать по специальности. Отец — он погиб в сорок первом на фронте — был журналистом. Но я уже в школе твердо решила, что буду историком искусства. Может быть, на мое желание повлиял… замечательный дом, в котором я жила. Ермолаевский, 17. Очень красивый старинный дом начала века. Модерн, выстроенный в стиле флорентийского ренессансного палаццо.
Еще помню, что, когда я была в каком-то маленьком классе, мама подарила мне один из томов «Истории искусства» Александра Николаевича Бенуа. Они издавались тогда такими сплетенными тетрадями, по две-три тетради, и маме удалось купить их. Они были посвящены ранней нидерландской живописи. Я начала их читать. Ничего еще не понимая в них, я была ими совершенно заворожена.
Кроме того, некоторый период жизни мама работала библиотекарем в чудесной библиотеке по искусству на Масловке. Я даже не знаю, куда сейчас ее следы делись. Когда-то это была личная библиотека Стасова, того самого (Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) — выдающийся русский искусствовед, музыкальный критик, археолог, почетный академик, проработал библиотекарем более 50 лет в Императорской публичной библиотеке Петербурга. — Прим. ред. ). Несмотря на свои демократические взгляды, книги он выписывал со всего мира и самые лучшие. Это были огромные толстые тома… первые издания римских катакомб, мозаик — все это у него было.
Императрица Феодора со свитой. Мозаика в апсиде базилики Сан-Витале. 547г. Италия. Равенна. На противоположной стене апсиды находится мозаика, изображающая императора Юстиниана со свитой
— И вы могли все это листать…
— Могла и листала. Но, кроме библиотеки, в том доме на Масловке были и квартиры художников, и мастерские. И многие туда просто приходили общаться, беседовать. А наверху была библиотека, куда я, девочка с бантом на голове, приходила делать уроки. Но на самом деле — я жила там, в этой библиотеке. В ней протекала моя вторая жизнь, между школой и домом.
Это было удивительное место, такой как бы клуб художников. Сейчас нет ничего подобного, ни таких библиотек, ни таких клубов, все это в прошлом, поэтому мне не с чем сравнить. Я очень любила, даже обожала этот дом, где мне все разрешали трогать и рассматривать.
Еще, конечно, повлияла Третьяковка. Я постоянно ходила туда и знала все, как и многие дети, картины наизусть.
—Звучит так безмятежно, а ведь времена были суровые.
— С 1945-го по 1949 год снова пошли аресты. Масловки они тоже коснулись. И маму уволили из библиотеки. Как человека польской национальности. Это было, кстати, неплохо и, возможно, продуманно, потому что иначе ее бы, наверное, арестовали. А так она уцелела. Сретение Господне. Синай, монастырь св. Екатерины
Встреча
— Византией вы начали заниматься уже позднее?
— Когда я поступала на отделение истории искусств в университете, я изрядно знала историю искусства. Я имела представление о том, что такое романский собор, готический собор, о западноевропейской живописи. Но о византийской церкви или мозаиках я понятия не имела. И о древнерусском искусстве тоже. Так и пришла в университет. Правда, уже на втором курсе (Византию и Древнюю Русь изучают именно на втором курсе), после семинара по древнерусскому искусству я писала курсовую работу по этой теме. Но толчком заняться Византией мне послужило не это, а другой случай.
Наш профессор древнерусского искусства, Михаил Андреевич Ильин, возил наш курс в Андронниковский монастырь. Это сейчас там Музей Рублева, а тогда о музее было только объявлено, но ничего еще не было, кроме совершенно неприглядного места, кругом поросшего травой. А Наталья Андреевна Демина, известная «древнеруссница» и создатель этого музея, встретила нас тем, что собственноручно мыла пол. Когда мы пришли, она, вымыв руки, разложила перед нами, студентами, фотографии фресок Старой Ладоги. Это были, как я сейчас понимаю, убогие черно-белые фотографии. Других просто не было. Это сейчас все видят в цвете, на компьютере, на слайдах. А тогда ничего этого не было, мы учились в технически бедном мире. И вот на столе возникли эти образы и облики. Это были пророки из купола барабана и ангелы из Вознесения. Меня как будто пронзило стрелой. Очень сильный душевно-духовный подъем. Базилика Сан-Витале, апсида. Италия. Равенна. 547 г.
— То есть даже не эстетическое впечатление, а нечто большее?
— Я бы не стала разделять. Это же образы, конечный результат всякого художества, а не просто приемы мастерства. Они были пронзительны и запали мне в душу. Я не знала такого искусства, а оно, оказывается, было уже в XII веке… Потрясенная, я стала понемножку в этот мир вникать. Нам читал курс по Византии Вадим Михайлович Полевой, который был референтом ЦК партии по культуре. При этом он очень любил Византию и древнегреческую культуру, но сам курс был очень краткий.
Форма отказа от советской идеологии
— То есть вы могли изучать византийское искусство…
— Нет, этот вопрос даже не стоял. Вообще.
— Студенты не могли выбирать темы своих исследований?
— Могли. Выбирали. Но Древняя Русь и Византия были нежелательные направления с религиозной тематикой. Это был 1959 год, весьма крутые времена. Могу рассказать такой сюжет. Собрали как-то весь наш курс на кафедре, и мы должны были сказать, кто какую тему берет. Я сказала, что выбираю Старую Ладогу. И что руководитель мой будет Виктор Никитич Лазарев. (С ним я, конечно, заранее договорилась.) Но завкафедрой тогда еще был не он, а другой человек — очень осторожный. Он молча записал мою тему, а во время перемены подошел ко мне, взял за воротник — никогда не забуду эту сцену — и произнес: «Вы думаете, я не понимаю, почему вы берете такую тему? Это для вас форма отказа от советской идеологии». Я затрепетала. Мне казалось, что меня выгонят. Но никто ничего не донес.
— Несмотря на это предупреждение, вы не отказались от своего решения?
— Это был твердый выбор позиции. Я ведь принадлежала к поколению шестидесятников, очень развитому в социально-политическом смысле. Но до Византии мне было еще далеко. Из университета я вышла специалистом по древнерусскому искусству и сразу поступила на работу в отдел древних рукописей Ленинской библиотеки. В отделе рукописей я проработала пять лет и считаю это очень большой удачей — там был лучший коллектив в моей жизни, очень ученые люди: филологи, историки, лингвисты, археологи… Оттуда я ушла обратно в университет, когда меня позвал мой учитель Виктор Никитич Лазарев. На дворе был 1965 год, и уже можно было поступать в аспирантуру по выбранной моей теме. Чисто византийскую тему взять было все еще нельзя. Вот древнерусскую — другое дело. Моисей у Неопалимой Купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай). Моисей изображен безбородым красивым юношей, снимающим перед Неопалимой Купиной сандалии, чтобы не нарушать святости этого места. Византия, начало XIII века
Учитель
— Расскажите о вашем научном руководителе.
— В моей жизни было несколько очень крупных удач. Одна из них — мне очень повезло с учителем. В жизни человека очень важно, кто его учитель. У меня был замечательный учитель. Не в том смысле, что он меня учил с утра до ночи — как раз этого не было, я была совершенно самостоятельная, он меня отпускал на волю. Но контакт с ним и личное участие в его жизни как ученого — это было очень интересно. Виктор Никитич Лазарев был прекрасный человек, глубоких знаний и дореволюционной эпохи. Настоящая старая русская ученая интеллигенция.
— В результате вы окончили аспирантуру…
— Шел 1968 год. Виктор Никитич оставил меня в университете. Это было трудно сделать, но он добился. Он расширил курс византийского искусства, сделал его многочасовым, семестровым. И с тех пор моя заинтересованность в древнерусском искусстве становилась все меньше, а византийском — возрастала. Видите, как сложилось.
— То есть, если по верхушкам, сначала у вас было западное искусство, потом древнерусское, а потом Византия.
— Да. И знаете, обычно всем профессорам их курсы надоедают. Они бросают их, уходят и все такое. А мне, знаете, до сих пор не надоело. Впрочем, я никогда не повторяю свои курсы — они у меня даже не записаны. И я переживаю эту, что ли, биографию Византии каждый раз заново, с каждым новым курсом. И благодаря этой погруженности в византийское искусство я считаю и чувствую себя счастливым человеком.
Христос Вседержитель, последняя четверть XIV века, Византия, Афон(?). Сейчас образ находится в Onassis Cultural Center, Нью-Йорк. Яичная темпера, дерево, 91,5 х 63 см.
Искусство спасенного мира
— Есть ли что-то в Византии, что недоступно и чуждо современному человеку? Что-то, чего он в ней, как правило, не понимает? Вы постоянно общаетесь со студентами — что им понять о Византии труднее всего?
— Такие моменты, конечно, есть. И касаются они не фактов. Основная проблема связана с тем, что византийское искусство (речь о религиозном искусстве, потому что светское почти не сохранилось) — для современного, динамичного, активного человека, а молодежь такая, — трудно, потому что это мир глубоко созерцательный. Он не имеет такой острой динамики, которая молодой душе требуется. Но зато их это влечет. То, с чем они не совпадают (а внутренне они, конечно же, не совпадают с византийским ритмом). Не с жизненным ритмом — потому что жизнь и в Византии тоже была очень динамичная и напряженная, а уж на политической сцене просто творился непрерывный детектив, все время кого-то казнили, свергали… речь о ритме византийского искусства, которое предполагает ту или иную, но изрядную долю отрешенности, которому свойственна малоподвижность, внутренняя сосредоточенность, поворот всех вопросов вовнутрь.
Но при этом Византия, как правило, всегда стремится к некоему балансу. Это спокойное в целом искусство, потому что мир мыслился спасенным. И остроконфликтных мотивов в этом искусстве нет. В разные времена в византийском искусстве возникали разные типы образов. Бывали времена спокойных, гармоничных, созерцательных образов, и именно это — любимейший византийский тип, который получал в разные века разные обличья. Но бывали и иные эпохи, порождавшие иные образы — отрешенные, с огромными гипнотическими вытаращенными глазами, устремленными в неведомые дали. Эти образы, как правило, суровы, и не радостно-мажорны, как те, любимейшие. В отличие от тех, они наполнены какой-то внутренней борьбой. В общем, путь постижения Бога и путь к Богу — разный. Он может быть пройден дорогой ценой, проповедуемой монашеством, — ценой борьбы. Это не так просто – ведь, чтобы дойти туда, надо отказаться от всего лишнего… это путь аскезы.
Рефлексии и абсолют
— Было ли в самой Византии нечто вроде византинистики — то есть традиции символического осмысления тех же икон?
— Не было. Описание и осмысление искусства — вообще критический взгляд, это достаточно позднее явление в истории. Феномен Нового времени. В Средние века такого не было. Если что и было — то описания зданий, архитектуры. Восторженные описания.
— И символическая сторона строения не рассматривалась и не раскрывалась?
— Нет конечно. Такого, чтобы «вот этот кусок пространства выражает «это», такого не было. Хотя… у Максима Исповедника встречаются описания символики разных пространственных зон. Но и у него речь идет только об архитектуре.
— Получается, что византинист создает свои описания тех или иных культовых объектов искусства как бы на свой страх и риск. Он, конечно, привлекает знания об эпохе и пытается воспроизвести чувства, которые должна вызывать та или иная икона, но при этом ученый не может быть уверенным в собственной интерпретации, потому что сама Византия таких интерпретаций ему не оставила.
— Конечно, и можно запросто ошибиться, потому что византийских текстов, комментирующих конкретику произведений искусства, не существует. Но важно понимать, что ты легко можешь ошибиться. И что не следует выдавать свои рефлексии за абсолют. Но от этого очень трудно удержаться. И многие не могут. Это зависит от многих причин — от такта исследователя, от его душевной сдержанности.
— В последние годы много обсуждается, где надлежит быть старинной иконе — в музее или в храме. Какой позиции придерживаетесь вы?
— Этот вопрос постоянно возникает, и ответы, которые на него дают, зависят от занимаемой человеком позиции. Я, например, изменила свою точку зрения. Когда начался период возвращения икон, я была за то, чтобы ряд икон — ну конечно не все, не Троица Рублева и не Владимирская Богоматери, которые суть шедевры мирового искусства, — были возвращены Церкви. Я выступала с этой позицией наперекор своим многим коллегам. Но я изменила свою точку зрения за эти годы. Я вынуждена была ее изменить, наблюдая жизнь. Иконы не нужно передавать в Церковь. Они там погибнут. Или их украдут. Или они разрушатся. Церковь — такая, какая она есть, — не может обеспечить должный уровень защиты и сохранности икон. И многие в Церкви это признают. Больше того — им не нужно хранить эти иконы. Это безумная ответственность. Но это и не единственная причина. Иконы — как все материальное — тленны. Сторонникам передачи икон иногда может казаться, что, мол, судьбу всякой иконы решает Бог. Но я не готова встать на такую позицию. Иконы — дело человеческих рук, и наша обязанность — их сохранить. В том числе и для будущих поколений.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Знак торжества Православия: мозаика Божией Матери в Константинопольской Софии Этот шедевр византийского искусства, по легенде, был создан святым , которому во время гонений иконоборцы изувечили руки. Этот знак победы Православия над ересью восстановил св. патриарх Фотий, учитель свв. Кирилла и Мефодия. В день Торжества Православия рассказываем о мозаике Божией Матери в апсиде Собора Святой Софии в Константинополе. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» Кипят споры вокруг результатов конкурса храма Новомучеников российских на крови, на Большой Лубянке. 130 лет назад в Петербурге проходил конкурс проектов другого храма на крови. Он также вызвал баталии. После революции Александр Бенуа даже желал этому храму быть… взорванным. Какие проекты участвовали в конкурсе, как он проходил, и кто в царской России решал – быть ли храму, и каким?
Первая книга России: В чем уникальность Остромирова Евангелия? Остромирово Евангелие было создано в эпоху культурного подъема Древней Руси, последовавшего за принятием христианства в 988 г. Это старейшая дошедшая до нас древнерусская датированная рукописная книга… Что же такого особенного в этом памятнике, кроме древности?
Осторожно: китайские иконы-подделки В Китае есть производства, которые штампуют православные кресты и иконы под греческие или российские. Своими впечатлениями от посещения такого предприятия делится руководитель иконного производства проекта «Символик» Кирилл Шумов. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Ради какого света мы добываем огонь Роман Минин живет в Харькове и пишет картины, где герои — шахтеры. Первую выставку художника в родном Донбассе донецкие чиновники закрыли за «очернительство» образа шахтера. В отличие от одномерных героев труда на плакатах, шахтеры Минина не только работают, но и страдают, молятся Богу, и Он им приходит на помощь. </strong>
Храм Христа Спасителя: копия верна 81 год назад, 5 декабря 1931 года, был взорван храм Христа Спасителя. По преданию, разрушение храма напророчила игуменья Алексеевского монастыря, который находился на этом месте до середины XIX века. В связи со строительством храма монастырь переехал в Красное Село. Уезжая, игуменья воскликнула: «Не будет здесь храма!»
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Концерт на клиросе: подмена церковного светским Церковные песнопения звучат по-светски, а как популярные светские мелодии переиначиваются для богослужебного пения. Что делать? Острую тему музыкальных недоразумений на клиросе на примерах разбирает протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-петербургской государственной консерватории, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства
Кто уничтожит Десятинный храм? В Киеве защищают знаменитую Десятинную церковь. Точнее ее фундамент, вокруг которого вот уже двадцать лет идут затяжные бои. Пока защитники старого Киева устраивают марши протеста, Украинская Православная Церковь (часть Московского Патриархата) инициирует конкурсы проектов по строительству нового храма на месте древнего фундамента. В борьбе участвуют и российские ученые, недоумевая, почему наша пресса не торопится бить тревогу – ведь под угрозой ключевой памятник для истории обоих народов.
Симон Ушаков: государев иконописец 8 сентября праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. В XVII веке Симон Ушаков написал уникальную икону "Насаждение древа государства российского", на которой Владимирская изображена как главная святыня всей Руси. Какие еще иконы написал великий изограф и почему его творчество особенно актуально сейчас, рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Катакомбы — место встречи и молитвы В Риме насчитывается более полусотни древних подземных кладбищ, так называемых катакомб, служивших местом захоронения членов раннехристианских общин. В их многокилометровых темных коридорах и залах рождалась особая изобразительная система, где многовековое античное наследие тесно сплеталось с христианскими образами и символами, мифологические сюжеты обретали иные смыслы, а декоративный стиль поздней римской живописи переплавлялся в новые формы
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.