Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. Неизвестно также, где именно он зародился -- в Иерусалиме или в столице Византийской империи Константинополе. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются.
Три креста
История обретения величайшей христианской святыни -- Креста, на котором был распят Господь, -- связана с паломничеством в начале IV века равноапостольной царицы Елены на Святую землю. К этому времени место, где была совершена казнь Христа, было осквернено и забыто. На нем находилось языческое святилище в честь богини Венеры, а позже -- груды земли и мусора. По преданию, прибыв в Иерусалим, императрица Елена никак не могла отыскать Голгофу и Гроб Господень, пока ей не помог некий иудей по имени Иуда. Он указал место, где необходимо копать, и, действительно, вскоре там обнаружили Лобное место, и неподалеку от него -- три креста. Лишь один из найденных крестов был орудием казни Спасителя, а два других принадлежали распятым с Ним вместе разбойникам.
Считается, что иудей Иуда, указавший местонахождение Честного Креста, уверовал, крестился с именем Кириака и после смерти святителя Макария стал епископом Иерусалима. Позже он пострадал за веру во Христа, приняв мученическую смерть. Память священномученика Кириака совершается 28 октября (10 ноября)
На илл.: Воздвижение Креста с историей его обретения. Икона. XVI век. Сергиево-Посадский музей-заповедник (Ризница)
Истинный Крест явил себя через совершившееся чудо, по-разному описанное древними историками. Наиболее распространена версия, что силой Креста был воскрешен проносимый мимо него покойник. Некоторые источники рассказывают о больной женщине, на которую по очереди возлагали все три креста. Лишь последний из них, тот, что исцелил ее, был признан Крестом Спасителя. Церковный историк XIV века Никифор Каллист пишет, что оба эти чуда засвидетельствовали подлинность Креста. История его обретения и связанных с ней исцелений с большей или меньшей степенью подробности часто изображалась на русских иконах Воздвижения Креста Господня.
Перед собой, над головой
Что же послужило причиной установления праздника и отразилось в его иконографии? По одному из предположений, обретение реликвии царицей Еленой привлекло множество народа. Чтобы все смогли увидеть святыню, иерусалимский патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял (воздвиг) Крест над своей головой. Именно это действие, возможно, легло в основу обряда воздвижения креста, который до сих пор совершается в православной церкви 14 (27 сентября). При этом в западнохристианской традиции обретение Креста празднуется не в сентябре, а в мае, что связано с чудом явления креста на небе, которое видел сын Елены император Константин. Возможно, празднование было перенесено с мая на сентябрь, так как закрепление праздника в церковном календаре тесно связано с торжественным освящением храма Воскресения в Иерусалиме, произошедшим через несколько лет после обретения Креста Еленой. Освящение состоялось как раз 13 сентября, и на следующий день было совершено особое богослужение в честь главной святыни этого храма, то есть Креста Господня.
В византийской иконографии Воздвижение Креста изображается именно как торжественное богослужение в храме во главе с епископом, стоящим в сопровождении клира на амвоне. При этом византийские композиции Крестовоздвижения встречаются почти исключительно в миниатюрах рукописей. Их построение сильно отличается от того, что привычно для русских икон: здесь епископ повернут влево (или вправо) и держит крест двумя руками перед собой, а не поднимает над головой. Кроме того, тип лика изображаемого святителя всегда разный: византийские художники создавали отвлеченный образ епископа, а не конкретно патриарха Макария. В этом убеждает тот факт, что имя святителя чаще всего иконописцы не указывали. Встречающиеся в этих сценах характерные образы святителя с короткими темными волосами с залысиной и маленькой бородой позволяют предполагать, что в этих случаях изображен св. Иоанн Златоуст, как, например, в миниатюре Лекционария XII века из монастыря Святого Пантелеимона на горе Афон. Кроме этих особенностей, отметим, что в миниатюрах никогда не проявляется желание связать празднование Крестовоздвижения с историей обретения Креста святой Еленой -- изображения равноапостольной царицы и ее сына отсутствуют.
Миниатюры с композицией Крестовоздвижения были распространены в византийских лекционариях и минологиях -- рукописных книгах, в которых в календарном порядке располагались евангельские чтения и жития святых. Причиной изображения св. Иоанна Златоуста в чине Воздвижения, возможно, является тот факт, что память святителя также приходится на 14 сентября
Воздвижение Креста Господня. XII век. Миниатюра Лекционария из монастыря Св. Пантелеимона на горе Афон
Букет и конная статуя
Самый ранний сохранившийся до наших дней русский образ Воздвижения креста -- новгородская икона конца XV века из числа святцев Софийского собора. Она является памятником сложной, детально разработанной иконографии, отличающейся от византийских образцов. Здесь в центре иконы на фоне белокаменного храма представлен архиепископ. Он совершает воздвижение креста при огромном стечении народа и в присутствии Константина и Елены. Крест в букетике из веточек он держит двумя руками над головой. По сторонам святителя поддерживают два дьякона. В этой детали отразилась реальная богослужебная обрядовая практика, зафиксированная в Чиновниках (Архиерейских служебниках. -- Ред.) новгородского собора Святой Софии и Успенского собора в Москве. В нижней части образа среди толпы народа, святителей и бояр выделяются образы людей в белых остроконечных шапочках -- традиционно считается, что это певчие, а не священники или монахи, как можно
было бы подумать.
Рассмотренная иконография в точности повторена на новгородской выносной двусторонней иконе «Крестовоздвижение -- Богоматерь Знамение» XVI века из Государственного исторического музея и на иконе этого же времени из собрания Эрмитажа. На некоторых образах Крестовоздвижения, в том числе на вологодской иконе третьей четверти XVI века (Государственная Третьяковская галерея), выше архитектурных построек возносится колонна, увенчанная конным монументом. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией -- она была воздвигнута в Константинополе в VI веке, при жизни самого императора, неподалеку от храма Святой Софии. Ее описание было известно на Руси благодаря свидетельствам паломников, а наиболее ранним изображением статуи являлся несохранившийся рисунок, выполненный знаменитым Феофаном Греком. Он стал образцом при создании книжных миниатюр, а затем изображение статуи появилось и в иконописи. Ее присутствие в иконе Крестовоздвижения обозначало конкретное место действия совершаемого чина прославления Креста -- византийскую столицу, а не Иерусалим.
Букет цветов, который святитель на иконах держит вместе с воздвигаемым крестом, судя по письменным источникам, издревле украшал крест во время богослужения в день 14 сентября. Конкретные упоминания указывают, что для этого брали траву иссоп и васильки -- цветы, символизирующие царскую власть
Воздвижение Креста. Икона из праздничного ряда новгородской церкви Петра и Павла в Кожевниках. Середина XVI века. Новгородский музей-заповедник
Крест больше
Среди икон с особенностями иконографии необходимо назвать образ Крестовоздвижения из новгородской церкви Апостолов Петра и Павла в Кожевниках, где амвон, на котором стоят святитель и дьяконы, завешен красной завесой. На иконе Крестовоздвижения из частного собрания М. Елизаветина 1638 года на амвон ведут большие ступени, а святитель предстоит без привычных по сторонам фигур клириков. На двух этих иконах число предстоящих сокращено, но Константин и Елена неизменно присутствуют.
С конца XVI века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения, ставший популярным в поздней русской иконописи. Крест в иконах XVII-XVIII веков выделяется особо большим размером, достигающим человеческого роста. Так, в центре храмовой иконы из церкви села Воздвиженское, ныне хранящейся в Сергиево-Посадском музее (Ризницы Лавры), святитель держит такой крест не на голове, а перед собой, поддерживая его у основания. Точно так же построена сцена на одноименных иконах из Успенского собора Ростова Великого (конец XVII века) и из собора Сретенского монастыря в Москве (начала XVIII века). Здесь безусловно отразилось стремление представить Истинный Крест, на котором был распят Христос, ту самую обретенную в Иерусалиме святыню.
Судьба обретенного Еленой Креста Христова сложилась так, что уже в ранние времена святыня была раздроблена на множество частей, разошедшихся по всему миру. Одна из частей Креста находилась в драгоценном кресте-реликварии в Константинополе. Большая часть древа Креста хранилась в ковчеге храма Воскресения в Иерусалиме. Местонахождение обеих святынь ныне неизвестно
Воздвижение Креста. Икона из праздничного чина Успенского собора Ростова Великого. 1690-е годы, мастера Оружейной палаты. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Икона Преполовения: Отрок и мудрецы Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА
"Спас Нерукотворный" Симона Ушакова: икона или портрет Христа? 29 августа Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь плата, на которым отобразился Лик Спасителя -- Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Одна из самых удивительных икон "Нерукотворного Спаса" написана царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII в. -- в то время, когда иконопись в церкви начала сменяться реалистической живописью
Воздвижение Креста Господня: иконы праздника Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Иверская и другие: перед какой иконой будут молиться на Васильевском спуске? 24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»
Как выглядели апостолы Петр и Павел? В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Иконография казни Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Изображая Бога Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса , но оказывается , что вариантов ее написания не так много . С чем связана эта сдержанность , как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА , заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско - богословском институте святого апостола Андрея , автор книг о богословии русской иконы .
Донская икона Божией Матери: четыре чудесных дня Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.
Рождество Пресвятой Богородицы: иконы Иконография Рождества Матери Божией как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками священному событию.
Преображение Господне: иконы к празднику Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.