24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС».
Путешествие
6 мая российское государство вернуло московскому Новодевичьему женскому монастырю его главную святыню – Иверскую икону Божией Матери. Икону передал Святейшему Патриарху Кириллу избранный президент России Владимир Путин. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что это «событие большого исторического значения».
Образ, возвращенный Церкви, – старейший в России список главной святыни Афона, иконы Божией Матери «Вратарницы», чудесно обретенной монахами Иверского монастыря (Иверия – греческое название Грузии, а вернее ее центральной области Картли, места, где расположен Тбилиси) в XI веке.
В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования. Так поступали многие настоятели греческих и палестинских монастырей, обедневших под властью турок. Хотя Иверон был известен в России гораздо меньше других святогорских монастырей, поездка удалась. Архимандрит Пахомий познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру».
О том, как именно писалась икона, каждый может узнать… в Акафисте Иверской иконе. Отметим, что на самом деле размеры икон и особенности письма не совпадают, но для людей XVII века «мера в меру» означало не столько размеры, линии и краски, сколько то, что «сонм постников иверских молебныя пения совершал», монахи омывали первообраз святой водой, а потом той же водой – доски новой иконы, а иконописец Иамвлих Романов после поста и молитвы написал икону красками, в которые добавлялись святые мощи.
Дорога в Россию для иконы не была простой. У сопровождавших ее монахов не было денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай лодочникам-мусульманам. Они уже решили было вернуться на Афон, но во сне им явилась Богоматерь и успокоила их, уверив, что они благополучно совершат свой путь. Той же ночью Богоматерь явилась одному богатому греческому купцу и приказала ему помочь инокам. Грек заплатил за них нужную пошлину и отказался от дара, который прислал ему благодарный патриарх Никон.
Итак, осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября). На Афоне больше почитается день явления иконы у монастыря Иверон, который празднуется во вторник Светлой седмицы.
Сначала образ был помещен в Успенский собор Кремля, но позже его перенесли в дворцовую церковь покоев царицы Марии Ильиничны Милославской. Царь Алексей Михайлович взял его с собой на войну с поляками (1654-1667 гг.). Первый этап похода увенчался победой – был взят Смоленск. В благодарность Богу царь передал находившуюся при нем икону Смоленскому собору Новодевичьего монастыря как храму, построенному также в честь победы под Смоленском – одержанной за сто лет до того великим князем Василием III. Иверская икона стала главной монастырской святыней, широко почитавшейся. В частности, небольшая «Иверская» была келейной иконой самой знаменитой насельницы монастыря –Царевны Софьи (инокини Сусанны).
До сих пор остается загадкой, почему именно Иверская икона стала настолько почитаемой Патриархом и царским домом. Ведь во время царствования Алексея Михайловича в Москву одна за другой переносятся святыни христианского Востока. Первообразы, а не списки, мощи великих святых… Влахернская икона Божией Матери, часть главы свт. Григория Богослова, десница апостола Андрея Первозванного...
Известный историк-эмигрант Сергей Зеньковский видел в деле политическую подоплеку. Он полагал, что внимание к Иверону и его святыне связано с укреплением отношений России и Грузии, в частности с присягой, принесенной на верность российскому государю кахетинским князем Теймуразом (1631 г.) и имеретинским князем Александром (1651 г.). Однако эта версия не является общепринятой среди специалистов.
Подробно о перенесении на Русь иконы из Новодевичьего монастыря и отношениях Московской Руси и Греции в XVII веке рассказывается в монографии Веры Ченцовой «Икона Иверской Богоматери», вышедшей в 2010 году.
Возвращение
До революции икона лишь однажды покидала Новодевичий монастырь – в 1913 году, по случаю 300-летия императорского дома. В 1922 г. монастырь был закрыт, а с 1934-го стал филиалом Государственного исторического музея. После Великой Отечественной войны на территории монастыря был открыты богословские курсы, стал действовать Успенский храм. Позже в Новодевичьем монастыре располагались издательский отдел Московского Патриархата и Московское областное епархиальное управление. С 1964 года и до сих пор здесь находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Однако Смоленский собор и остальные монастырские строения Церкви не принадлежали.
Вопрос о передаче всего монастыря Церкви ставился неоднократно, в октябре 2006 года патриархом Алексием II было направлено письмо в Росимущество. В итоге 22 марта 2010 года был подписан договор о передаче комплекса Новодевичьего монастыря Московской епархии, на правах безвозмездного и бессрочного пользования.
В советские годы, вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы Иверская икона хранилась в фондах филиала ГИМа. Она экспонировалась в Смоленском соборе, а в 2008-2010 гг. несколько раз передавалась в монастырь для поклонения. Теперь икона будет доступна прихожанам в помещении «теплого» Успенского храма, поскольку в летнем (не отапливаемом) Смоленском соборе богослужения совершаются лишь несколько раз в год.
Списки Иверской
В 1652 году патриарх Никон приказал построить Валдайский Иверский монастырь, для которого заказал на Афоне еще один список «Вратарницы». А в 1669 году для другой копии, написанной с первого афонского списка, у Воскресенских ворот Китай-города была сооружена Иверская часовня, взорванная затем большевиками и восстановленная в 1994 году. Сам список сохранился – он был перенесен в Воскресенскую церковь в Сокольниках.
Интересно, что и другой московский список с афонской святыни, ранее находившийся в Иверской часовне, сегодня вернулся в Церковь. Несмотря на то, что в часовне, восстановленной в 1995 году, висит современная копия, сама икона, считавшаяся утерянной, была обретена в запасниках Третьяковской галереи. Сейчас она хранится в храме свт. Николая в Толмачах, действующего в Третьяковкой галере, и являющегося уникальным в своем роде образцом храма-музея.
В московских храмах Иверская икона встречается часто. Так на московском подворье Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря у мощей прп. Аристоклия Афонского хранится его келейная икона – Иверская. Образ «Вратарницы» особенно почитался св. прпмч. Великой княгиней Елисаветой Федоровной. Большая чтимая Иверская икона находится в Покровском храме Марфо-Мариинской обители милосердия.
Между музеем и храмом
Как на сегодня складывается судьба других наиболее известных в России и сохранившихся до наших дней икон Божией Матери?
Владимирская икона, попавшая на Русь из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха и перевезенная св. благоверным князем Андреем Боголюбским во Владимир, долгое время пребывала в Успенском соборе Московского Кремля, в 1920-е годы была передана в фонд Исторического музея. Сегодня она также находится в ГТГ, и доступна для поклонения верующих в храме святителя Николая в Толмачах.
Донская икона, поднесенная донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы и находившаяся долгое время в Благовещенском соборе Кремля, пока также остается в коллекции Третьяковской галереи. Каждый год с разрешения музея в день празднования иконы ее переносят из Третьяковской галереи в Донской монастырь для торжественного богослужения и поклонения.
Список потерь
Казанская икона Божией Матери была утеряна еще в 1904 году, когда знаменитый образ был похищен из казанского Богородичного монастыря, основанного сыном Ивана IV царем Феодором Иоанновичем. На следствии преступники показали, что разрубили и сожгли икону, чтобы продать драгоценный оклад. Существует версия, что похищен и уничтожен был не оригинал иконы, а копия, временно ее замещавшая, достоверность этой версии впрочем, вызывает сомнения. Московский список иконы, во времена Смутного времени привезенный дружинами князя Дмитрия Пожарского, до революции оставался в построенном для нее Казанском соборе на Красной площади. После революции этот список оказался в Богоявленском Дорогомиловском соборе, возле Киевского вокзала, а после его уничтожения – в Богоявленском Патриаршем соборе («Елоховской церкви»). Еще одна икона «Казанская» – старинный список, находилась в Москве до 1721 года, пока не была перенесена в новую столицу –Санкт-Петербург, где для нее через некоторое время был построен Казанский собор.
Трагично сложилась судьба
Смоленской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в кафедральном соборе Смоленска даже после его закрытия в 1929 году (в 1941 году ее обнаружили среди других святынь собора захватившие город немецко-фашистские войска) не была найдена после освобождения города от оккупантов. Ее место теперь занимает копия времен царя Бориса Годунова. Впрочем, историки и искусствоведы не теряют надежды на то, что и этот образ когда-нибудь будет вновь обретен Церковью.
Иван НИКИФОРОВ
Версия для печати
Тэги:
Культура
Иконы
Святыни
Церковное искусство