На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Храм Божества


Версия для печати
21.09.11, 17:15

В песнопениях, посвященных Божией Матери, часто упоминаются ветхозаветная скиния и Иерусалимский храм с различными их принадлежностями применительно к Богородице. О храмовых образах в богородичных песнопениях рассказывает ведущий рубрики священник Михаил АСМУС, преподаватель ПСТГУ.

Радуйся, Селение Бога и Слова!

В ветхозаветную эпоху единственным святилищем истинного Бога была сначала Скиния (греч. - «шатер, палатка»), а затем начатый царем Давидом и законченный его сыном Соломоном Храм в Иерусалиме, считавшийся местом обитания благодати Божией. Главной святыней святилища был ковчег (греч. кивот, «ящик») Завета, обложенный золотом, в котором хранились скрижали с заповедями Божиими, золотой сосуд (греч. стамна, слав. ручка) с манной небесной и процветший жезл («деревянный посох») Ааронов – наиболее памятные знаки Божественного водительства над избранным народом. До разрушения храма в 586 г. до Р.Х. ковчег, покрытый золотой доской, именовавшейся очистилище (греч. «умилостивление»), хранился в дальнем помещении святилища, называемом Святая Святых («[место] высшей святости»), куда первосвященник имел право заходить только один раз в году. В ближнем помещении, называемом Святая («[место] святости»), находились важнейшие принадлежности иудейского богослужения: позолоченная кадильница («столик для воскурения фимиама»), трапеза («стол о четырех ножках») для хлебов предложения и свещник («семирожковый светильник»).

Все эти ветхозаветные святыни закончили свое существование с окончательным разрушением Храма в 70 году по Р.Х. Но храмовая тема не только не прекратилась, но и легла в основу богословия новозаветного Послания к Еврееям, в котором объясняется превосходство священничества Христова. А аналогия между ветхозаветным храмом как обиталищем Бога и Богородицей, ставшей одушевленным (т.е. «живым») храмом Божества, побудила христианских песнопевцев узревать в различных принадлежностях храма типологические, или символические, прообразы Божией Матери. В предпоследней строфе одного из древнейших богородичных песнопений – Акафиста (сер. V – нач. VI в.) – два приветствия прямо связывают Марию со Скинией и ее принадлежностями: Радуйся, Селение (по-греч. Скиния) Бога и Слова! и Радуйся, Ковчеже, позлащенный Духом! (т.е. «Ковчег [для хранения Христа], позолоченный Святым Духом»), а еще одно приветствие называет Ее: Святая, святых бóльшая (т.е. «святее всех святых»), косвенно намекая на Святая Святых Иерусалимского Храма.


Введение Храма во Храм



Особое звучание приобретают храмовые образы Богоматери в связи с праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Согласно апокрифическим преданиям Она в трехлетнем возрасте была приведена и оставлена при Храме до времени, когда Ей предстояло стать Матерью Христа. Одним из удивительных происшествий этого события стало то, что первосвященник завел отроковицу Марию во Святая Святых, куда он сам входил только раз в год. Будущая Богоматерь уже сейчас была святее всех святынь ветхозаветного Храма. Об этом говорит кондак праздника:

Пречистый Храм Спасов,… священное Сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи яже в Дусе Божественном… («вводя с собою благодать Святого Духа»).

В явной связи с этим подобраны ветхозаветные чтения, в которых рассказывается об устройстве и освящении Скинии (Исх. 40, избранные стихи) и Иерусалимского Храма (III Царств 7 и 8, избранные стихи), и апостольское чтение праздника – Евр. 9: 1-7, в котором перечисляются главные принадлежности Скинии Свидения и упоминается вхождение во Святая Святых.

Один из ревностных распространителей праздника Введения, св. митрополит Никомидийский Георгий, сподвижник св. патриарха Константинопольского Фотия (IX в.), в своем каноне Введению (первом из двух в службе) излагает различные ветхозаветные пророчества и прообразы Богородицы, а в 4 тропаре 9 песни собирает те из них, которые связаны со Скинией и Храмом:

Преславно прообразоваше, Чистая, закон (т.е. «Ветхий Завет») Тя Скинию, и Божественную Стамну, странен («удивительный») Кивот и Катапетасму, и Жезл, Храм неразрушимый (в отличие от разрушенного Иерусалимского) и Дверь Божию…

К перечисленным выше храмовым образам тут добавлены катапетасма («завеса, закрывающая от взоров Святая Святых», применительно к Богородице – «хранительница тайны Боговоплощения») и входная дверь Храма. По своему содержанию образ храмовой двери перекликается как с образом лествицы из сна Иакова, т.е. пути, соединившего Небо и землю, так и с образом восточных врат Иерусалима, которыми пройдет Мессия, традиционно закрепленными за Божией Матерью (см. «Одушевленное Небо» // НС).

В службе Успению Пресвятой Богородицы (первый канон, песнь 6, тропарь 2) св. Косма Маюмский (VIII в.) дает объяснение храмовых прообразов:

Воистину Тя яко светел Свещник невещественнаго Света, Кадильницу златую Божественнаго Угля, во Святая Святых всели,…Скрижаль богописанную,…Трапезу Слова Жизни, Дево, Рождество Твое. – «Твой Сын поселил Тебя, Дева, в [небесном] Святая Святых как подлинный Подсвечник духовного Света (Христа), как золотой кадильный Алтарь Божественного Угля (Христа), как Скрижаль, по Которой начертывал [Свое новое откровение] Сам Бог, как Стол для [хлебов предложений, прообразовавших] Источника жизни – Слово Божие…»

Правда, здесь говорится уже о горнем Иерусалиме и месте Богородицы в нем как вечной Служительницы Божией.


Читайте также:
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконы

Версия для печати

Тэги: Введение Богородицы во храм  Язык богослужения  Богородица 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.