30 миллиардов долларов тратят ежегодно россияне на колдунов и экстрасенсов, 2/3 женщин в нашей стране обращались к гадалкам. Действительно ли существует магическое воздействие, или это приемы шарлатанов и чем вредно обращение к магии, надо ли бояться сглаза или порчи, отвечает насельник Сретенского монастыря, кандидат философских наук, кандидат богословия иеромонах ИОВ (Гумеров).
Э.Делакруа "Фауст"
Данные об астрономической сумме трат россиян на услуги магов и колдунов привел на днях главный кардиолог Москвы Юрий Бузиашвили. Это подтверждает и социологический опрос «Левада-центр». Его результаты свидетельствуют, что с 2000 г. доля россиян, которые хотя бы раз обращались к услугам гадалок, ворожей, магов и народных целителей для снятия сглаза, порчи и других целей, остается неизменной — 20%. Из них доля тех, кто считает, что хотя бы иногда такие специалисты действительно помогли им решить проблемы, выросла с 41 до 47%. К гадалкам и колдунам обращались около 2/3 российских женщин. Среди мужчин доля на порядок меньше.
-- Отец Иов, обладают ли так называемые колдуны и маги сверхъестественными способностями или они просто морочат голову легковерным людям?
-- Во все времена были люди, совершавшие сверхъестественные действия не по Божьей воле, а с помощью духов злобы. Вспомните Писание: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя приводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 9-12). Сегодня они себя называют по-другому -- экстрасенсы, целители, маги, ясновидящие, даже наукообразная терминология появилась: метод Бронникова, метод Норбекова, энергетическая клизма (и такое выражение однажды мне встретилось!). Но суть не изменилась -- это общение с темными силами, с помощью которых они совершают рационально необъяснимые вещи, чем удивляют и привлекают многих людей, находящихся в духовной слепоте. В Деяниях святых Апостолов рассказывается о Симоне, который «волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» (Деян. 8, 9). Все это давно известно. По словам Екклезиаста: «Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1, 10). Пройдут десятилетия. Уйдут из жизни сегодняшние маги и колдуны, придут другие. И так будет до конца истории, когда в последней великой битве добра и зла будут побеждены и заключены в бездну все творившие темное и злое.
Конечно, есть просто жулики, почувствовавшие массовый спрос на такие «услуги» и решившие с помощью примитивных фокусов и манипуляций заработать на человеческой доверчивости. Тоже, конечно, грех, но если бы все колдуны и маги были просто мошенниками, Церковь не приравняла бы этот грех к убийству. Люди, занимающиеся оккультной практикой, обращаются за помощью к темным силам, и это неизбежно ведет к тяжелейшим болезням души -- в первую очередь самих целителей, но и тех, кто к ним обращается. Многие люди после такой «помощи» заболевают психически. Любой священник знает о последствиях обращения к колдунам, экстрасенсам, целителям -- на исповедь часто приходят люди, ранее обращавшиеся к колдунам.
-- И что же делать, если когда-то по глупости или незнанию обратился к «целителю» или колдуну? Или если человек сам практиковал оккультные занятия: спиритизм, рейки, фэн-шуй?
-- Падший человек возрождается в таинствах крещения и покаяния. В крещении душа очищается от всех грехов и благодатью Святого Духа освящается, чтобы полнокровно участвовать в молитвенной жизни Церкви. Он получает все необходимое, чтобы со временем иметь духовные плоды и спастись.
Если человек уже крещен, то ему надо приступить к таинству покаяния, которое святые отцы называют «вторым крещением». Через искреннюю и полную исповедь также происходит исцеление и возрождение человека, который испытал воздействие падших духов.
-- Значит, вы не согласны, что нужно проходить специальный чин отречения от оккультизма?
- Святые отцы не оставили нам такого чина. Надо доверять опыту богомудрых мужей, не вводить ничего своего. Это чина нет ни в одном Требнике. Разве может какой-нибудь чин сравниться с таинством? Преподобный Исаия Отшельник говорит: «Бог дал власть изменяться через покаяние и соделываться через это совершенно новым».
Человек, покаявшийся в общении через колдунов с падшими духами, лишь положил начало возрождению. Но одно дело Божье прощение (Господь принимает покаяние и на Суде не вменит человеку раскаянный грех), а другое дело -- исцеление души. Прибегну к аналогии. Чем тяжелее телесная болезнь, тем труднее лечение, тем продолжительней бывает реабилитация. Так и в духовной жизни. Любой смертный грех, как тяжелый духовный недуг, подрывает здоровье души, травмирует ее. И чем больше душа травмирована грехом, тем труднее избавиться от последствий. Нужно шаг за шагом возрастать духовно, глубже входить в церковную жизнь, чаще прибегать к спасительным таинствам. И все равно бесы долго (годами, десятилетиями) не отпускают таких людей, продолжают считать их своими. Очень трудно избавиться от последствий обращения к колдунам. Это я знаю как священник. Такие люди вызывают сострадание, но они должны сознавать, что от них требуется подвиг ради спасения. И если человек имеет такую решимость, Бог ему всегда придет на помощь.
-- Меньше ли страдает человек, если он попал просто к шарлатану?
-- Попал к шарлатану, но шел-то к целителю. Все равно велика вероятность, что его настигнут бесы. Вероотступничество совершилось -- человек обратился за помощью не к Источнику Жизни, а к другому источнику, мутному и нечистому. Бесы очень зорки и внимательны. Для них это находка, они почуяли легкую добычу. Господь уважает свободу каждого человека, дает нам выбор. И велика награда тому, кто захотел быть с Богом. А для лукавого слово «свобода» -- пустой звук, ему лишь бы поймать человека в свои сети. И добьется своего, если человек слеп или имеет слабую веру. Как постоянная грязь на теле является благоприятной почвой для опасных микробов, так к душе, которая постоянно носит в себе греховную нечистоту, найдут путь демоны.
-- Люди сомневающиеся недоумевают: что плохого, если человек кому-то помог, когда медицина была бессильна? А Ури Геллер, например, вообще никого не лечит, просто гнет ложки. Бессмысленное занятие, но как будто вполне безобидное?
-- В том-то и дело, что небезобидное. Есть мир физический, воздействия на который всем более-менее понятны. Например, никого не удивляет, что берется кусок металла и с помощью ковки делается плуг. А почему после того, как человек долго и упорно смотрит на ложку, она начинает гнуться, ни один ученый не объяснит. Естественными силами человек это сделать не может. Какими же силами это делается? Интересная подробность: в парке около своего дома в Лондоне Геллер поставил обелиск «таинственной силе», с помощью которой он гнет ложки. Нет ничего удивительного, что источник его «способностей» для него является личностным началом. Никто не будет ставить обелиск биополю, на которое ссылаются экстрасенсы.
Бывают ли лжечудеса, которые совершают маги и чародеи? Бывают. О них говорится в Библии. Когда Моисей и Аарон силою Божией совершили чудо, то фараон призвал своих чародеев: «Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы» (Исх. 7,11-12).
Различные заговоры, заклинания и иные магические формулы, а также определенные предметы и действия -- лишь позывные для выхода на связь с демонами. Знаю случаи, когда люди ради только «развлечения» применяли их, и вскоре являлись духи. Они были невидимы, но их присутствие -- несомненным: сами открывались дверцы шкафов, падали стулья, раздавались ритмичные звуки.
Для верующего христианина демонический источник тех феноменов, которые демонстрируют перед людьми Ури Геллер и подобные ему, абсолютно ясен. Отец Серафим (Роуз) в книге «Православие и религия будущего» приводит рассказ архимандрита Николая (Дробязгина), который на Цейлоне присутствовал на сеансе колдуна-факира. «Ошеломленные, мы не могли отвести глаз от этой поразительной картины». Далее отец Николай рассказал: «Я совершенно забыл о том, что я священник и монах, что мне вряд ли приличествует принимать участие в подобных зрелищах. Наваждение было так необоримо, что сердце и ум молчали. Но мое сердце было тревожно и больно забилось. Все мое существо охватил страх. Мои губы сами собой зашевелились и стали произносить слова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!" Я почувствовал немедленное облегчение. Казалось, что какие-то невидимые цепи, которыми я был опутан, начинали спадать с меня. Молитва стала более сосредоточенной, и с ней вернулся мой душевный покой. Я продолжал смотреть на дерево, как вдруг, будто подхваченная ветром, картина затуманилась и рассеялась... Но вот что-то как будто стало твориться и с самим факиром. Он свалился набок. Встревоженный юноша подбежал к нему. Сеанс неожиданно прервался... Уже уходя, я невольно в последний раз обернулся, чтобы запечатлеть в памяти всю сцену, и вдруг - я содрогнулся от неприятного ощущения. Мой взгляд встретился со взглядом факира, полным ненависти. Это произошло в кратчайший миг, и он снова принял свою прежнюю позу, но этот взгляд раз и навсегда открыл мне глаза на то, чьей силой в действительности произведено это "чудо"».
С моим близким родственником Вячеславом Веселовым произошел такой случай. Он сидел перед включенным телевизором, когда начался сеанс с участием Чумака. Вячеслав взял сосуд со святой водой и начертил в воздухе крест перед экраном. Изображение тотчас исчезло. Телевизор не работал до конца сеанса, а потом сам включился.
-- Большинство людей идет к экстрасенсам и целителям, чтобы поправить здоровье, исцелиться от серьезной болезни. Удается ли это кому-нибудь?
-- Наша жизнь, здоровье, долголетие -- все в руках Божьих. Одним болезни посылаются за грехи, а людям, внимательным к своему внутреннему миру -- для духовного совершенства. В любом случае мы должны обращаться только к Богу. Невозможно лечить тело, не врачуя душу. Причина болезни остается.
У экстрасенсов, как правило, люди никакого исцеления не получают, а испытывают воздействие пагубных сил. Начинается душевное расстройство. Иногда это проявляется не сразу. И если даже порой синдром снимается, наблюдается локальное улучшение, то какой ценой? Душа попадает в плен. Надо помнить, что духи злобы ничего не дают даром. Их цель одна — погубить человека, привести в ад. Несмотря на определенное разнообразие случаев обращения к колдунам, все укладывается в классическую формулу отношений Фауста и Мефистофеля. Я имею в виду не поэму Гете, а реального, исторически существовавшего Фауста. Маг и чародей Иоганнес Фауст (ок.1480 – ок.1540) заключил договор на 24 года с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Филипп Меланхтон (1497–1560), теолог и идеолог немецкой Реформации писал, что был знаком с ним лично: «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения... Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: "Не пугайся нынче ночью". Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. М., изд. «Наука», 1978).
Люди, которые идут за исцелением к колдунам, отдают под залог свою душу. Она становится пленницей. Кто-то надеется вылечить радикулит, девушка хочет привлечь внимание молодого человека, иной идет ради экзотики и суетного любопытства - все они, подобно Фаусту, заключают договор. Ничего не подписывают, не ведают даже о происходящем, но соглашение вступает в силу. Цена этого договора – спасение души. Если, конечно, вовремя, пока живы, не поймут и не покаются.
-- Но ведь это убедительно только для верующих.
-- Вы правы, это все звучит убедительно только для людей воцерковленных. Мы живем в постатеистическом обществе. 75 лет активно насаждался атеизм. Но душе человеческой тесно в рамках только материального мира, и после падения коммунизма у многих людей появилось желание выйти за эти рамки. А вековые ценности утрачены, духовные традиции прерваны, корни перерублены. Если применить к нашему времени притчу о сеятеле (Мф. 13, 3-23), то нужно признать, что у большинства людей сегодня, увы, в душах тернии и камни. Весь уклад современной жизни заглушает духовные потребности. Души опустошаются и грубеют. Поэтому многие не знают и знать не хотят законы духовной жизни, оказываются вне 2000-летней церковной традиции, в которой скристаллизовался опыт людей, живших праведно и благочестиво, предпочитают лжедуховность, псевдорелигиозность, экзотику. Все это не требует никаких нравственных трудов, не предполагает искоренения пороков и страстей, но дает иллюзию полноценной жизни. Людям кажется, что это делает их жизнь интересней, наполняет смыслом. Мы не должны их обличать и презирать, а должны с искренней любовью делать все, что в наших силах, чтобы помочь им прийти к подлинной духовности, вне которой нет спасительной истины. Господь ведь спросит с нас не только, как мы ходили в церковь и уклонялись от путей нечестивых, но и помогли ли мы заблудившимся, показали ли им путь к свету. Уверен - каждый из нас сделал далеко не все возможное, чтобы им помочь.
-- А приходилось ли вам исповедовать бывших экстрасенсов, магов? Правда ли, что они не могут стать членами Церкви, пока не утратят свои способности?
-- Дважды мне пришлось исповедовать людей, которые активно практиковали оккультизм. В первом случае это был мужчина, а во втором — женщина. К исповеди обоих привела онкологическая болезнь. Мужчина был внешне еще достаточно крепким. После исповеди он прожил около двух лет, но к церковной жизни так и не пришел. К женщине я пришел домой. Она уже не могла ходить. Я исповедал, соборовал и причастил. Все три таинства она приняла осознанно. Через некоторое время для нее наступили последние дни жизни. Знакомая, которая побудила ее пригласить в первый раз священника, предложила позвать его еще раз, но умирающая отказалась. По-видимому, падшие духи, с которыми у нее была столь тесная связь, сохранили над ней власть и воспользовались тем, что ее умственные и душевные силы были на исходе.
Что касается «способностей» оккультистов, то это слово нельзя понимать буквально. Бывают способности математические, музыкальные и другие. Они даны человеку Творцом от рождения. Колдуны своих способностей не имеют. То, чем они пользуются, принадлежит демонам. Они лишь знают, как использовать это для своих целей. Полноценному воцерковлению мешают не их мнимые способности, а бедственное состояние души, которая истощена и травмирована. Но надежда всегда жива. Господь сказал: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф.19, 26). Христианство - религия воскресения. Воскресение наших тел будет в конце времен, а души, духовно мертвые, могут воскресать сейчас. По благодати Божьей! Но чтобы темное прошлое действительно стало прошлым, необходим подвиг. Не нужно упрощенно думать, что достаточно лишь начать регулярно ходить в храм. Даже в менее страшных случаях отрицательные духовные навыки живучи. Один человек признался мне, что никак не может заставить себя поститься и ходить на всенощную. За несколько лет до этого он какое-то время провел в общине обновленцев, в которой практиковалось сознательное отступление от православной традиции, в частности, неоправданное пренебрежение к обрядам. Он понимает, что не прав, но избавиться от приобретенного дурного навыка не может. А это же куда безобиднее, чем оккультная практика!
Вы, наверное, знаете, что Церковь сегодня чаще руководствуется принципами икономии. Правила о епитимье были сформулированы в IV-VI веках. Их никто не отменял. Но изменилась жизнь. По правилу святителя Василия Великого за блуд отлучают от причастия на семь лет. Если сегодня юноше из нецерковной семьи, который имел внебрачные связи, запретить семь лет причащаться, мы только запугаем его. Он не останется в Церкви. Задача пастыря - с любовью объяснить ему, почему это блуд, как любой смертный грех разрушает целостность человека, в чем глубина и смысл заповедей. Вот мы и дерзаем заменить семь лет на несколько недель. Мы в ответе за каждого пришедшего к нам человека. В современной абсолютно секуляризированной жизни (нашу цивилизацию можно назвать постхристианской) мне не представляется возможным многолетнее отлучение от причастия кого бы то ни было: блудника, убийцы, оккультиста.
-- Если люди нецерковные считают бесов средневековыми выдумками, то некоторые православные, наоборот, склонны во всем видеть происки темных сил. Борьба с бесами порой становится для них значимее веры во Христа. Полезно ли много думать о бесах? Надо ли бояться встречи с колдуном, сглаза, порчи?
-- Бояться надо собственных грехов! А бесобоязнь как раз часто свойственна людям, пострадавшим от магов и экстрасенсов. Но ведь из Евангелия очевидно, что даже свиньям бесы не могут повредить без воли Божьей. Помните, когда Господь прибыл в страну Гадаринскую, то легион бесов, бывший в бесноватом, просил у Него разрешения войти в свиней? Тем более не могут повредить бесы человеку, который живет в Церкви, участвует в Ее благодатных таинствах, старается не только соблюдать обряды, но стяжать мирный дух и исполнять заповеди. Однажды старец Паисий Святогорец в беседе с людьми, которые, видимо, были подвержены бесобоязни, сказал: «Ну что вы боитесь, разве любящий отец даст шпане избивать своего сына? Нет, конечно». А Господь Бог -- наш Небесный Родитель. «Отче наш»,- обращаемся мы к Нему в молитве. Конечно, Он не даст избивать Свое достояние, не допустит насилия над ним. Зло не было создано Богом, оно родилось, когда Его создания злоупотребили данной им свободой, по своей воле отступили от добра. Поэтому по учению Церкви никаких материальных носителей зла, никакой антиблагодати нет. Через предметы это не передается. Все зависит только от свободной воли каждого человека. Если он чувствует зависимость от темных сил, причины надо искать в себе, в своей гордости, самонадеянности, недостаточном смирении и уповании на Бога. Именно это вывело его из-под охранительной десницы Божьей. И если кто-то испытывает влияние на себя духов злобы, то не бабка виновата, а сам человек, живущий в грехах. Я, честно говоря, не люблю понятия «сглаз» и «порча», потому что ими злоупотребляют люди малоцерковные, которые все сводят к злому умыслу и проискам других, а себе не внимают.
Не должен православный человек бояться ни колдунов, ни бесов, ни сглаза, ни порчи. Мы духовно слабые, немощные, поэтому бывают искушения, наваждения. Некоторые ищут какие-то особые способы защиты. Есть так называемая молитва задержания. Меня спрашивают, надо ли ее читать. Я не советую. Наша жизнь с Богом, исполнение заповедей, участие в таинствах и есть самое сильное «задержание». А если случилось по Божьему попущению страхование бесовское, то надо обратиться к многовековому опыту борьбы с наваждениями: читается 90-й псалом или молитва Кресту. Да и если просто с упованием на Бога и сердцем смиренным прочитать «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся...», наваждение пройдет, бесы исчезнут.
Мир лежит во зле, а в наше время мир особенно искажен и отравлен ядом греха. Конечно, в 12-миллионном городе есть и экстрасенсы, и колдуны, многие, не ведая того, пересекаются с ними в транспорте, магазинах. Но если бы они могли против нашей воли наводить порчу или сглаз, наверное, в Москве уже не осталось бы здоровых людей. Святые отцы научают нас быть духовно бодрыми. Закончу беседу словами святителя Игнатия (Брянчанинова): «Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! Духовное рассуждение срывает личину с действия наших страстей, часто представляющегося для неопытных и страстных действием высочайшего добра и даже действием Божественной благодати; духовное рассуждение срывает личину с падших духов, которою они стараются прикрыть себя и свои козни. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам духовное видение духов, при посредстве которого могли бы мы усматривать их и в приносимых ими помыслах и мечтаниях, расторгнуть общение с ними в духе нашем, свергнуть с себя иго их, избавиться из плена! В общении с падшими духами и в порабощении им заключается наша погибель... С покорностию и благоговением последуем учению святых Отцов, преданию православной Церкви!».
СПРАВКА
Иеромонах ИОВ (Гумеров) родился в 1942 году. В 1966-м окончил философский факультет МГУ, затем аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте философии по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации»; потом 15 лет работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований Академии наук. Окончил Московскую Духовную Семинарию, а затем Духовную Академию. Защитил диссертацию на степень кандидата богословия. Преподавал в Московской Духовной Семинарии основное богословие и в Духовной Академии - Священное Писание Ветхого Завета. Ведущий рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.ru».
В 1990 году рукоположен в диаконы, в том же году -- в священники. Служил в храме св. равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, Ивановском монастыре. С 2003 года -- насельник Сретенского монастыря. В апреле 2005 года пострижен в монахи с именем Иов.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Церковь не признает Вангу 15 лет прошло со дня смерти болгарской ясновидящей Ванги. Можно было бы не обращать внимания на ажиотаж вокруг этой даты в светских СМИ, но в прошедшей по НТВ передаче «Русские сенсации» Ванга показана в окружении духовенства, во время крестин. Более того, еще при жизни она на свои деньги пострила в Рупите, где жила, храм в честь святой Петки. Многие нецерковные люди сравнивают ее с блаженной Матроной Московской. В чем принципиальное отличие между ними и как относится к Ванге Болгарская Православная Церковь?
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Владимир Берхин: активистами не рождаются Надо ли быть активистом, надо ли пытаться что-то изменить во внешнем мире, или лучше предпочесть внешним действиям работу над собой? Дискуссию, начатую репликой монаха Диодора (Ларионова), продолжает руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир БЕРХИН
ЛСД: куда приводят трипы Я не встречал доступного и убедительного объяснения – почему употребление ЛСД запрещено. Зато много раз слышал, что ЛСД не вызывает зависимости и безвреден для физического здоровья, а один православный мне даже сказал, что ЛСД помогает ему в духовной жизни. С помощью профессионала я решил развеять этот туман и понять – что не так с ЛСД
Как победить грех О том, как научиться видеть свои грехи, с чего начинать борьбу с ними и как при этом не впадать в духовную ипохондрию, мы поговорили с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, ректором ПСТГУ.
Преподобный Амвросий Оптинский: Веселый больной В этот день 200 лет назад родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский. В возрасте 35 лет он становится фактически полным инвалидом. При этом прп. Амвросий – прозорливый старец и подвижник – отличался необычайно добродушным, веселым нравом.
Сказать «нет» или дать обет Попробуйте провести эксперимент. Произнесите в самой что ни на есть православной, благочестивой среде слова «обет трезвости» — и тут же поднимется шум, завяжется спор… Что такое? Быть может, дело в том, что мы не так много знаем об этом явлении?
Непонятный грех В сегодняшнем обществе отношение к добрачным связям и гражданскому браку абсолютно лояльное. Однако Церковь говорит, что блуд — смертный грех, такой же, как воровство или убийство. Воровство и убийство приносят страдание, а тут люди любят друг друга — возражает общество. Но Церковь почему-то упорно повторяет: один мужчина и одна женщина вместе навсегда, а прочее — грех. Почему?
Пожирательница души «Зависть -- двигатель прогресса, -- заявляют некоторые, -- ведь если бы ее не было, мы бы так и сидели в каменном веке. А так посмотрел, как у соседа -- сам еще лучше сделал, увидел достижения другого -- сам к чему-то стал стремиться». Однако Сальери его зависть не помогла -- а мир потерял Моцарта.
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Неравная битва: можно ли победить страсти? Святые отцы много писали о том, как зарождаются и живут в душе человека разрушительные чувства и греховные желания. Но как увидеть в себе действие страстей и с чего начать с ними бороться? Рассказывает протоиерей Георгий БРЕЕВ, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
Как не остаться суевером? «Я все сделала, чтобы найти мужа: и к Матронушке ездила, и к Ксении Петербуржской, молитву Николаю Угоднику читала, и ленточки на дерево счастья привязывала, чтоб желание сбылось. Но пока в девках». Не секрет, что в обращении к народным святым немало язычества. И далеко не для всех обращение к ним становится дорогой к храму. Почему же святые не отказывают? Помогают не только спасать душу, но и купить квартиру, исцелиться от болезни, выйти замуж, несмотря на «дерево счастья»? Рассуждает иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Как увидеть в себе действие страстей И с чего начать с ними бороться, рассказывает протоиерей Георгий Бреев, главный духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Ури из ящика Российский телезритель должен испытать ностальгию: на Российском телевидении опять выступают маги. Теперь место приснопамятного Кашпировского занял его израильский коллега Ури Геллер. Как будто и не было 20 лет активного воцерковления страны!
«Ванга. Портрет современной колдуньи» Если Ванга была не православной, почему же храм, который она построила, был освящен? Почему целый ряд священнослужителей имел с ней общение? Продолжая тему, начатую комментарием Александра Дворкина, мы обратились за подробностями к иеромонаху Виссариону, насельнику Афонского болгарского монастыря Зограф, автору диссертации о Ванге
Омская епархия объяснила запрет «Проводов зимы» Под видом семейного праздника неоязычники пытались устроить в центре города религиозное действие. Сама по себе организация торжеств во время Поста чувства верующих не оскорбляет, – отмечают представители Церкви.
По ту сторону здравого смысла: чем суеверие отличается от веры Дьявол, используя доверчивость человека к совпадениям, подстраивает ситуации таким образом, чтобы отдалить его от Бога, заставить поверить в приметы, в суеверия, во что угодно, но вне Бога. Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы мы спросили у специалистов
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.