Что было бы, если бы киевский князь Владимир не крестил Русь в самом конце X века? Ответ на этот вопрос ищут уже несколько столетий. Свою попытку реконструкции предлагает Андрей ЗАЙЦЕВ.
В ХХ веке появилось огромное число альтернативных теорий, рассказывающих о том, как было уничтожено исконное русское язычество и на его место пришло византийское христианство. В наши дни неоязычники поднимают на щит идею возвращения к родным «богам» и продолжают прыгать через костер в ночь на Ивана Купалу.
Жанр реконструкции – вещь неблагодарная, и представить себе современную языческую Россию одновременно и просто, и сложно.
С одной стороны, язычество как способ отношения к миру благополучно дожило до наших дней: люди оставляют на могилах водку и закуску, предлагают усопшим полакомиться нехитрой снедью, во многих селах сохранились множество языческих обрядов, связанных с проводами умерших. Самым безобидным из них можно считать вкладывание покойному монет в руку, якобы чтобы он мог заплатить за переход в загробный мир.
С другой, большинство наших современников вряд ли захотят приносить человеческие жертвы идолам, обожествлять реки и деревья, и хоронить живых жен вслед за умершими мужьями. Все это тоже элементы древнерусского язычества.
До наших дней дошло не очень много источников по славянскому язычеству – отрывки из древнейших русских летописей, получения древнерусских проповедников, боровшихся с суевериями своих прихожан, средневековые западные, византийские и арабские хроники, предметы, найденные археологами, и огромный пласт фольклора и детских игр, где можно найти отголоски дохристианского представления о мире.
Николай Рерих. Идолы, 1901 год.
Интереснее всего сравнивать православный и языческий обряд погребения. Отношение к смерти – тема завораживающая, вопрос, на который человек ищет ответ с самого начала своего существования.
Если бы язычество было официальной религией русских в наши дни, то мы бы увидели совершенно необычные кладбища. Например, целые города мертвых. Борис Александрович Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» описывает древние славянские некрополи. Века до VI они представляли собой небольшие домики, где лежали кости умерших предков с нехитрым инвентарем, который мог бы им помочь в загробной жизни. Такие некрополи стояли на холмах или на берегах рек, и были не защищены ни от завоевателей, ни от воздействия времени.
Все изменилось в VI веке, когда славянские племена стали осваивать новые территории и воевать с другими. Новые поселенцы не считали кладбища чужих предков священным местом, напротив, они могли разрушить домовины в случае неурожая или иных бедствий. Стремясь защитить кости и прах от поругания, наши предки язычники стали насыпать над могилой курганы и справлять тризну по покойникам.
Слово «тризна» не должно вводить в заблуждение читателя. Речь идет не о поминках за общим столом, а о воинском турнире. Эти состязания должны были защитить живых воинов от напасти и помочь им. Самого покойника сжигали по определенному ритуалу. В «Повести временных лет» в статье от 969 года приводится просьба княгини Ольги не совершать по ней языческий обрядов: «Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу».
Вот как описывает традиционное языческое погребение Ибн Фалдан, посетивший в первой половине X века Восточную Европу: «Для бедного человека из их числа делают маленький корабль, кладут его (мертвого) в него и сжигают его (корабль), а для богатого (поступают так): собирают его деньги и делят их на три трети, –(одна) треть (остается) для его семьи, (одну) треть (употребляют на то), чтобы для него на нее скроить одежды, и (одну) треть, чтобы приготовить на нее набид (хмельной напиток – Н.С.), который они будут пить в день, когда его девушка убьет сама себя и будет сожжена вместе со своим господином».
Девушка, которая должна была умереть, не была рабыней и добровольно соглашалась на смерть. Несколько последних дней своей жизни она проводила в пирах и оргиях. Затем в большой могиле, где уже лежит умерший знатный человек, происходило жестокое убийство девушки. В конце - концов трупы сжигались, и сверху насыпался курган.
Остатки языческого представления о жизни и смерти сейчас мы можем увидеть в сказках про Бабу Ягу и Лихо Одноглазое. Это огромные страшные женщины, питающиеся человеческими жертвоприношениями: «Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: «в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула»; «Баба-Яга, костяная нога, морда глиняная, грудью печку затыкает».
В портрете Бабы-Яги нетрудно увидеть сходство с божествами, связанными с родом, рождением, плодородием, которые почитаются всеми язычниками. Для этого совсем необязательно нужны идолы. У славян были священные озера и деревья, вокруг которых устраивались пышные праздники и приносились жертвы.
Некоторые следы этого сохранились почти до наших дней: «Еще загодя крестьянские женщины пекут пироги, блины пшеничные, оладьи, кокурки… варят мясо, студень, жарят яичницу. Со всеми этими яствами они отправляются на кладбище, куда является и священник с причтом, чтобы служить на могилах панихиды... Бабы поднимают невообразимый рев и плач на голоса с причитаниями и завываниями ... Крестьяне христосуются с умершими родственниками, поминают их, зарывают в могилы крашеные яйца, поливают брагой, убирают их свежим дерном, поверх которого ставятся всевозможные лакомые блюда, а в том числе и водка и пиво».
Наличие священника и крашеных яиц не должно смущать читателя. Перед нами языческий обряд поминовения с кормлением покойных, зарыванием яиц в могилы и поливанием их спиртными напитками. На протяжении многих столетий православные проповедники боролись с этими обычаями, говоря об их нехристианском происхождении.
На первый взгляд язычество может показаться очень милой религиозной системой, которая отличается от христианства лишь тем, что его адепты стараются накормить покойников, да устроить игрища с плясками через костер и почитанием деревьев и рек. Но на самом деле жить в мире славянского язычества было очень страшно. Пленники, чужаки и даже младенцы приносились в жертву славянским богам.
Древнерусский проповедник Кирилл Туровский во второй половине XII века дал ответ на вопрос, чем христианство отличается от язычества: «Обновилась тварь; уже не будут называть богами стихий, ни солнца, ни огня, ни источников, ни деревьев. Отселе ад уже не принимает в жертву младенцев, закалаемых отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослужение, погублено насилие бесовское таинством креста».
Справедливость этих слов подтверждается не только свидетельством Ибн Фалдана, но данными археологических раскопок. Рядом с несколькими раскопанными языческими капищами были обнаружены младенческие скелеты. Кроме того, память о человеческих жертвоприношениях сохранилась в детских играх, распространенных у славян. На Руси выбирали одного из мальчиков «ящером», и девочки в венках водили вокруг него хороводы. Периодически мальчик отбирал венки, и их нужно было выкупать плясками, песнями или поцелуями. В основе этой игры лежит древнее представление о священном чудовище, в жертву которому приносится девушка. Для славян одним из таких животных был ящер.
Еще ярче о том, что язычники-славяне приносили в жертву животных или людей, свидетельствует знаменитый собиратель русского народного фольклора А.Н. Афанасьев. Еще в XIX веке крестьяне топили коней для «водного хозяина»: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом надевают два жорнова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь или топят среди реки»
Иными словами, те, кто хочет сейчас возродить «родную веру», должны понимать, что это не просто ролевая игра, а жестокое мировоззрение с многоженством, похищением и погребением женщин вместе с умершим супругом, и младенческие жертвоприношения по «особым случаям».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
Ури из ящика Российский телезритель должен испытать ностальгию: на Российском телевидении опять выступают маги. Теперь место приснопамятного Кашпировского занял его израильский коллега Ури Геллер. Как будто и не было 20 лет активного воцерковления страны!
Покров Пресвятой Богородицы: история праздника В основу одного из самых любимых в народе праздников легло событие не из евангельской истории, и даже не из русской, а из византийской. Когда произошло чудесное явление Божией Матери блаженному Андрею Юродивому и как именно молилась Богородица? Сколько раз Покров Богородицы спасал Константинополь? С какого времени Покров стали праздновать на Руси? Рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Покров Пресвятой Богородицы: Почему в России почитают византийский праздник Важнее национальной гордости для наших предков было заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. Андрей ДЕСНИЦКИЙ вспоминает историю создания Покровского собора на Красной площади и спасение Пскова от войск польского короля Стефана Батория
Рюрик, принц датский, и его русь В этом году отмечается 1150 лет российской государственности. Государственность эта началась парадоксально – с призвания варягов. Как жили славянские племена до прихода к ним Рюрика? Что нового он принес? Об этом НС рассказывает сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ.
Отечественная война 1812 года. Начало войны В этом году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года, странной войны России с Наполеоном, в которой непобедимый полководец в сопровождении 200 тысяч человек впустую проехал от берегов Немана до Москвы-реки, так и не сумев по-настоящему реализовать свои полководческие дарования. Мы начинаем публикацию серии эссе об Отечественной войне 1812 года. Первое из них, разумеется, посвящено началу войны
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Ведь были ж схватки боевые: Бородинская панорама К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях
Помазание на царство – что это такое? Если помазание на царство — не таинство, в чем его сакральный смысл? К чему был призван царь — помазанник? В какие отношения с Богом и народом входил? Размышляет кандидат исторических наук, преподаватель истории Русской Церкви богословского факультета ПСТГУ иерей Василий СЕКАЧЕВ
Отречение Николая Второго: отрекся, но не согрешил? 19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Музей забытого вкуса В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус — это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства
Репрессии против Церкви при Сталине: в чем логика террора Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.