18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
Святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны. Фото из музея святителя Тихона в Донском монастыре
Прозвище — «Патриарх»
У каждой эпохи — свои святые. Но есть такие, без которых сама эпоха не может быть понята. Начало ХХ века было урожайно на выдающихся людей, но и среди них личность святителя Тихона выделяется. Может быть, потому, что многие его современники жили и действовали с каким-то надрывом, фонтанируя энергией, словами и жестами, а затем колеблясь и иссякая. От патриарха Тихона, наоборот, будто исходит свет — ровный, мягкий, но яркий и непрерывный.
Будущий патриарх — сын священника Свято-Преображенской церкви города Торопца Василий Беллавин — принадлежал к тому поколению, которое и перевернуло жизнь исторической России. Это были те самые знаменитые «русские мальчики», о которых в свое время в «Братьях Карамазовых» писал Федор Достоевский. Многие из них, пошедшие в революцию, подобно святителю вышли из священнических семей и семинарий.
Что удержало его? Родительское воспитание? Здоровая и живая атмосфера Торопца, процветавшего уездного городка Псковской губернии, где будущий патриарх провел отроческие годы? Так или иначе, уже в юности он пользовался уважением сверстников, снискав в семинарии показательное прозвище «Архиерей». В духовной академии, которую он окончил в числе лучших, его уже величали «Патриархом».
Цельный по натуре, деятельный, умный, но не превозносившийся и простой в общении, он словно был создан для пастырского служения. Но даже те, кто давали ему подобные прозвища, не ведали, что молодой преподаватель богословия и французского языка Псковской духовной семинарии решил избрать для себя монашеский путь. Свое монашеское имя Василий Беллавин получил в честь великого святителя XVIII столетия — епископа Тихона Задонского, пастыря, отличавшегося аскетизмом и любовью к своей пастве.
Будущий патриарх хорошо отдавал себе отчет, с какими тяготами может быть связано его предназначение. Еще при архиерейском наречении им были сказаны слова, в которых отразился весь его будущий путь: «Истинная жизнь епископа есть постоянное умирание от забот, трудов и печалей». Он вспоминал изречение апостола, что сила Божия «совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). Те же слова Писания будут повторены святителем и после вступления на патриарший престол.
Один в США
И в самом деле, путь служения будущего патриарха простым не назовешь. С 1892 года он, тогда еще молодой иеромонах, служил в Холмской и Варшавской епархии, требовавшей особых миссионерских усилий: основным ее населением были католики и униаты. Проповедь среди униатов надолго стала уделом святителя, но не только в Польше. Вскоре после хиротонии молодой епископ, к большому огорчению своей паствы, был переведен на Алеутскую кафедру, став таким образом единственным архиереем Русской Церкви в США. Основной задачей епископа Тихона был перевод в Православие униатов, эмигрантов-русинов. В отличие от Холма здесь поддержки государственной власти ждать не приходилось. Миссия развивалась в условиях незнакомого, культурно далекого и материально процветающего протестантского большинства.
В Соединенных Штатах самодержавная Россия воспринималась враждебно, в Русско-японской войне американское общество сочувствовало японцам и восторженно встретило начало в России революции 1905 года. Но именно в этих обстоятельствах при епископе Тихоне Алеутская епархия не только быстро возрастала, но и стала приобретать зримые черты самостоятельности. Святитель основал и назвал в честь своего небесного покровителя первый православный монастырь в Новом Свете — Свято-Тихоновский. Его служение в Америке завершилось созывом в 1907 году в Нью-Йорке собора, провозгласившего создание «Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской».
Более восьми лет святитель служил в Америке. В разгар войны с Японией и русской революции с амвона он говорил своей пастве: «Мы учим и будем учить о подчинении всякой власти (даже и республиканской, народной), ибо власть от Бога; но мы не обинуясь утверждаем, что самодержавие наиболее отвечает идее верховной власти и строю русского государства, связанному с духовными, бытовыми, племенными, географическими и другими условиями». Будущий Патриарх отвергал обвинения русского самодержавия в деспотизме и утверждал, что оно основано на любви подданных к своему царю. Святитель также отрицал мнение о том, что именно самодержавная власть приводит к всевластию бюрократии: «Но спросим, где же этого не бывает? Пусть нам укажут такую блаженную страну! Мы, вот, живем в государстве, где народ сам управляет и сам выбирает своих чиновников. А всегда они на высоте? И разве здесь не бывает крупных злоупотреблений? <…> На бюрократию теперь особенно нападают, хотя горький исторический опыт показывает, что порицатели бюрократии, как скоро получают власть в свои руки, превращаются в тех же бюрократов, иногда даже и горших».
Владыка призвал не считать народоправие и выборы неким безусловным спасительным идеалом. За десять лет до февраля 1917 года он предупреждал: «Производить опыты по перемене государственного строя дело далеко не шуточное: оно может поколебать самые основы государства вместо того, чтобы помочь делу и исправить некоторые недочеты. Имеяй уши слышати, да слышит!».
Накануне революции
Когда весной 1907 года архиепископ Тихон вернулся в Россию, получив Ярославскую кафедру, он приехал будто бы в другую страну. Революция еще не завершилась, Государственная дума с ее радикальным большинством резко критиковала государственную власть, освободившиеся от цензуры газеты и вышедшие из подполья партии выражали парламентариям свою горячую поддержку, страну захлестнула волна террора. Ярославль был зажиточным, шумным и весьма оппозиционно настроенным городом. Губернаторская власть, наоборот, старалась проявить показную твердость, на этой почве даже вступая в конфликт с правительством. Значение архиерея в таких условиях было особенно велико: нужно было умирять страсти, вести внутреннюю миссию.
За годы своего пребывания в Ярославле святитель Тихон стал в епархии любимым пастырем. Нет ничего удивительного в избрании его почетным председателем губернского отдела Союза русского народа. Стоит вспомнить, что в Союзе русского народа состоял и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Именно в это время будущий патриарх встречался с кронштадтским пастырем и получил от него пророчество о своем всероссийском поприще.
Перед самым началом Первой мировой войны архиепископ Тихон получил назначение на Виленскую кафедру, но уже через полтора года с остальными беженцами вынужден был покинуть новое место своего служения. Помощь фронту стала его основной заботой. Однако вскоре будущего патриарха ждало назначение в состав Святого синода. Так к началу новой революции святитель оказался в гуще политической жизни страны. Вместе с прочими членами Синода архиепископ Тихон 9 марта 1917 года подписал знаменитое воззвание, связанное с падением монархии. Благословение Божие призывалось на Россию в «тяжкую историческую минуту», а сама страна должна была явить свое единство во имя победы в войне и будущего государственного устроения. Основное настроение воззвания соответствовало тому, которое содержалось в опубликованном несколькими днями ранее тексте отречения императора Николая II.
Самый добрый кандидат
Февраль 1917 года обрушился на страну безграничными свободами, но епископат, который новая революционная власть расценивала как оплот «распутинства», они не затронули. Революционное правительство взяло курс на будущее «отделение Церкви от государства», но на деле лишь осуществляло государственное насилие над Церковью.
Новое правительство рассматривало грядущий Поместный собор Русской Церкви как церковное Учредительное собрание, которое должно было перестроить ее на протестантский лад. Но этого не случилось. Собор вошел в историю прежде всего тем, что избрал на Патриарший престол святителя Тихона. Про него, председательствовавшего на Соборе, его участники говорили, что он был «самым добрым» из всех выдвинутых кандидатов. И именно ему — пастырю доброму — суждено было возглавить Русскую Церковь в первые дни установления новой — отнюдь не доброй — власти. При принятии жезла святителя Петра, митрополита Московского, избранный патриарх сказал: «Правда, патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни, среди бурь, раздирающих горы и сокрушающих скалы, среди огня и орудийной смертоносной пальбы. Вероятно, и само оно принуждено будет не раз прибегать к мерам прещения для вразумления непокорных и для восстановления порядка церковного. Но как в древности пророку Илии явился Господь не в буре, не в трусе, не в огне, а в прохладе, в веянии тихого ветерка, так и ныне на наши малодушные укоры: “Господи, сыны Российские оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, стреляли по храмам и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих” — слышится тихое веяние словес Божиих: “Еще семь тысяч мужей не преклонили колен пред современным ваалом и не изменили Богу истинному” (3 Цар. 19: 10-12, 14, 18)».
Анафема
А далее кроткому пастырю предстояло духовное противостояние разлившемуся по стране открытому злу. 19 января 1918 года творящие беззакония были преданы святителем анафеме: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенны в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение». В годовщину безбожной власти патриарх обратился к советскому правительству с призывом опомниться: «Не Наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась “Божиим слугой” на благо подчиненных и была “страшная не для добрых дел, а для злых” (Рим. 13: 3). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (см. Лк. 11: 51), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (см. Мф. 26: 52)».
«Пусть погибнет имя мое в истории»
В апреле 1919 года в письме Ленину по поводу осквернения советской властью церковных святынь патриарх писал о христианском долге «стать на защиту поругаемой святыни», поскольку «должно повиноваться более Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 29). Однако святитель обращался к пастве с призывом не мстить за насилия, творимые режимом. В голодный 1922 год он благословил жертвовать на нужды голодающих церковное имущество, кроме священных предметов. Святитель Тихон не признавал советскую власть, но одновременно не благословлял никакие силовые акции против нее и осуждал междоусобия. Несмотря на призывы, он принял решение не покидать своего кафедрального града и остался вместе со своей всероссийской паствой. Кроме того, еще в 1918 году патриарху был запрещен выезд из Москвы, поскольку его поездки всегда сопровождались большим воодушевлением паствы. В 1922 году последовал арест святителя, затем власть попыталась расколоть Церковь путем инспирирования «обновленчества». Власти планировали показательную расправу над патриархом, но все же не решились на нее, опасаясь громкого международного резонанса.
16 июня 1923 года по требованию власти святитель Тихон подписал «покаянное» заявление в Верховный суд РСФСР, в котором признавал советскую власть и просил освободить его из-под ареста. Лишь теперь Русская Церковь начала молиться за новое государство. Это решение было не из легких, но в тех обстоятельствах его нужно было принять. Открытая гражданская война закончилась. Новая богоборческая власть окрепла. Она не переставала быть кровавой и тиранической, но из разбойничьего вертепа превращалась в государство — и этот факт необходимо было признать. «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза», — говорил патриарх.
В тропаре святителю Тихону о нем поется: «…Во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя…» Говорится и о главной его заслуге: «…Церковь Русскую в тишине соблюди…» Именно через такого человека, исполненного терпения и смирения, Бог сохранил свою российскую паству. Как сохранил ее в начале XVII столетия молитвами святителей Иова и Гермогена, предшественников патриарха Тихона на московском патриаршем престоле.
Патриарх преставился на Благовещение 1925 года, даруя своим чадам надежду на будущее воскресение Русской земли. Эта надежда ожила с канонизацией святителя в 1989 году и чудесным обретением его святых мощей в 1991-м.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Патриарх Алексий I: Мне всегда отвратительна революция Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения патриарха Алексия I (Симанского). Переживший крушение того мира, который он любил, великий иерарх, тонкий политик и дворянски сдержанный аристократ, он был очень закрытым человеком. Публикуем фрагмент одного из его писем духовнику, которое проясняет, как он относился к революции: и к октябрьской, и к февральской. Письмо написано через 3 дня после октябрьских событий
Диоклетиан: гонитель Церкви, спасатель империи 20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан. Его гонения на Церковь были последней попыткой уничтожить христианство. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть, как св. Константин Великий сделал христианство религией не только терпимой, но и предпочитаемой самим «кесаревым домом».
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Дети русской эмиграции о революции 1917 года Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Предел компромисса. Как было получено заявление о лояльности патриарха Тихона советской власти 27 июня 1923 года газета «Известия» опубликовала заявление патриарха Тихона, в котором тот заявляет, что больше не является врагом советской власти. Короткий текст, написанный святителем Тихоном 16 июня 1923 года под беспрецедентным давлением власти, стал основой для долгой дискуссии между представителями РПЦ МП и РПЦЗ, считавшей все выступления патриарха Тихона после 1922 года вынужденными и необязательными к исполнению.
Городской старец Городской старец — так называли современники отца Алексия Мечева, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве рождается приходская община, похожая на первоапостольские. Завет отца Алексия был один: делать свое дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему. И Бог Сам разберется с катаклизмами.
Святой узник: фоторепортаж из кельи патриарха Тихона 18 ноября Церковь вспоминает избрание свт. Тихона (Белавина) на патриаршее служение. Мало кто знает, но в Москве существует келья-музей первого после двухсотлетнего синодального перерыва российского патриарха. Эта келья расположена в Донском монастыре, где с 1922 года почти до самой смерти под стражей содержался святитель Тихон.
Троцкий: «демон революции» Среди исторических фигур русской революции мало кто мог сравниться с изощренности методов борьбы с Православной Церковью с человеком, которого называли «перо» и «демон революции». Лев Троцкий родился в знаменательный день – 7 ноября
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Святитель Амвросий Медиоланский: епископ, который умел спорить Отношения с государством — одна из самых важных проблем в истории Церкви. С момента зарождения христианства ответ на этот вопрос заново ищет практически каждое поколение верующих. Но среди христианских святых был человек, сумевший с помощью личного авторитета создать новую модель отношений между Римом и христианами, которая привела к крушению языческой религии и фактически стала одним из предвестников конца римской цивилизации.
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Культ и личность Никто из тех, кто писал о культе Ленина, не писал о самом Ленине. С другой стороны, никто из тех, кто писал о Ленине, не писал о его культе.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.