7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города.
Преподобный Даниил Переславский. Роспись столпа Троицкого собора Данилова монастыря. Фото Н. Бурмин
Кладбище странников
Место, где ныне располагается Троицкий Данилов монастырь, несколько веков назад находилось в значительном удалении от города. В конце XV столетия здесь хоронили умерших без покаяния и церковного причастия — бездомных, нищих, безвестных странников, а также скончавшихся скоропостижно или не своей смертью. Подобные кладбища, называвшиеся скудельницами или убогими домами, были широко распространены на Руси. Время появления скудельницы под Переславлем-Залесским неизвестно. Возможно, и само это место не стало бы известным, если бы не особый подвижнический труд преподобного Даниила.
Будущий святой родился в Переславле около 1460 года и получил в крещении имя Дмитрий. В юности он был отдан родителями в Никитский монастырь для обучения грамоте и добродетельной христианской жизни. Возжелав стать иноком, он тайно ушел в далекую Боровскую обитель, откуда шла слава о великом молитвеннике игумене Пафнутии. Там Дмитрий был пострижен в монахи с именем Даниил и прожил долгих десять (по некоторым источникам — двенадцать) лет, а после вернулся в родной город и поселился в Горицком монастыре. Именно здесь он выбирает для себя своеобразное послушание, которое несет тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города. Тела несчастных преподобный приносил в убогий дом и совершал над ними христианское отпевание. Как отмечается в житии, место это находилось напротив Горицкого монастыря и было видно из кельи Даниила. Неоднократные чудесные видения исходящего от скудельницы света и горящих над ней свечей убедили его в том, что среди неизвестных усопших немало благочестивых христиан, которых прославляет Сам Господь.
Церковь Всех святых Троицкого Данилова монастыря (1687 год). Посвящение храма было выбрано не случайно — в день Всех святых Церковь поминает тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрел помазание благодати, но остался неизвестным. Фото Светланы Липатовой
Братья Андреевичи
Однажды к преподобному обратились боярская семья Челядниных, поселившихся неподалеку от Переславля после скоропалительного отъезда из Москвы. По неизвестной причине они находились в опале и просили Даниила молиться об утолении государева гнева, а также отслужить молебен о здравии великого князя. Случилось так, что царский посланник с вестью о помиловании прибыл к Челядниным тогда, когда преподобный после совершения молебна находился в их имении в Первятино. Братья Иван и Василий Андреевичи, получив разрешение вернуться в столицу на службу, возблагодарили своего заступника перед Богом и спросили у Даниила, чего желал бы он для себя. Святой же отказался от каких-либо почестей и сказал: «Есть близ Горицкого монастыря Пресвятой Богородицы место, называемое Божедомское. Многие гробы покоятся там, потому что много лет погребались там бесчисленные тела христианские, скончавшиеся от различных смертей; и никогда не бывает на том месте о стольких душах ни поминовения, ни приношения, ни службы, ни кадила, ни свечей; прилично вам ныне позаботиться, да будет там поставлена церковь Божия, чтобы совершалась о тех душах божественная служба и было бы возношение о них». Просьба Даниила была выполнена — Челяднины не только получили благословение на постройку от митрополита, но и помогли преподобному заручиться грамотой о владении скудельничей землей.
В 1508 году на божедомье был построен деревянный храм во имя Всех святых. Посвящение храма было выбрано не случайно — в день Всех святых (переходящий праздник, совершаемый в девятое воскресенье после Пасхи) Православная Церковь поминает тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрел помазание благодати. Традиция эта восходит еще к празднику святых мучеников раннехристианского времени, когда церковь стремилась не оставить ни одного из скончавшихся за веру без дня памяти и почитания, даже если их имена и дни смерти не были известны. Освящение церкви состоялось при большом стечении жителей Переславля и окрестных сел, радовавшихся о благоустройстве этого ранее безлюдного места. Преподобный хотел поставить здесь только мирского священника и пономаря, но поскольку нашлись желавшие жить при этом храме иноческой жизнью, то постепенно вокруг небольшой Всехсвятской церкви начинает образовываться одноименный монастырь. В поисках пропитания и приюта сюда стали приходить нищие и больные, получая от Даниила духовное окормление. Спустя некоторое время была построена деревянная монастырская трапезная с церковью Похвалы Пресвятой Богородицы.
Троицкий собор с церковью преподобного Даниила и колокольней (1530-1532 годы) — одна из древнейших сохранившихся построек Переславля. Строительством руководил известный ростовский зодчий Григорий Борисов. Фото Светланы Липатовой
Крестный Грозного
Глубоко чтивший преподобного как молитвенника и праведника, Василий III несколько раз посещал новую обитель, выезжая с царицей на богомолье. По его личной просьбе Даниил становится настоятелем Всехсвятского монастыря. Когда у царской четы родился долгожданный наследник престола, преподобный направляется в Троице-Сергиев монастырь, где у мощей Сергия Радонежского вместе с блаженным старцем Кассианом Босым становится крестным отцом будущего царя Ивана IV (Грозного), принимая его от купели.
В 1530-1532 годах на средства Василия III, пожертвованные в честь рождения сына, в Даниловом монастыре возводится каменный храм — одна из древнейших сохранившихся построек Переславля. Строительством руководил известный ростовский зодчий Григорий Борисов, работавший до того в Борисоглебском и Калязинском монастырях. Новый храм Данилова монастыря был освящен в честь Пресвятой Троицы, а в дьяконнике устроен придел Иоанна Предтечи — небесного покровителя царственного крестника Даниила. Возможно, посвящение монастырского собора было продиктовано личным заказом царя, однако несомненна отразившаяся здесь связь праздника Троицы с традиционными для Руси крестными ходами на скудельни. По посвящению главного престола монастырь также переименовывают в Троицкий.
Существуют свидетельства, что уже в конце XVI века преподобный почитался среди братии как святой. Его житие было написано вскоре после его смерти предположительно его учеником — будущим митрополитом Московским Афанасием. В 1653 году патриарх Никон направил в Данилов монастырь грамоту: «Били есте нам челом, что у вас в монастыре наставник обители, преподобный Игумен Даниил при животе и по преставлении многия чудеса показал». По распоряжению патриарха были освидетельствованы и переложены в раку честные мощи преподобного и установлено его общецерковное почитание два раза в году — 7 (20) апреля, в день кончины, и 30 декабря (12 января) в день обретения мощей.
Видение апостола Иоанна Богослова. Роспись южной стены Троицкого собора Данилова монастыря. Фото Н. Бурмин
Заказ келаря Саввы
В 1662 году монастырский келарь Савва нанял для украшения интерьера Троицкого храма артель художников, во главе которой стоял Гурий Никитин Кинешемцев. Это был выдающийся мастер монументальной живописи и иконописи второй половины XVII века, один из самых прославленных художников Оружейной палаты. До подряда в Данилов монастырь Гурий был в числе изографов, приглашенных в 1660 году возобновлять стенопись в Архангельском соборе Московского Кремля, а также выполнял различные царские заказы. Работа по созданию живописного убранства Троицкого собора растянулась на несколько лет и совершалась с перерывом. В 1662 году художники успели расписать только верхнюю часть собора — главу, своды и, возможно, люнеты. Причина приостановки деятельности художников заключалась в их отъезде по царскому приказу в Москву, где вновь продолжились работы в Архангельском соборе. В 1664 году Гурий Никитин, находясь в Москве, принимает участие в росписи государевой комнаты и палат, а спустя три года он работает в Костроме по украшению собора Богоявленского монастыря. Летом 1668 года его артель прибыла в Переславль, однако оттуда ее скоропалительно вызывают в Москву — украшать стенным письмом церковь Григория Неокесарийского и писать иконы для ее иконостаса. Скорее всего, мастера заканчивали роспись стен храма в его отсутствие. Несмотря на это, роспись представляет собою звучный, красочный ансамбль, обладающий художественным единством. Эта гармоничная целостность обусловлена влиянием творческого гения Гурия Никитина, вне зависимости от того, присутствовал ли он при выполнении заказа постоянно.
Состав святых, включенных в роспись, свидетельствует о незаурядности программы стенописи, обусловленной монастырским характером памятника. Ростовые образы Антония и Феодосия Печерских, почитающихся как основоположники русского монашества, обрамляют алтарную апсиду по сторонам. Здесь же располагаются круглые медальоны со святыми основателями русских монастырей. На столпах представлены избранные святые князья, мученики и преподобные, в том числе преподобный Даниил, который словно благословляет всех входящих в храм. Одна из основных тем росписи стен храма — спасение праведников, которая звучит и в ветхозаветных сценах, где Господь является Аврааму и изводит из Содома Лота, и в цикле, иллюстрирующем Откровение Иоанна Богослова. Поражающие насыщенностью действий фрески уподобляют стены храма открытой книге, предвозвещающей Божий суд.
Музей — трактор — храм
Судьба Троицкого монастыря в XX веке похожа на судьбы других русских монастырей, переживших разорения. В 1923 году он был закрыт, монахи выселены, а мощи преподобного Даниила изъяты. На территории обители трудами историка М. И. Смирнова был организован музей, куда из закрывающихся усадеб и церквей свозились предметы, имеющие историческую и художественную ценность. Вскоре собранную коллекцию древностей переместили в бывший Горицкий монастырь, а М. И. Смирнова арестовали и сослали в Туруханский край. В 1930-е годы помещения бывшей обители стали занимать частные квартиросъемщики, в дальнейшем большинство построек монастыря занимала машинно-тракторная станция, а также заготконтора. Первая реставрация архитектурных памятников Троице-Данилова монастыря была начата лишь в 1960-е годы — здесь работал известный архитектор-реставратор И. Б. Пуришев. В 1980-е годы начата реставрация стенописи собора, однако из-за недостатка средств дело ограничилось лишь пробными расчистками и промывкой некоторых фрагментов. В 1993 году монастырь передан Православной Церкви. Ни одно из зданий не было пригодно для проживания, территория пребывала в запустении. В 1994 году мощи преподобного Даниила перенесли из музея в Никольский женский монастырь, а через два года вернули в основанную им обитель на скудельнице. Ныне в возрожденной обители вновь действуют храмы, а помолиться у мощей основателя обители Даниила Чудотворца приезжают многочисленные паломники.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
Димитриевская родительская суббота: день поминовения усопших В 2013 году Димитриевская родительская суббота приходится на 2 ноября. Практика поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Что говорят о ней святые отцы? Какие существуют традиции поминовения?
Преподобный Макарий Египетский: «Тренер» иноков 19 января (1 февраля) 391 года скончался Макарий Великий – один из известнейших подвижников древности, стоявший у истоков христианского монашества. Одна из многочисленных историй про него актуальна и сегодня: ученик преподобного встретил языческого жреца, обругал его и подрался с ним, а преподобный Макарий добрым словом обратил жреца в христианство
Алексей Гиппиус: до Кирилла и Мефодия слово "истина" означало "основной капитал" Русь была читающей страной уже при св. Владимире – известный российский текстолог и лингвист Алексей Гиппиус рассказывает о последних археологических находках в Новгороде, о том, как жили древнерусские книжники, и почему Кирилл и Мефодий не все церковные слова перевели на славянский.
Князь Владимир: человек, который крестил Русь Как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы? Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. Как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой.
Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность
Племянница Игнатия Брянчанинова: "Мечтаю, чтобы внуки говорили по-русски" 13 мая празднуется память святителя Игнатия, одного из немногих святых, которого больше знают не по его архиерейскому титулу, а по фамилии -- Брянчанинов. Как сложилась судьба старинного дворянского рода после революции, где живут Брянчаниновы сегодня?
Как преподобный Онуфрий отмолил «село крови» 25 июня по новому стилю Церковь празднует память преподобного Онуфрия Великого. В России есть традиция в его честь освящать кладбищенские храмы, а в Иерусалиме на земле, приобретенной на тридцать сребренников Иуды, построен храм во имя преподобного.
Тайна святого Кирилла: кто придумал Глаголицу? Проповедь Евангелия славянам на их родном языке началась с создания святым Кириллом первой славянской азбуки, кириллицы. Но кириллица не единственная древняя славянская азбука. О происхождении другой азбуки, глаголицы, не утихают споры
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
«Норд-Ост» в каждой душе «Зло, которое есть в мире, нельзя просто стереть ластиком, как стираешь помарку с листа...». О событиях во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году вспоминает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Святыни Европы: Иоанн Рыльский Главная святыня Болгарии — Рыльский монастырь, самый большой на Балканах. Здесь хранятся мощи Иоанна Рыльского, основателя болгарского монашества, почитание которого в Болгарии сравнимо с почитанием в России Сергия Радонежского. С преподобным Иоанном связана и жизнь выдающихся русских пастырей
Неделя о Страшном Суде: вечны ли адские муки Как может Бог, который зовет к себе всех труждающихся и обремененных, допустить для кого–то возможность вечных мук. Эта мысль занимала многих богословов. Так родилось учение об «апокатастасисе», постепенном избавлении от мук и соединении с Богом всех людей и даже падших ангелов. Почему оно осуждено?
Иконы рая Потерянный Эдем и Новый Иерусалим, преступление Адама и царство, в которое первым вошел разбойник,– как изображался рай на иконах и фресках. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Десять лет теракту на Дубровке: скорбь и молитва 26 октября исполнилось десять лет штурма театрального центра на Дубровке и освобождения захваченных террористами актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В этот день была совершена первая Божественная Литургия в строящемся мемориальном храме св. Кирилла и Мефодия. «Для меня любой человек, который ушел в мир иной, не мертвый, а живой», – говорит возглавлявший богослужение епископ Воскресенский САВВА.
Симеон Новый Богослов: христианин-максималист 25 марта память преподобного Симеона Нового Богослова. Прозвище "Новый Богослов" имело вначале иронический смысл — недоброжелатели посмеивались над видениями и озарениями Симеона. Богословом называли апостола Иоанна, сподобившегося особого Божественного Откровения, а тут объявился-де новый Иоанн. Но ученики преподобного нашли имя уместным и называли учителя Новым Богословом уже всерьез.
Иосиф Волоцкий – святой инквизитор? Строгий аскет и талантливый писатель, святой, который поддерживал сожжение заживо «жидовствующих» и много лет ухаживал в своей келье за парализованным отцом, – об одном из самых удивительных подвижников Руси рассказывает доктор церковной истории Владислав ПЕТРУШКО.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.