1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбищеФотографии из личных дел растрелянных на Бутовском полигоне, экспонаты мемориального комплекса в Бутове
Общество расколото: одни увековечивают, другие замалчивают
Первое, что приходит в голову – нужно подсчитать количество памятников и музеев, посвященных новомученикам. И сразу же выясняется, что в крупнейших общественных организациях, занимающихся этой темой в России – Мемориале и Сахаровском Центре, на этот вопрос точно ответить не могут, а за информацией отсылают друг ко другу. Последние достоверные данные были получены четыре года назад. В рамках созданной Центром программы «Память о бесправии» было подсчитано, что на 2008 год в России известны 1214 памятников и памятных знаков, установленных в 83 субъектах РФ и 12 странах на территории бывшего СССР. Кроме того, существует более 40 мемориальных досок, на которых не указан факт репрессий лиц, в память о которых эти доски установлены. Несколько таких досок можно увидеть на стенах знаменитого «Дома на набережной».
Больше тысячи памятников – это много или мало для 2 миллионов 600 тысяч репрессированных (по оценкам «Мемориала») в СССР? В том числе для 130 тысяч священников и монашествующих, которые были убиты с 1917 по 1941 год. При том, что к началу революции их было около 140 тысяч. Значит ли такое соотношение – один памятный знак на 2 тысячи репрессированных, что мы достойно храним свою память?
Галина Атмашкина, сотрудник программы «Память о бесправии» считает, что однозначно ответить на этот вопрос сложно, потому что память жертв сохраняется двояко: «В России есть как выдающиеся хранители памяти и авторы мемуаров, деятели на ниве ее увековечивания и борцы с ГУЛАГом, так и противостоящая им часть общества – сталинисты, коммунисты и просто те, кто не хотят смотреть на историю».
Следствием этого разделения в обществе является и отсутствие пояснений под красноречивой датой смерти на мемориальных досках. «Одни увековечивают, вкладывают силы и средства, – говорит Атмашкина, – Другие низводят до нуля, замалчивают, стирают, разрушают. Поэтому у тех, кто занимается сохранением памяти, я не себя имею ввиду, это имеет характер подвижничества».
Разделение в обществе влияет и на тех, кто пережил репрессии. «Человек не может нигде высказаться, поговорить о том, что он до сих пор чувствует себя бывшим врагом народа. Он не почувствовал, что его реабилитировали, в обществе нет ощущения, что он больше не виноват – отмечает эксперт. – Такого ощущения у людей нет потому, что мало делается, чтобы открыто сказать, что с ними сделали, что сделали с человеком». 5 декабря в день 75-летия расстрела священника Павла Флоренского в Сергиевом Посаде открылся памятный знак в память о пострадавших во время гонений и репрессий
Тему жертв репрессий оттесняют в сторону кладбища
С мнением Галины Атмашкиной о намеренном умолчании во многом согласна Ирина Островская, сопредседатель московского «Мемориала»: «Ни в энциклопедиях, ни в справочниках информация о репрессиях не приветствуется. Есть такая тенденция, особенно в последние годы, тему жертв репрессий оттеснять «в сторону кладбища», как в Бутово, Коммунарке, Катыни и Медном. При этом никаких признаний ошибок и вины не происходит, а происходит тихое умолчание и тихое отталкивание в сторону кладбища». Поклонный крест привезенный водным путем из Соловков и установленный в 2007 году на Бутовском полигоне возле Церкви Новомучеников и Исповедников Российских
Ирина Островская напоминает, что в Катыни и Медном русская часть комплекса радикально отличается от польской. Если у поляков все убитые обозначены, то могилы советских граждан остаются неподписанными. Эксперты также сходятся во мнении, что темой репрессированных в России занимаются отдельные институции, которые можно посчитать по пальцам руки. Мо мнению обоих экспертов в этом отношении мы уступаем не только Израилю, Германии, но и, к примеру, Армении, в которой многое делается для сохранения памяти жертв геноцида 1915 года. Алтарная группа с крестом, часть мемориального комплекса в Катыни
Если свести в один список названия институций, перечисленных обоими экспертами, то список будет крайне скромным. Это Центр Сахарова, Мемориал, Санкт-Петербургский Мемориал, отдельные издательства, Мемориальный комплекс в Бутово и незначительное количество небольших организаций в других городах. Частично функцию сохранения памяти также несут на себе краеведческие музеи, которые организуют различные выставки и мероприятия на своих площадках. Например, Томский музей - следственная тюрьма. Под Пермью существует музей «Пермь-36» на территории бывшего концлагеря. В Москве действует музей Истории ГУЛАГа, правда, он тоже возник благодаря усилиям репрессированного. Вот, пожалуй, и все.
«Существует негосударственная проектная деятельность общественных организаций. А вот у государства я такой программы не вижу», – резюмирует Галина Атмашкина. «Государственная политика в этой области не очень радует и не наводит на хорошие ассоциации. Вспоминают о репрессированных по юбилейным датам», – вторит ей Ирина Островская. «В целом эта тема -- удел энтузиастов, каких-то избранных», -- соглашается родственник новомученика протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. С этим выводом не совсем согласны в Государственном музее истории ГУЛАГа в Москве.
Мы находимся в начале пути
Директор ГМИГ Роман Романов не готов оценивать сохранность памяти о жертвах репрессий как хорошую или плохую: «Мы находимся в начале пути самоосознания. В девяностые открывались архивы, собирались материалы, сейчас создан Государственный музей, принята Федеральная программа сохранения памяти жертв политических репрессий. Это некий путь, которым мы идем». По сломам Романова, то состояние, которое сейчас преобладает, это «состояние начала», но «последующие шаги должны привести к другим результатам». «Поэтому я не скажу – плохо это или хорошо, оно так, как есть, а наша задача сделать так, чтобы оно было на другом уровне», -- резюмирует наш собеседник. Романов также согласен с тем, что в обществе присутствует разделение: «Разделение будет до тех пор, пока мы, то есть люди, которые занимаются сохранением и передачей памяти, не пройдем свой путь. Мы должны набрать некую критическую массу, консолидироваться между организациями, тогда общество снова соединиться. Здесь все зависит снова от нас». По мнению Романа Романова, сравнивать память российского и еврейского народов тоже не стоит: «с ними нужно не сравнивать, нужно посмотреть – как они это делают и многому поучиться».
Да, пусть у мемориальных досок нет пояснения, что речь идет о репрессиях, но ГМИГ придумал кое-что интереснее. На Тверской на исторических зданиях есть таблички «объект культурного наследия». Если присмотреться, на них размещены QR коды. Это – один из проектов Музея. Если считать код, то на планшетнике появляется историческая справка о доме. «Музей ГУЛАГа выходит в город, – объясняет Роман Романов. – Мы маркируем здания, которые имеют отношение к репрессиям и даем справки. Многие люди каждый день проходят мимо этих домов и даже не представляют себе – что в них было. Процесс сохранения и передачи памяти непрерывен. Передо мной стоит задача вовлечь людей в осмысление, чтобы они почувствовали свою сопричастность этому процессу». Памятник священникам и мирянам, погибшим в период гонений на Русскую Православную Церковь в 1920-30-х годах XX века в городе Шуе Ивановской области.
Программа была представлена еще Хрущеву
Специальный орган, ответственный за сохранение памяти, у государства все-таки есть – совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, в составе совета действует рабочая группа по исторической памяти, куда входят 11 человек, в том числе председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Первого февраля 2012 года руководитель Совета Михаил Федотов представил президенту Дмитрию Медведеву государственно-общественную программу «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Правда, по словам ее авторов, это не конкретная программа, а скорее ее эскиз.
Один из авторов, председатель «Мемориала» Арсений Рогинский, присутствовавший на встрече с президентом, заметил, что «сам факт представления этой программы руководителю страны – историческое событие».
«Вообще-то не мы придумали эту программу, не какие-то три человека, рабочая группа и так далее. Ерундистика, – заявил Рогинский президенту. – Программа эта росла из жизни, и предложения русское общество адресовало Хрущёву. Те, которые самые наивные, – ещё и Брежневу, а потом, соответственно, и Горбачёву и так далее. И что-то делалось, кусочки. Но на самом деле системно и масштабно никогда ничего не делалось».
В программе восемь разделов: увековечение памяти о жертвах, социальная поддержка жертв, доступ к архивной информации о терроре, политико-правовая оценка преступлений коммунистического режима, завершение процесса юридической реабилитации жертв, топонимика, образование и просвещение и раздел «разное». Первого декабря 2012 года президент Владимир Путин поручил рабочей группе до 31 декабря 2013 года разработать проект федеральной целевой программы по увековечиванию памяти жертв политических. Пробитая в центре стена из лагерных портретов священников. Выставка "Преодоление: русская церковь и советская власть". Фото А. Загуляева
Общество потребления не принимает этот подвиг
Почему это происходит, почему общество пока не хочет знать о жертвах репрессий? Кандидат исторических наук, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Церкви, ведущий спецкурса «Новомученики и исповедники Российские» протоиерей Александр Мазырин считает, что общество, зараженное культом потребления, слабо воспринимает к подвигу новомучеников: «Традиционный способ отмечать места памяти мучеников – это строить в их честь храмы. Точное число храмов мне не известно. Но по ощущениям, почти в любой епархии, где мне доводилось бывать, храмы или часовни в честь новомучеников обычно уже есть. Так что нельзя сказать, что память новомучеников не хранится. Трагедия новомучеников, трагедия Русской Церкви неразрывно связана с трагедией всей страны. Большинство пострадавших за веру в ХХ веке – это простые русские крестьяне, подвергшиеся коллективизации, раскулачиванию, выселению. Экспонат музея в Катыни. Спецсообщение УНКВД Западной области о фактах контрреволюционных проявлений. Как следует из сообщения, контрреволюция заключалась в том, что крестьянин Смирнов вспахал пол гектара приусадебного участка, впрягшись в плуг вместо лошади. Плугом управляла жена
Это часть истории нашего народа, нашего Отечества. Десятилетиями эта история преподносилась в искаженном виде, поэтому росли поколения, которые были воспитаны на советской лжи. Сейчас у этих советских людей выросли дети, и их уже мало интересуют события 70-80 летней давности. И вообще те настроения, которые доминируют в обществе, не очень располагают к углублению в печальные страницы прошлого. Люди настроены на получение чего-то легкого и приятного. Тот культ потребления, который насаждается, в корне противоречит ценностям, за которые умирали наши новомученики. Зараженное культом потребления общество оказывается слабовосприимчивым к подвигу тех, благодаря кому народ наш выстоял и сохранил совесть и достоинство хотя бы в каком то виде».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
Городской старец Городской старец — так называли современники отца Алексия Мечева, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве рождается приходская община, похожая на первоапостольские. Завет отца Алексия был один: делать свое дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему. И Бог Сам разберется с катаклизмами.
Дети русской эмиграции о революции 1917 года Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.
«Коммунарка»: совхоз смерти Сколько человек было расстреляно на бывшем спецобъекте НКВД и даче наркома Ягоды не знает никто. Сегодня здесь находится подворье Новоспасского монастыря, самого обращенного в расстрельную тюрьму всего лишь через три месяца после революции. И сегодня, в день памяти жертв репрессий, и каждый день его насельники молятся за всех погибших – правых и неправых
Подвиг аполитичного митрополита 13 августа 1922 года где-то под Ленинградом был расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Его смерть стала зловещим символом кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, которая была начата большевиками в 1922 году.
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Предел компромисса. Как было получено заявление о лояльности патриарха Тихона советской власти 27 июня 1923 года газета «Известия» опубликовала заявление патриарха Тихона, в котором тот заявляет, что больше не является врагом советской власти. Короткий текст, написанный святителем Тихоном 16 июня 1923 года под беспрецедентным давлением власти, стал основой для долгой дискуссии между представителями РПЦ МП и РПЦЗ, считавшей все выступления патриарха Тихона после 1922 года вынужденными и необязательными к исполнению.
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
"Отцы Поместного собора 1917-1918 года": икона объединения На уникальной иконе представлены и иерархи, поддерживавшие Патриаршую Церковь, и деятели РПЦЗ, и деятели «правой оппозиции» митрополиту Сергию и святой единоверец, в ХХ веке служивший по дониконовским обрядам. За каждым образом стоит яркая история мученичества и исповедничества, которую нельзя забыть.
Неудобные святые: память о новомучениках мешает строить рай в коттедже Что мы знаем о новомучениках Российских, ровесниках наших дедов и прадедов, которые предпочли скорее умереть, чем отказать от того, чем мы иногда не очень дорожим? Как храним их память? Потомок новомученика протоиерей Кирилл КАЛЕДА считает, что современному обществу память о новомучениках крайне неудобна
Тюрьма новомучеников В Бутырской тюрьме 434 камеры. Во времена гонений на Церковь они были заполнены осужденными за веру -- новомучениками и исповедниками. Почти в каждой камере жил и молился святой угодник Божий. Далеко не всякий монастырь может похвастаться таким количеством святых, живших в его кельях! О том, как сегодня почитают святых бутырских узников, в репортаже «НС».
Cвященноисповедник Афанасий (Сахаров): когда время не имеет значения Службу Всем святым в земле Русской просиявшим составил священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Его собственная жизнь -- тюрьмы, ссылки, уход в катакомбы и воссоединение с Московской Патриархией в 1945 году, -- пример того, какими сложными путями Бог ведет человека к святости
Патриарх Алексий I: Мне всегда отвратительна революция Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения патриарха Алексия I (Симанского). Переживший крушение того мира, который он любил, великий иерарх, тонкий политик и дворянски сдержанный аристократ, он был очень закрытым человеком. Публикуем фрагмент одного из его писем духовнику, которое проясняет, как он относился к революции: и к октябрьской, и к февральской. Письмо написано через 3 дня после октябрьских событий
Диоклетиан: гонитель Церкви, спасатель империи 20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан. Его гонения на Церковь были последней попыткой уничтожить христианство. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть, как св. Константин Великий сделал христианство религией не только терпимой, но и предпочитаемой самим «кесаревым домом».
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.