27 июня 1923 года газета «Известия» опубликовала заявление патриарха Тихона, в котором тот заявляет, что больше не является врагом советской власти. Короткий текст, написанный святителем Тихоном 16 июня 1923 года под беспрецедентным давлением власти, стал основой для долгой дискуссии между представителями РПЦ МП и РПЦЗ, считавшей все выступления патриарха Тихона после 1922 года вынужденными и необязательными к исполнению. Время показала односторонность этого подхода, а само послание святителя Тихона «из уз» — тот предел личного компромисса, на который был готов пойти святой первоиерарх ради спасения Церкви, считает историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ.
1923 год. Народ встречает освобожденного Патриарха Тихона
«Заявление в Верховный суд РСФСР» стало итогом многомесячного судебного разбирательства, в ходе которого патриарха неоднократно обвиняли в контрреволюционной деятельности. С точки зрения большевиков, патриарх Тихон стал «преступником» еще за несколько лет до того момента, как Поместный собор 1917-1918 годов избрал его первым предстоятелем Церкви после двухсотлетнего перерыва. В деле святителя Тихона новая власть в качестве вещественного доказательства использовала надпись с упоминанием черносотенцев на деревянном блюде, на котором еще до 1917 года ему поднесли хлеб-соль.
Следующим «прегрешением» святителя Тихона стал сам факт его избрания на Поместном соборе. В обвинительном заключении по делу патриарха, составленном в начале апреля 1923 года, анализировался сословный состав Поместного собора и делался вывод о том, что патриарх Тихон был ставленником монархистов, помещиков и графов. Иными словами, предстоятель Церкви был виноват перед советской властью еще до того момента, как она появилась на свет.
Непосредственным же поводом для обвинений в контрреволюции и попытках свержения новой власти стали послания патриарха Тихона 1918-1919 годов, а также его позиция в ходе кампаний по вскрытию мощей и изъятию церковных ценностей.
В «Постановлении временно исполняющего дела следователя по важнейшим делам Верховного Суда РСФСР Я. С. Агранова по обвинению Патриарха Тихона» от 13 марта 1923 года вся деятельность патриарха с момента его избрания объявлялась преступной и направленной на свержение власти:
«Данными дела гр. БЕЛЛАВИН (в цитатах сохраняется орфография подлинника -А.З.) Василий Иванович изобличается в том, что он, поставив своей целью оказание содействия буржуазии, свергнутой Октябрьской Пролетарской Революцией и лишенной политического и экономического господства в России, в ее борьбе против рабочих и крестьян и завоеванной ими власти Рабоче-Крестьянских Советов, и действуя по соглашению с членами так называемого Святейшего Синода Российской православной церкви, в период времени с 1917 по 1922 год, пользуясь в достижение указанной цели, как представитель культа в глазах несознательных, еще неосвободившихся от религиозных предрассудков, масс, религиозным влиянием, направлял свою деятельность на возбуждение верующих масс против мероприятий Советской Власти с одной стороны, и на поддержание контр-революционных выступлений на территориях, захватываемых контр-революционными силами с другой стороны».
Постановление, написанное следователем Аграновым, показывает, что большевики рассматривали Церковь лишь в качестве политической организации, которая желает восстановить монархию. Куда более откровенно об этом писали руководители советского государства Ленин и Троцкий, и начальник VI управления ОГПУ Евгений Тучков, который был главным исполнителем политической воли большевиков в отношении Церкви. Эти люди рассматривали любые действия иерархов и духовенства как политические жесты. .
В разгар кампании по вскрытию мощей предстоятель Церкви рассылает письмо епископам с целью убрать из рак посторонние предметы, чтобы не смущать верующих. (Иногда мощам с помощью различных подставочек и тюфячков придавался вид целого человеческого тела. С этим боролись еще в XVIII веке специальным распоряжением Синода, но все равно забота о виде святых останков иногда переходила разумные пределы. Кроме того, в народном сознании мощи часто ассоциировались с полным нетлением тел праведников, а не с их костями, что значит это слово в переводе со славянского языка. Патриарх Тихон в своем послании попросил епископат и духовенство привести мощи в достойный вид в полном соответствии с церковными канонами.) Следователь интерпретирует этот внутрицерковный документ как желание «гр. Беллавина» скрыть от народа «вековой поповский обман».
28 февраля 1922 года патриарх Тихон выступает с обращением и не благословляет отдавать властям священные сосуды, предназначенные для богослужения. Большевики тут же обвиняют святителя в призывах к кровавым беспорядкам и перекладывает на него ответственность за действия верующих, защищавших святыни ценой собственной жизни.
До нас дошли протоколы допроса святителя Тихона, и они дают почувствовать весь трагизм происходящего. Обвинитель последовательно ставит патриарха в безвыходное положение: сперва говорит о том, что церковные каноны разрешают передавать сосуды на нужды голодающих и для выкупа пленных, забывая при этом маленькую деталь – это возможно лишь при исчерпании всех других возможностей. Затем следователь напоминает, что по советским законам все имущество Церкви принадлежит народу, и власть не обязана спрашивать разрешение у патриарха или верующих на изъятие ценностей. Святитель Тихон вынужден согласиться с этими доводами, но подчеркивает, что он действовал по церковным канонам и признавал советские законы лишь до той поры, пока они не противоречат христианскому благочестию и пастырскому долгу.
С каждым последующим допросом давление на святителя Тихона усиливается, и он признает, что нарушал советские законы, но делал это неумышленно. Все это дотошно фиксирует пространное обвинительное заключение, и предстоятелю Церкви грозит расстрел, но в последний момент большевики просто «откладывают процесс на некоторое время», оставляя патриарха под арестом.
В этих условиях святитель пишет обращение, в котором признает обвинения и просит власти о помиловании:
«Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивнаго состояния временами переходила к активным действиям, как то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же году Власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922. Все мои антисоветския действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность я раскаиваюсь в этих проступках против государственнаго строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, т. е. освободить меня из под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской Власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».
Обращение патриарха Тихона в Верховный суд - не просто формальное условие его освобождения, а попытка властей окончательно дискредитировать предстоятеля Церкви. Еще в мае 1923 года обновленческий «собор» лишает «гр. Белавина» сана и монашества, причем делает это исключительно по политическим мотивам. Обновленцы называют себя единственной церковью, власть активно им в этом помогает, а святитель Тихон находится под арестом и фактически переписывает резюме своего обвинения. Евгений Тучков мог быть очень довольным – фактически это он был автором заявления, а патриарх лишь переписал его на бумагу. Для любого человека, знакомого с посланиями святителя Тихона, очевидно, что это не его стиль, не его слова, но лишь формальное повторение текста, который вписывают в протоколы допроса следователи. При этом патриарх Тихон, разумеется, никогда не состоял ни в каком контрреволюционном заговоре. Он лишь указывал на недопустимость гонений на Церковь и осуждал конкретных исполнителей гонений.
Вскоре после выхода на свободу святитель Тихон обратится к народу с посланием, в котором призовет к борьбе с обновленчеством и вновь повторит, что хотя не является врагом советской власти, но и не стремится стать ей другом, как это пытаются делать «живоцерковники». Верующие не отшатнулись от своего патриарха, и святитель Тихон еще почти два года управлял Церковью, пользуясь всенародной любовью.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Городской старец Городской старец — так называли современники отца Алексия Мечева, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве рождается приходская община, похожая на первоапостольские. Завет отца Алексия был один: делать свое дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему. И Бог Сам разберется с катаклизмами.
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
"Отцы Поместного собора 1917-1918 года": икона объединения На уникальной иконе представлены и иерархи, поддерживавшие Патриаршую Церковь, и деятели РПЦЗ, и деятели «правой оппозиции» митрополиту Сергию и святой единоверец, в ХХ веке служивший по дониконовским обрядам. За каждым образом стоит яркая история мученичества и исповедничества, которую нельзя забыть.
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Тюрьма новомучеников В Бутырской тюрьме 434 камеры. Во времена гонений на Церковь они были заполнены осужденными за веру -- новомучениками и исповедниками. Почти в каждой камере жил и молился святой угодник Божий. Далеко не всякий монастырь может похвастаться таким количеством святых, живших в его кельях! О том, как сегодня почитают святых бутырских узников, в репортаже «НС».
Cвященноисповедник Афанасий (Сахаров): когда время не имеет значения Службу Всем святым в земле Русской просиявшим составил священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Его собственная жизнь -- тюрьмы, ссылки, уход в катакомбы и воссоединение с Московской Патриархией в 1945 году, -- пример того, какими сложными путями Бог ведет человека к святости
Патриарх Алексий I: Мне всегда отвратительна революция Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения патриарха Алексия I (Симанского). Переживший крушение того мира, который он любил, великий иерарх, тонкий политик и дворянски сдержанный аристократ, он был очень закрытым человеком. Публикуем фрагмент одного из его писем духовнику, которое проясняет, как он относился к революции: и к октябрьской, и к февральской. Письмо написано через 3 дня после октябрьских событий
Святой узник: фоторепортаж из кельи патриарха Тихона 18 ноября Церковь вспоминает избрание свт. Тихона (Белавина) на патриаршее служение. Мало кто знает, но в Москве существует келья-музей первого после двухсотлетнего синодального перерыва российского патриарха. Эта келья расположена в Донском монастыре, где с 1922 года почти до самой смерти под стражей содержался святитель Тихон.
Матронушка: народная святая 2 мая Церковь празднует день преставления святой блаженной Матроны Московской. Матрона Дмитриевна Никонова, ставшая в конце девяностых одной из самых почитаемых в России святых, провела всю свою жизнь в скитаньях по чужим квартирам и домам, а скончалась в подмосковном городке Сходня в 1952 году. Наш корреспондент побывал в Сходне, а в Москве посетил мощи святой Матроны
«Коммунарка»: совхоз смерти Сколько человек было расстреляно на бывшем спецобъекте НКВД и даче наркома Ягоды не знает никто. Сегодня здесь находится подворье Новоспасского монастыря, самого обращенного в расстрельную тюрьму всего лишь через три месяца после революции. И сегодня, в день памяти жертв репрессий, и каждый день его насельники молятся за всех погибших – правых и неправых
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Неудобные святые: память о новомучениках мешает строить рай в коттедже Что мы знаем о новомучениках Российских, ровесниках наших дедов и прадедов, которые предпочли скорее умереть, чем отказать от того, чем мы иногда не очень дорожим? Как храним их память? Потомок новомученика протоиерей Кирилл КАЛЕДА считает, что современному обществу память о новомучениках крайне неудобна
Петушки. Музей святителя и исповедника Афанасия (Сахарова) Город Петушки известен многим по бессмертной книге Венедикта Ерофеева. Для православного паломника этот, похожий более на село, чем на город, населенный пункт связан с именем Ковровского епископа, святителя и исповедника Афанасия (Сахарова), составителя службы всем святым, в земле Российской просиявшим
Дизайнер выставки о гонениях на Церковь: главное – идея света и узкого пути в Царствие Божие В Римини прошла выставка «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», подготовленная ПСТГУ. У экспозиции был интересный дизайн: современный и лаконичный. Черное и белое, геометрия, сложный свет и игра шрифтами. Рассказывает автор – арт-директор студии PanicDesign Алексий Чекаль. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Подвиг аполитичного митрополита 13 августа 1922 года где-то под Ленинградом был расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Его смерть стала зловещим символом кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, которая была начата большевиками в 1922 году.
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
В Эмиратах не поддержали призыв разрушать церкви На днях верховный муфтий Саудовской Аравии призвал разрушить все церкви в странах Залива. Мы спросили у настоятеля православных храмов в Иране и ОАЭ игумена Александра (Заркешева) – поддерживают ли это заявление рядовые граждане
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.