Осенью этого года на Валааме, впервые после 94-летней паузы в храмовом строительстве «Северного Афона», на месте бывшего кирпичного завода был построен и освящен новый Свято-Владимирский скит. По словам автора проекта, главного архитектора Товарищества реставраторов Андрея АНИСИМОВА, они решали сложную задачу: старались вписаться в архитектурную эклектику Валаама и продемонстрировать настоящий русский стиль.
Первые монастыри скитского типа были основаны в Египте в конце IV века учениками преподобного Антония -- святым Аммоном и преподобным Макарием Египетским. Согласно описанию пресвитера Руфина (70-е годы IV века), монашеская жизнь в Пустыне келий -- свое название получила из-за множества рассеянных по пустыне келий -- была организована достаточно аскетично, туда удалялись только те, кто приготовился к уединению. Отшельники жили по одному в келье, на большом расстоянии друг от друга. Только по субботам и воскресным дням они встречались в храме. На расстоянии суточного пути от Пустыни келий находилась местность, называемая Скит (от коптского Schiet, что значит «пространная равнина»). Монастырь, основанный здесь в IV веке преподобным Макарием Великим, получил такое же название. Впоследствии подобные ему по укладу жизни и духовному строю монастыри стали называться скитами. Позже скиты стали строить в тех монастырях, которые сильно разрастались, чтобы сохранить возможность уединения для братии. Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами. Всесвятский скит на Валааме тоже очень аскетичный, закрытый, например, женщин туда не пускают.
Раньше на Руси храмы строились десятилетиями: сначала сам храм, а потом к нему пристраивались приделы, гульбища (крытые галереи), колокольни, звонницы. Наш Свято-Владимирский скит тоже разрастался постепенно, но только в процессе проектирования. Изначально в скиту предполагалось построить один храм, рядом -- отдельно -- братский корпус и трапезную. В процессе работы над эскизами в планах наместника Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия появились еще два придела, музей, иконописная мастерская и крестильня.
Тогда мы решили собрать все это в единый ансамбль -- как в традиционном северном доме. Там все функциональные части дома, кроме пожароопасной бани и отдельно стоящего амбара (чтобы не голодать в случае пожара), находятся в одном помещении. Климат обязывал людей так строить. И мы дерзнули и сделали скит единым комплексом -- городом под крышей, который внутри соединен проходами.
В Свято-Владимирский скит вошли: Патриаршая резиденция, три храма -- Свято-Владимирский, торжественный, но без излишеств, храм мученицы Людмилы (домовый храм Патриаршей резиденции) и храм Всех Святых, аскетичный, для братии, -- а также крестильня, братский корпус, музей, иконописная мастерская. Жить в скиту будут монахи-иконописцы. Все строительство у нас заняло два года.
Весь комплекс скита можно обойти семью или десятью разными путями, не выходя на улицу. При этом все удачно разделено: паломники не мешают братии, братия не отвлекается на паломников. Паломники проходят в музей, не попадая на территорию резиденции, по лестнице внутри колокольни поднимаются наверх в Свято-Владимирский храм, из окна гульбища видят резиденцию и потом по другой лестнице покидают этот храм. Братский корпус также построен с той целью, чтобы сохранить возможность уединения для монахов. Всесвятский храм -- только для иноков, даже в хоре там поют насельники скита. А Свято-Владимирский -- парадный, для праздников и торжественных случаев. На Валааме мы также впервые попробовали себя как дизайнеры облачений для певчих.
Мы хотели показать достоинства почти забытой русской храмовой архитектуры. Уже в XVII веке сложилось мнение, что древняя русская архитектура уступает европейской. Вот немцы, итальянцы, говорили, это да, красота! А наши, темные, не умели так строить! И русские зодчие начиная с XVII века стали перенимать позднюю обмирщенную Европу. И не только новое строили в таком стиле, но и старое ухитрились переделать. Например, Соловецкий монастырь в XIX веке полностью перестроили. Все деревянные дома и храмы Русского Севера, включая Кижи, обшили доской, нарисовали кирпичики, крыши накрыли железом, раскрасили. Получилось жалкое подобие каменного Петербурга. Думаю, это не вина архитекторов, а беда того времени. Многие, кстати, считают Валаам жемчужиной северного русского стиля. Конечно, Валаам -- жемчужина Севера, только русский стиль здесь ни при чем. Русский Север -- это деревянные храмы в Карелии, Архангельской и Вологодской области XV-XVII веков. Таких шатровых деревянных храмов больше нет нигде. А каменные храмы Пскова и Новгорода (XII-ХIII века) -- это уже продолжение византийской традиции, Валаам же выстроен в разных стилях. Есть прекрасные неорусские образцы, например шатровый храм Никольского скита, Смоленский скит построен в стиле русского модерна, центральный Преображенский собор -- в византийском, в архитектуре скитов виден поиск нового русского стиля.
Проектируя новый скит, мы решили остановиться на сложной композиции, центром которой является шатровый храм. Для северной архитектуры это наиболее распространенное решение, а для Валаама во многом -- традиционное. Например, когда мы заходим на корабле в Монастырскую бухту, в первую очередь видим шатровый Никольский скит -- он стоит на обрыве мыса, который выходит в озеро. Также шатровые на Валааме Всесвятский скит и колокольня главного Преображенского храма. И эта архитектура совершенно органично вписывается в Валаамский ландшафт. Красиво смотрятся высокие шатровые храмы на фоне северной природы -- скал и сосен.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Архитектура храмов: новый аскетизм Современной альтернативой золотым куполам, мозаикам и латуни может стать храмы с минимальной отделкой и максимальной выразительностью форм и образов
Программа «200 храмов»: 3 года в цифрах и фактах Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».
Кто уничтожит Десятинный храм? В Киеве защищают знаменитую Десятинную церковь. Точнее ее фундамент, вокруг которого вот уже двадцать лет идут затяжные бои. Пока защитники старого Киева устраивают марши протеста, Украинская Православная Церковь (часть Московского Патриархата) инициирует конкурсы проектов по строительству нового храма на месте древнего фундамента. В борьбе участвуют и российские ученые, недоумевая, почему наша пресса не торопится бить тревогу – ведь под угрозой ключевой памятник для истории обоих народов.
Конфликт вокруг Кадашевской слободы: стиль барокко или «баракко»? Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТЫКОВ размышляет о сохранении исторической среды и памятников «Кадашевской слободы», а общественный эксперт Николай МАТВЕЕВ задает вопросы кандидатам в мэры Москвы
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Где было проще открыть храм: в СССР или в царской России? Сейчас много споров вызывает строительство новых храмов в Москве. Вспоминаем, какое сопротивление со стороны чиновников нужно было преодолевать верующим, чтобы построить храм не только в атеистическом СССР, но и в царской России.
Прот. Александр Салтыков: золотой телец вырос и превратился в бешеного быка Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Памятник против памяти Cуществует позднее предание, что апостол Андрей побывал на Днепровских высотах будущего Киева и дошел до севера, где со временем появился Новгород. И этот проект, очевидно, связан с намерением использовать исторически недостоверный материал для формирования ура-патриотической идеологии в духе тридцатых годов. Если современная Россия действительно жаждет величия, нам надо было бы сначала разобраться в своем ближайшем прошлом
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.