Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
- Со времени своего возрождения в 1992 г. Кадашевский приход ведет борьбу за выживание. Что происходит в Кадашах сегодня?
- Сегодня борьба продолжается. Люди, которые незаконно приобрели в собственность здания вокруг храма, потратили на это деньги и хотят вернуть их любыми способами. При Лужкове они хотели построить пять зданий, площадью 36 000 кв. м., но реализация этого противозаконного и антикультурного проекта натолкнулась на противостояние со стороны общества. В борьбу, кроме добровольцев, были втянуты какие-то мощные силы. То, что за этим стояли могущественные люди, можно судить, исходя из масштабов информационной поддержки. Это ведь не так просто - сообщать о Кадашах каждый день по телевидению. И хотя некоторые исторические задания были снесены, в результате Кадашевской битвы удалось добиться двух важных результатов - беззаконие было остановлено, а в Кадашах была утверждена граница территории храма-памятника, которую лужковское правительство никак не хотело утверждать. Смеем полагать, что конфликт в Кадашах был еще одним доводом в пользу отставки и самого Лужкова.
Теперь пришел другой мэр. Несомненно, что он поддерживает идею сохранения исторического центра. Однако именно в отношении Кадашевской слободы и некоторых других памятников уважаемый руководитель Москвы, по-видимому, вводится в заблуждение какими-то материально заинтересованными лицами. Это следует из того, что происходит вокруг Кадашей. Такое ощущение, что эти близкие к правительству Москвы силы буквально «подставляют» градоначальника. Активно поддерживается явно незаконное лужковское постановление о строительстве в Кадашах.
Непонятно, кто заставляет выпускать решения о продолжении работ. Владельцы собственности на охранной территории около Кадашей всеми силами пытаются протолкнуть этот проект.
Вначале, вскоре после конфликта, было принято решение рабочей комиссии при правительстве Москвы, в котором указывалась цифра новой площади застройки в 13 500 кв. м (но никакого официального постановления не было). Летом 2012 года было выпущено ППМ -264 , которое предписывает осуществление того же лужковского проекта застройки охранной зоны Кадашевской слободы, хотя этот проект не подготовлен. И в том же году - в декабре 2012 года было выпущено постановление ППМ-775, устанавливающее регламенты застройки с полным игнорированием охранной зоны, как храма, так и трех усадеб, находящихся в собственности инвестора, в которых ни слова не было о площади, но которые все же ограничивали строительство в квартале № 401 высотой 14 метров.
Но в этом, 2013 году, в марте было выпущено очередное постановление ППМ-172, в котором вновь утверждаются первоначальные объемы строительства в 36 000 кв.м. Наконец недавно, весной этого года, приход в целях реставрации затребовал кадастровую справку по кварталу № 401. Из нее мы вдруг узнаем, что и охранная зона, и даже территория памятника застраиваются зданиями общей площадью уже не 36 000, как при Лужкове, и не 13 000, а 23 500 кв. м., высотой от 2 до 6 этажей.
Выпуск пяти документов, которые противоречат один другому и законодательству, производит впечатление полной неразберихи в делах Московского правительства. Если бы решения такого низкого качества принимались в какой-нибудь фирме, то она бы давно обанкротилась. Невозможно понять ничего, ясно только одно - идет какая-то возня с протаскиванием незаконного строительства «Пяти столиц». Причем чиновничий аппарат не вникает в суть вопроса. Это хаос, который пугает не только тем, что нарушается закон, а просто тем, что это хаос.
Самого же проекта, без которого начало строительства невозможно, не существует, поэтому срок для его создания продлен до конца 2013 г. Осталось полгода до конца срока. Мы, верующие люди, молимся Богу, от Которого все зависит. Вместе с тем мы с интересом ждем, какие же еще постановления будут выпущены? Но очевидно, что при такой постановке дел они будут не более законны, чем предыдущие. Ясно, что инвестор хочет заработать деньги любым способом.
Считаю нужным заявить, что вся эта цепочка постановлений не делает предполагаемый проект сколько-нибудь законным. Мы обращаемся к уважаемому господину Собянину с убедительной просьбой обратить внимание на эту ситуацию и защитить храм и соседние усадьбы, находящиеся напротив Кремля, от недопустимой и незаконной застройки.
Господин Собянин активно поддерживает строительство новых православных храмов и, несомненно, он защитит и древние храмы.
Но это не все. Важным фактором для принятия решения по Кадашам является то, что храм находится в низине, в болотистой местности. На берегу напротив храма находится знаменитая теперь Болотная площадь. Храм построен на насыпных грунтах, под которыми проходят потоки грунтовых вод. Поэтому опорные стены высотных зданий, тем более, глубинные котлованы, непременно затронут водоносные слои. Учитывая, что древний храм находится в аварийном состоянии (несмотря на то, что в прошлом году мы активно укрепляли фундаменты), высотное строительство и глубокие котлованы, по мнению экспертов, могут привести к физическому разрушению храма – памятника в Кадашах.
По нашим сведениям, застройщики уверяют чиновников, что они получат положительное заключение на строительство от каких–то своих экспертов. Мы знаем, что эксперты уже разрешили строить на охранной зоне, вопреки законодательству, и мы вполне допускаем, что найдутся эксперты по геогидрологии, которые также разрешат любое незаконное строительство. Это в порядке вещей, но мы не оставим такие решения в тайне, а будем предавать их гласности.
Храм Воскресения Христова в Кадашах
- Что можно сделать, чтобы снова прекратить нарушение закона и вернуть ситуацию в Кадашах в законное русло?
- Многие люди возмущены тем, что происходит, и многократно обсуждали вариант подачи в суд. Но ни один юрист не решается это сделать, опасаясь давления капитала.
- Какого характера может быть это давление?
- Давление бывает двояким: это могут быть, грубо говоря, взятки, а может быть угроза. Мы не знаем, какие средства применяются к экспертам и чиновникам, которые должны вынести постановления, угодные дикому капиталу.
- Как должна была бы идти регенерация территории вокруг храма по закону?
- Закон запрещает новое строительство на охранных зонах, поэтому в Кадашах возможна только регенерация, то есть восстановление того, что там сохранилось, в тех же самых объемно-пространственных характеристиках, то есть здания должны быть восстановлены в точно тех формах и на тех же местах, в каких они были когда–то построены. Но бизнесмены и платные эксперты играют в какую-то игру, подменяя понятия – говоря, что нового строительства они не ведут, а занимаются "регенерацией", "реновацией", "реконструкцией" и произносят другие красивые слова. В этой игре без правил обсуждается терминология, а не то, что стоит за словами, не говорится о фактическом материале - о планах, конфигурации, размещении строений.
Регенерация возможна на различные исторические срезы. В нашей ситуации, современная охранная зона памятника в 1900 годы была застроена зданиями фабрики ее владельцем Григорьевым. Сами по себе те здания не обладают высокой архитектурной ценностью, хотя они стали исторически ценными. Эти здания были снесены в 2000-х годах под незаконным предлогом их обветшания, что, якобы, их можно только снести. Дом дьякона тоже был снесен решением т.н. «сносной комиссии», которая объявила, что его нельзя даже регенерировать. Дом дьякона был снесен, хотя он был в очень хорошем состоянии, на фото и видео видно, что это крепкое задние, которое с трудом ломает экскаватор. В прошлом году был представлен проект, содержащий идею регенерации снесенных фабричных зданий. Проект умалчивает, кто и почему их снес - просто «исчезли здания, а мы их регенерируем». Интересно – кто сносил, тот их регенерирует. Спрашивается - зачем их сносил инвестор? Ясно, что это обычное новое точечное строительство – здания на новых местах, с новыми габаритами, несущие только отдельные элементы стилистики фабричной застройки.
В правовом отношении общественники и юристы сталкиваются с интересной ситуацией. Когда градозащитник жалуется в суд на нарушение закона об охране памятников, то судья задает вопрос: «Как задеты ваши личные интересы? Вы здесь живете, вы имеете собственность»? - «Нет, не живу, собственности не имею».- «Тогда в чем затронуты ваши интересы? А, памятник культуры? Обращайтесь в соответствующие организации, которые занимаются охраной памятников». И борец за справедливость не знает, что сказать. Потому что, якобы, невозможно описать, как затронуты личные интересы. На самом деле этот вопрос не правомочен. Мои интересы затронуты тем, что нарушается закон. Нарушение закона - есть нарушение общего интереса, и моих, и господина судьи, и бедных инвесторов, и общества. Закон существует для защиты общих интересов. Однако судьи не хотят рассматривать их.
Кроме этого, памятники, которые разрушены, или которые готовится к уничтожению, принадлежат мне, как члену общества. Если здание объявлено ценным сооружением - тем более, если это памятник - то оно объявлено ценным именно для общества, поэтому, в том числе, и для меня лично. Поэтому, когда спрашивают, чем задеты мои интересы, то я отвечаю, что задеты мои интересы не как собственника, а как члена общества, а вы, господин судья, дрожите за свои непонятные интересы, потому и задаете мне такой некорректный вопрос. В силу этих причин никто не решается взяться за доведение дела до суда. Поэтому в Кадашах сложилась ситуация, когда закон нарушается, а подать в суд некому.
Раз инвестор снес фабричную застройку, то зачем ее заново возводить в центре Москвы?! Нужно вернуться к дофабричной застройке. Ранняя застройка - это усадьбы Макаровых-Григорьевых, Петровых-Оленевых и Дом дьякона. Три усадьбы, которые следует сохранить и восстановить утраченные элементы, наделить, по требованию закона охранными зонами, посадить деревья и устроить социальные учреждения – детские, молодежные, устроить зону отдыха. Центр задыхается, летом дышать нечем, поэтому нужно создавать зеленые участки.
Между тем у инвесторов появились защитники, которые спрашивают: «Что же делать бедному инвестору, который пострадал и истратил на снос 70 млн долларов»? Для каждого, знакомого со строительством, ясно, что это невероятная для сноса сумма, на нее можно было бы не только снести все вокруг храма, но и построить здесь целый небоскреб. «О бедном инвесторе замолвите слово!» - Мы уже много раз говорили, что «бедному инвестору» любящее Правительство Москвы должно выделить в новой «большой» Москве любое количество гектаров, и пусть он там реализует любые строительные амбиции.
Вопрос здесь касается не только нашего храма и расположенных усадеб. Речь идет о принципиальном положении – не работает закон об охране памятников. Вместе с тем, игнорирование любых законов является признаком нарастающего хаоса, и, с одной стороны - деспотии, с другой стороны - развала. Общество заинтересовано в том, чтобы законы исполнялись, и никто не должен равнодушно относиться к нарушению любых действующих законов. А если они не соблюдаются, то общество обязано требовать соблюдения законов со стороны любых чиновников.
При этом мы уверены, что нынешний мэр, который еще очень короткое время находится на своем посту, несомненно, способен осуществить грандиозные задачи, стоящие перед ним и в том числе, мы надеемся, что господин Собянин наведет порядок на берегах Москвы реки, - в первую очередь, я имею в виду Кадаши.
- Каковы духовные мотивы поступков инвестора, с вашей точки зрения, как священника?
- Здесь тот корень зол, о котором говорит апостол Павел - это сребролюбие. Когда человек теряет веру в истинного Бога, на святое место появляется много претендентов, одним из которых является всем известный золотой телец, упоминаемый в Библии. С тех древних времен телец вырос и превратился в разъяренного бешеного быка, который все сносит на своем пути. Остановить золотого быка сегодня труднее, чем в библейские времена. У него прорастают рога и клыки дракона. И он стремится и обществу и государству диктовать свои правила, которые не являются разумными и общеполезными. Надеемся только на помощь Божию.
Хотел бы я, чтобы случилось чудо: уважаемые владельцы собственности в квартале 401 как-нибудь сами пришли бы в Кадашевский храм и убедились бы, что есть вещи ценнее денег. На их глазах появились бы слезы покаяния, они отказались бы от своих противозаконных проектов поставить под угрозу существование исторических памятников и самого храма и с облегченных сердцем вступили бы на новый путь своей жизни…
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Конфликт вокруг Кадашевской слободы: стиль барокко или «баракко»? Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТЫКОВ размышляет о сохранении исторической среды и памятников «Кадашевской слободы», а общественный эксперт Николай МАТВЕЕВ задает вопросы кандидатам в мэры Москвы
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
Как устроен храм: Царские врата Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Где было проще открыть храм: в СССР или в царской России? Сейчас много споров вызывает строительство новых храмов в Москве. Вспоминаем, какое сопротивление со стороны чиновников нужно было преодолевать верующим, чтобы построить храм не только в атеистическом СССР, но и в царской России.
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Как устроен храм: купол и крест Видя здание с куполом, над которым возвышается крест, мы сразу понимаем, что это храм. Золотые главки видны издалека. Когда появились купола и для чего они, объясняют преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Программа «200 храмов»: 3 года в цифрах и фактах Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Как устроен храм: акустика и место для хора Услышать, что поет хор во время службы… Можно для этого купить в церковной лавке книги с текстами служб. Но носить их и шуршать страницами на службе неудобно. О прихожанине может позаботиться тот, кто проектирует храм, и тот, кто руководит хором. Об акустике и месте хора в храме рассказывают игумен ПЕТР (Мещеринов), насельник Данилова монастыря (Москва), руководитель Московских православных регентских курсов Евгений КУСТОВСКИЙ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Защитники старой Москвы отвоевали Белый город 26 июля руководитель Департамента культурного наследия города Москвы представил журналистам градостроительный регламент призванный защитить архитектурный ансамбль внутри Бульварного кольца
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Гаражи против храма В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.