Во время конференции «Богословие образа, литургические искусства и новые технологии», состоявшейся 29 сентября в культурном центре «Покровские ворота», завязалась оживленная дискуссия на тему, каким должен быть храм будущего. Несколько участников предложили как альтернативу «тиражированию в сто первый раз церкви Покрова на Нерли», сусальному золоту и грубым мозаикам храмы с минимальной отделкой и максимальной выразительностью форм и образов.
Открывая конференцию, ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин с горечью заметил: «Строятся тысячи храмов, но никакого обобщения опыта не произошло. Если мы говорим и об архитектуре, и о церковных искусствах в целом — мы не перешагнули рубеж XXI века. Мы находимся в прошлом, может быть, немножко осознаем настоящее, но, безусловно, не видим будущего». Между тем, к примеру, лицо церковной Москвы уже через 5-10 лет радикально изменится вследствие строительства 200 храмов по специализированной программе. «Самосознание москвичей будет во многом связано с тем, как будут вписаны храмы в спальных районах», – напомнил Чапнин.
По мнению ряда участников конференции, новым словом в архитектуре храмов должно стать широкое использование природные материалов и света, смелость архитектора, не боящегося резкости, даже нарочитой грубости форм, которая призвана стать свидетельством нового аскетизма, идущего на смене увлечению пышными формами, характерному для перового времени восстановления церковной жизни.
Так священник Константин Камышанов, архитектор по образованию, отмечает: «Многие уверены, что древнерусская архитектура храмов неприкосновенна. К ней относятся, как к пин-коду: введем правильный код, будет Литургия».
Он полагает, что сегодня в храм приходит много народа и традиционное решение пространства – четверик и трапезная – становится неудобным: не все прихожане видят богослужение, в праздничные дни молящиеся стоят плотной стеной и невольно слышат исповедь, в храме бывает душно.
Отец Константин, только в Рязани построивший 11 храмов по собственным проектам, уверен, что наиболее актуальной темой для церкви будущего станет работа архитектора с пространством и в особенности со светом, которую он сравнивает с искусством иконописца создавать объем на иконе при помощи пробелов или золотого ассиста.
Основатель галереи христианского искусства «Феофания» Константин Бенедиктов предлагает создавать в подвальных помещениях храмов приделы-крипты, в память о новомучениках. В них могут быть устроены баптистерии. В приделах можно оставить голую кирпичную стену, даже без штукатурки и создавать интерьер, напоминающий с одной стороны о римских катакомбах, в которых собирались на Литургию первые христиане, а, с другой стороны, о современном «лофтовом» пространстве.
Член правления благотворительного фонда прп. Серафима Саровского Дмитрий Сладков привел пример храмов в пещерах отшельников в Крыму и в Греции. Часто в его помещении даже нет иконостаса, либо установлен примитивный деревянный каркас, в который помещены несколько икон, а жертвенник и престол закреплены на задней стене пещеры. Форма стен в таком храме – причудливый изгиб камня.
Он вспомнил, что наиболее сильное молитвенное чувство испытывал в конце 1980-х во время богослужения в храмах, которые только поднимались из руин. Казалось бы, окон нет, на стене закреплены бумажные иконы, щели заделаны фанерой, надписи на стенах, а молитва шла гораздо лучше, чем сейчас среди золота и лепнины. И дело было не только в общем энтузиазме первых лет открытого исповедания веры, но и в том ощущении подлинности старых стен, в которых возрождается церковная жизнь. В примитивных иконах, в бедности было больше естественности и, возможно, подлинного, а не надуманного аскетизма.
Во время второй части конференции, посвященной убранству храмов, заведующий кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Шеко также обратилась к теме аскетизма. Она привела яркий пример резкого несоответствия архитектуры храма и его интерьера: церковь в честь священной горы Голгофа в районе Лесной Городок Ленинска-Кузнецкого в Кемеровской области.
Форма храма напоминает усеченную пирамиду и повторяет вход в шахту. На вершине установлен поклонный крест к которому можно подняться по лестницам. Однако вход в храм представляет собой обычную одностворчатую дверь с раскладкой и латунной ручкой, а внутри храма установлен ажурный золотой иконостас в «софринском» стиле. Есть и противоположные примеры: например один из храмов в Сибири, устроенный в бывшей котельной, но в результате удачного архитектурного решения напоминающий пространство в стиле баухаус.
Поиск новых форм действительно важен для Церкви. Тем более, как отмечает Екатерина Шеко, у сегодняшних студентов гораздо больше источников информации, возможностей путешествовать и воочию видеть современную архитектуру, чем у их предшественников. Если не передать им вкуса к церковной архитектуры и традиции, то «через несколько от нее ничего не останется». Передача традиции возможна не только через учение– участники конференции высказались за усиление преподавания церковной архитектуры в профильных институтах, но и через литургическую жизнь в церкви.
Автор книги «Антиискусство», генеральный директор компании «Имидж дизайн групп» Андрей Яхнин вспомнил, как студентом МАРХи изучал церковную архитектуру. «Тогда я был еще не крещен и совсем далек от Церкви. И преподаватели у нас были прекрасные, и предмет они свой любили, но нам, будущим архитекторам и при этом атеистам, было непонятно, что и зачем мы изучаем. Было ощущение, что мы изучали мертвый, ушедший язык». Он пояснил, что «для человека, не имеющего личного литургического опыта, проектирование и строительство храма является мертвым занятием».
Конференция проходила в в рамках презентации первого номера журнала «Храмоздатель», ежекватрального приложения к «Журналу московской Патриархии». Как сообщает Сергей Чапнин, если первый номер был посвящен исключительно архитектуре, то в последующих большое внимание будет уделяться и убранству храмов, и литургическим искусствам. Тираж журнала составит 7-10 тысяч экземпляров. Часть тиража будет бесплатно распространяться среди храмов и монастырей, которые являются подписчиками ЖМП, часть среди экспертного сообщества. Также издание можно будет приобрести в специализированных магазинах издательства Московской Патриархии. Выступающие на конференции предложили создать при журнале экспертный центр и дискуссионную площадку по проблемам современной церковной архитектуры.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
На Валааме вырос город-скит Осенью этого года на Валааме, впервые после 94-летней паузы в храмовом строительстве «Северного Афона», на месте бывшего кирпичного завода был построен и освящен новый Свято-Владимирский скит. По словам автора проекта, главного архитектора Товарищества реставраторов Андрея АНИСИМОВА, они решали сложную задачу: старались вписаться в архитектурную эклектику Валаама и продемонстрировать настоящий русский стиль
Программа «200 храмов»: 3 года в цифрах и фактах Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».
Кто уничтожит Десятинный храм? В Киеве защищают знаменитую Десятинную церковь. Точнее ее фундамент, вокруг которого вот уже двадцать лет идут затяжные бои. Пока защитники старого Киева устраивают марши протеста, Украинская Православная Церковь (часть Московского Патриархата) инициирует конкурсы проектов по строительству нового храма на месте древнего фундамента. В борьбе участвуют и российские ученые, недоумевая, почему наша пресса не торопится бить тревогу – ведь под угрозой ключевой памятник для истории обоих народов.
Конфликт вокруг Кадашевской слободы: стиль барокко или «баракко»? Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТЫКОВ размышляет о сохранении исторической среды и памятников «Кадашевской слободы», а общественный эксперт Николай МАТВЕЕВ задает вопросы кандидатам в мэры Москвы
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Где было проще открыть храм: в СССР или в царской России? Сейчас много споров вызывает строительство новых храмов в Москве. Вспоминаем, какое сопротивление со стороны чиновников нужно было преодолевать верующим, чтобы построить храм не только в атеистическом СССР, но и в царской России.
Прот. Александр Салтыков: золотой телец вырос и превратился в бешеного быка Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Памятник против памяти Cуществует позднее предание, что апостол Андрей побывал на Днепровских высотах будущего Киева и дошел до севера, где со временем появился Новгород. И этот проект, очевидно, связан с намерением использовать исторически недостоверный материал для формирования ура-патриотической идеологии в духе тридцатых годов. Если современная Россия действительно жаждет величия, нам надо было бы сначала разобраться в своем ближайшем прошлом
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.