«…Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца».
Рассудительная трезвость последней строфы пушкинского «Памятника» как-то противоречит пафосу первых четырех четверостиший. В советских изданиях ее даже не всегда печатали, настолько он меняет смысл стихотворения. Описание масштабов своей известности Пушкин вдруг заканчивает констатацией того, что слава глупа. Хвалу уравнивает с клеветой.
Уличный памятник -- тем более серьезное испытание для имени того, кого он изображает. Одно дело жить в памяти благозвучным отрывком, и совсем другое -- опять оказаться среди прохожих. Отношения памятников с улицей всегда были непростыми. В прошлом как литературным героям, так и вполне реальным людям (например, князю Голицыну, из рассказа которого родился сюжет «Медного всадника»), бывало, снилось, что их преследует тот или иной каменный или металлический гость. В наше же время, которое боится всякого пафоса, с памятниками держатся запанибрата. Шемякинский Петр I вытерт до блеска туристами, полагающими удобным фотографироваться у него на коленях. Памятник Хо Ши Мину со скульптурой человека, встающего с колен, облюбовали подростки со скейтами. Своя независимая от литературы жизнь -- у бронзовых Пушкина, Гоголя, Грибоедова.
«Конечно, главный памятник Мандельштаму -- его стихи, -- говорит поэт Олег Чухонцев, председатель группы по увековечиванию памяти Мандельштама в Москве. -- И есть парадокс в том, что у самого московского поэта Бориса Пастернака памятника нет, а у самого бездомного -- Мандельштама -- он появился. Но я рад, что такой -- даже не просто памятник, а дворик этого поэта -- будет в Москве. Современное монументальное искусство часто недоброе, антигуманное, а этот маленький мемориал, сооруженный Дмитрием Шаховским и Еленой Мунц, -- продолжение человечной традиции в архитектурной истории Москвы. Столица сама себя уничтожает, но и сама себя возрождает».
Площадка с памятником приподнята ступеньками над улицей Забелина. Напротив -- дом 10 по Старосадскому переулку, где некогда поэт жил в квартире своего брата. Может быть, это временное пристанище он упоминал в стихотворении 1931 года:
«…Когда подумаешь, чем связан с миром,
То сам себе не веришь: ерунда!
Полночный ключик от чужой квартиры,
Да гривеник серебряный в кармане,
Да целлулоид фильмы воровской…»
«Это значимое в архитектурном и историческом смысле место в Москве. Не хотелось тут ставить очередного «мужика в пиджаке», -- объясняет свое решение автор памятника Дмитрий Шаховской. -- К таким фигурам в современном городе относятся как к муляжам, чучелам. В нашем проекте важны и сам бюст на стеле из неправильных кубов, и все пространство вокруг, вымощенное плитами».
На фото: О.Мандельштам в 1914 г. В этот период он писал: "Есть обитаемая духом / Свобода - избранных удел"
Это первая постоянная прописка Мандельштама в Москве, где он наездами прожил восемь лет. Ведь только он получил собственную квартиру -- его арестовали. Он искренне пытался совпасть со своим временем, и был им убит. Случалось, старался писать советские стихи, но то и дело срывался в свидетельства про «бесхлебный робкий Крым», про «кремлевского горца», про «куда как страшно нам с тобой».
Сама фонетика стихов Мандельштама обладает плотностью и пластикой глины. Он как никто умел передавать вещность, шероховатость, замечал «астраханскую икру асфальта» или что химеры на башне спорят -- «которая из них урод?». И постоянно говорил о невыразимом, незримом, пытаясь разорвать «трех измерений узы», камень -- сделать кружевом, слово -- вернуть в музыку.
Хоть Мандельштам и призывал в одном из московских стихотворений: «Смотрите, как на мне топорщится пиджак!» -- перевести это на монументальный язык было бы опасно для репутации поэта. Памятник Шаховского и не изображает поэта в какой-либо конкретный момент жизни, не пытается иллюстрировать его парадоксальные стихи, он предлагает обобщенный образ. И уже от прохожих на улице зависит, останется ли он безъязыким истуканом или превратится в обязательное напоминание о поэте, обидчивом, ершистом, смешливом, неимоверно гениальном. Ведь это «смертным власть дана любить и узнавать».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Откуда берется вдохновение Чтобы совершить научное открытие, создать шедевр, найти неожиданный выход, да просто написать хорошую статью, — необходимо вдохновение. Откуда оно берется? Что это — способность души или разума?
Осторожно: китайские иконы-подделки В Китае есть производства, которые штампуют православные кресты и иконы под греческие или российские. Своими впечатлениями от посещения такого предприятия делится руководитель иконного производства проекта «Символик» Кирилл Шумов. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Почему Маркес? Недавно вышли на русском мемуары одного из самых известных ныне живущих писателей — Маркеса. Роман «Сто лет одиночества» читал, наверное, всякий, кто хоть сколько-нибудь интересуется литературой. Абсолютно замкнутый, достоверный и одновременно фантастический мир, выстроенный колумбийцем, до сих пор пленяет новых и новых читателей. Черты этого мира явственно проступают и в мемуарной прозе Маркеса, что, как полагает Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН, сделает новую книгу бестселлером в России
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Икона и мир. Можно ли совместить канон с творчеством? Мы привыкли рассуждать об иконе с точки зрения святоотеческого богословия и иконописного канона. Но икона существует не только в церковном контексте, но и в культурном пространстве своего времени. Хотим мы этого или нет, современный мир не может не влиять на церковное искусство. А мы часто продолжаем говорить об иконе так, словно со времен Андрея Рублева ничего не изменилось
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
В «Дербеневке» учат делать писанки Художница из Киева показала, как правильно расписать писанки, традиционные пасхальные яйца Украины. Мастер-класс проходил в фольклорно-этнографическом центре «Дербеневка»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.