Есть ли у графоманов вдохновение? Как отличить подлинную поэтическую мысль от суррогата? Об этом — поэт Александр КУШНЕР:
— «Вдохновение — своего рода безумие», — говорил Цицерон. А Пушкин сказал, на мой взгляд, куда более точно, определив вдохновение как «расположение души к живейшему приятию впечатлений и соображению понятий, следственно, к объяснению оных». И еще добавил, что «вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии». Он вообще предупреждал о том, что не следует смешивать «вдохновение с восторгом». И пушкинское понимание вдохновения мне намного ближе. Цицерон, по-видимому, опирался на свой ораторский опыт: чтобы воздействовать на слушателя, тем более на толпу, требуется накал страстей, не столько разум, сколько неистовство или то, что в «серебряном веке» называли «экстазом». Ужасное слово!
Вдохновение поэта — это расположение души к поэтическому труду, это великая собранность мыслей и чувств, это сосредоточенность на поисках поэтического сюжета, это пристальность взгляда и готовность к точному выбору между подлинной поэтической мыслью и тем, что только прикидывается ею. Графоманы тоже испытывают вдохновение, а потом удивляются, почему их восторг не разделяют те, кто читает их стихи. Вот здесь уместно сказать об интуиции. Им, графоманам, помимо поэтических навыков и умения, которыми обладает настоящий поэт, не хватает еще именно интуиции, т. е. врожденного чувства, помогающего найти единственно возможный путь в лабиринте множества вариантов, в их путанице и переплетении. Поэт, как следопыт, как охотник, необъяснимо для себя, интуитивно находит единственно возможную для данного случая мелодию, единственно возможную поэтическую интонацию — и опирается при этом на всю мировую поэзию, как будто включает вилку в розетку, подключается к электрической цепи, по который идет ток высокого напряжения. И здесь, может быть, важнее всего оказывается помощь его предшественников в родной поэзии, тех, кто писал до него, их драгоценный опыт: он должен создать нечто новое, свое, опирающееся на сделанное до него и не похожее на то, что уже сделано.
Об опыте предшественников я сказал. Скажу еще о поэтическом языке. Поэтический язык — это высшее достижение родного языка, в нашем случае — русского языка, как будто специально созданного для стихов. Его падежные и глагольные окончания, его приставки и суффиксы (одно дело «нога», другое — «ножка» стола, одно дело «пыль», другое — «пыльца»), его словесные ударения, которые могут падать и на первый, и на второй и третий, и на самый последний слог, а могут быть вообще «беглыми», многовариантными, смещенными («На холмах Грузии лежит ночная мгла» (Пушкин), « В лазурные глядятся озера» (Тютчев), «Над лампой тихою подвешенный кружок / Вертится призрачною тенью» (Фет)… И, может быть, самое главное: свободный порядок слов в предложении, чего нет ни в английском, ни во французском: «Редеет облаков летучая гряда» (Пушкин), «Я берег покидал туманный Альбиона» (Батюшков), «Но страстно в сумрачную высь уходит рокот фортепьянный» (Анненский), «И тишину переплывает / Полночных птиц незвучный хор» (Мандельштам)… Вот почему наши регулярные размеры, двухсложные и трехсложные, не устарели, вот почему четырехстопный ямб и сегодня может показаться совершенно новым размером. «Мой дядя самых честных правил…» — разве это похоже, например, на такое четверостишие о стоге сена: «Он горько пахнул и дышал, / Весь колыхался и дымился. / Не знаю, как на нем лежал / Тяжелый Фет? Не шевелился?»
Может показаться, что я отклонился от темы, но это не так: все только что сказанное имеет прямое отношение к интуиции. И рифма тоже. Верлибр, вошедший в моду, отказывается от стиховой мелодии, ломится в открытую дверь, почти ничем не отличается от прозы. А рифма… какая это чудесная подсказка, счастливый случай! Благодаря ей стихотворение ветвится, уходит в неожиданную сторону, превышает замысел, оказывается непредсказуемым. «Милый, мертвый фартук / И висок пульсирующий. / Спи, царица Спарты, / Рано еще. Сыро еще…» (Пастернак). Страшно представить, что осталось бы от Пастернака, откажись он от рифмы! Рифма — великая спутница интуиции, одно из самых ярких ее проявлений.
Можно было бы, для пущей важности, вспомнить имена знаменитых философов, писавших об интуиции: Бергсон, Хайдеггер, Ясперс… Обойдусь без них, потому что поэзия — дело конкретное, живое, предметное, и вместо долгих рассуждений лучше всего ткнуть пальцем в стихотворную строку, в безошибочно выбранное поэтом слово.
Вдохновение, интуиция, владение стихом — это и есть талант. А талант, как известно, от Бога. Он (талант) или есть, или его нет; людей, обманувшихся насчет своего дара, неисчислимое множество, и они несчастны — поставили не на ту карту, выбрали не свое дело, сели в чужие сани. Вдохновение, интуиция, игра на свирели, которую, как полагали древние греки, богиня подбрасывает в колыбель будущему поэту… Поэтический труд — счастливый труд. Говоря об интуиции, надо еще сказать об инстинкте. Инстинкт — это, может быть, другое имя интуиции. Поэт, сидя за письменным столом, «летит за данью полевой», как пушкинская пчела, летит не задумываясь, безошибочно выбирая направление. Не задумываясь? Нет, конечно, думая, мысля, но не «мудрствуя лукаво». Чем закончить мне эти заметки? Приведу простое и неопровержимое высказывание Тютчева: «Стихи никогда ничего не доказывали, кроме большего или меньшего таланта автора».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Откуда берется вдохновение Чтобы совершить научное открытие, создать шедевр, найти неожиданный выход, да просто написать хорошую статью, — необходимо вдохновение. Откуда оно берется? Что это — способность души или разума?
Петр Мамонов: «Хочешь быть крутым — давай кровь проливай» Мартин Скорсезе решил снять фильм про Петра Мамонова. Американский режиссер известен своим чутьем на имена и явления в русской культуре. В свое время он заново открыл американским киноведам "Летят журавли" и сделал известным шедевр Ромма "Я, Куба". И вот — рок-легенда и актер, живущий в маленькой деревушке под Вереей. Публикуем интервью с Петром МАМОНОВЫМ
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
У кино Федора Хитрука никогда не будет титра "Конец" 3 декабря в Москве на 96 году жизни скончался режиссер мультипикации Федор Хитрук. На его мультфильмах выросло несколько поколений россиян. О тайне и гармонии мультфильмов Хитрука -- кинокритик Лариса Малюкова.
Почему Маркес? Недавно вышли на русском мемуары одного из самых известных ныне живущих писателей — Маркеса. Роман «Сто лет одиночества» читал, наверное, всякий, кто хоть сколько-нибудь интересуется литературой. Абсолютно замкнутый, достоверный и одновременно фантастический мир, выстроенный колумбийцем, до сих пор пленяет новых и новых читателей. Черты этого мира явственно проступают и в мемуарной прозе Маркеса, что, как полагает Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН, сделает новую книгу бестселлером в России
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Осенняя красота старости. Блог арт-директора «Нескучного сада» Дмитрия Петрова Лицо молодого человека, каким бы миловидным оно не было, можно сравнить с чистым холстом. А лицо мужчины или женщины, проживших большую часть своей непростой жизни, становится особой картиной, на которой радости и печали, невзгоды и мольбы положили свои выразительные мазки
Франциско Инфанте: «Идеология – смерть искусства» Российский художник испанского происхождения Франсиско ИНФАНТЕ разработал свою концепцию «артефакта» и занимается проблемой бесконечного. О философии артефактов, различии понятий «культура» и «искусство» и о приоритете религиозного сознания в процессе творчества рассказал Сергею ХАЧАТУРОВУ.
Дом, который построил Сергей Дурылин Эта старая деревянная дача в Болшево, как будто пригнувшаяся под натиском кирпичных коттеджей, напоминает соловья среди павлинов. Чудом уцелевший осколок ушедшей эпохи, дом, где писатель, искусствовед Сергей Николаевич Дурылин провел последние, самые счастливые 18 лет жизни.
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
В «Дербеневке» учат делать писанки Художница из Киева показала, как правильно расписать писанки, традиционные пасхальные яйца Украины. Мастер-класс проходил в фольклорно-этнографическом центре «Дербеневка»
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Страшный суд: композиция иконы 10 марта будет отмечаться третья подготовительная к Великому посту неделя – о Страшном Суде. Обычно Страшный суд изображается на западной стене храма, но знаем ли мы, что есть что на этой сложной фреске? Престол уготованный, огненная река, лоно Авраамово, милостивый блудник, море и земля отдают мертвецов... Что значат все эти образы?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.