Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу
Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.
Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:
SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS
При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.
Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:
«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».
Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.
С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».
Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.
Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:
«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».
Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.
Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.
Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.
Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».
Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.
Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.
У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.
Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Что такое ад? Был ли ад сотворен Богом? Можно ли в аду молиться и каяться? Есть ли возможность спастись из ада, если уже туда попал? Рассуждает протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДА.
Иконы рая Потерянный Эдем и Новый Иерусалим, преступление Адама и царство, в которое первым вошел разбойник,– как изображался рай на иконах и фресках. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Огонь на воде 30 апреля, преодолев часть пути, катер пришвартовался у самодельной пристани недалеко от села Костенки. Прибытия лампады с благодатным огнем ожидали не только местные жители и казачество, но и все обитатели расположенного здесь центра социальной реабилитации при храме Анастасии Узорешительницы - бывшие заключенные, большинство из которых соприкоснулось со святыней впервые
Как причащаться в пасхальные дни? Как причащаться в дни Пасхи? Каждый раз придется этот вопрос решать индивидуально. Единого мнения в Церкви нет. Некоторые священники не причащают на Пасху, а некоторые наоборот считают, что по слову святого Иоанна Златоуста и достойные и недостойные должны приступить к Чаше. Так что же правильно?
Как сделать пасху: пасочница Кулич, творожная пасха и крашеные яйца – вот три ключевых момента пасхальной трапезы, ее сакральные блюда, освященные и долгожданные, необходимые и достаточные, обрядово-традиционные и современно-актуальные. Пасхальная трапеза сегодня – все та же, что и много десятков лет назад
В «Дербеневке» учат делать писанки Художница из Киева показала, как правильно расписать писанки, традиционные пасхальные яйца Украины. Мастер-класс проходил в фольклорно-этнографическом центре «Дербеневка»
Троицкая родительская суббота: о всех и за вся… 22 июня наступает Вселенская родительская суббота. Теперь после многократных радостных пасхальных восклицаний, когда мы забывали о своей земной судьбе, Церковь обращается к нам со словами: «конечный день вспомним, верные»! Нас призывают не быть беспечными, но помнить, что «страшен конец смертный и грозен суд Владыки!»
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Можно ли поминать католиков и протестантов? В 2013 году на Межсоборное присутствие вынесена тема поминовения инославных. Она имеет множество нюансов: можно ли поминать на проскомидии, на молебнах, келейно, только живых, которые еще могут присоединиться к Церкви, или усопших тоже, как поминать инославных священнослужителей. Разбираемся в истории вопроса
Рай в Библии: сад или город? О рае рассуждали богословы и мечтали поэты, его изображали живописцы и иконописцы … так много, казалось бы, знаем мы о нем – и всё, конечно, из Библии. Только если раскрыть Библию и посмотреть внимательней, окажется, что о рае она почти ничего не говорит. Что мы знаем о рае, рассказывает библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Чем страшен Страшный Суд Апокалипсис, рассказывающий о Страшном Суде и предшествующих ему великих бедствиях, завершает радостный возглас: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Глядя на нижние части иконы Страшного Суда разделить радость этого ожидания непросто. Возможно, именно поэтому в церковной и околоцерковной среде эсхатологическая тема нередко вызывает определенное напряжение: люди выискивают признаки конца времен даже там, где их нет, ищут чудесных средств «отсрочить» исполнение Откровения, выпадают из социума и даже зарываются под землю… О правильном отношении к грядущим судьбам мира и Церкви наш корреспондент Елена НАСЛЕДЫШЕВА беседует с протоиереем Александром СТЕПАНОВЫМ
Детям об аде и рае Великий Пост – хорошее время рассказывать детям о вере. Как говорить с ними о райском блаженстве и вечных муках, чтобы не свести разговор к деревьям с булками и раскаленным сковородкам? Рассказывают протоиерей Илия ЗУБРИЙ, отец восьмерых детей, и протоиерей Феодор БОРОДИН, отец семерых детей
Неделя о Страшном Суде: вечны ли адские муки Как может Бог, который зовет к себе всех труждающихся и обремененных, допустить для кого–то возможность вечных мук. Эта мысль занимала многих богословов. Так родилось учение об «апокатастасисе», постепенном избавлении от мук и соединении с Богом всех людей и даже падших ангелов. Почему оно осуждено?
Десять лет теракту на Дубровке: скорбь и молитва 26 октября исполнилось десять лет штурма театрального центра на Дубровке и освобождения захваченных террористами актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В этот день была совершена первая Божественная Литургия в строящемся мемориальном храме св. Кирилла и Мефодия. «Для меня любой человек, который ушел в мир иной, не мертвый, а живой», – говорит возглавлявший богослужение епископ Воскресенский САВВА.
«Норд-Ост» в каждой душе «Зло, которое есть в мире, нельзя просто стереть ластиком, как стираешь помарку с листа...». О событиях во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году вспоминает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Димитриевская родительская суббота: день поминовения усопших В 2013 году Димитриевская родительская суббота приходится на 2 ноября. Практика поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Что говорят о ней святые отцы? Какие существуют традиции поминовения?
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Родительская суббота: живые и мертвые Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал, в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.