На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №1(2)'2002

Современный Гекльберри Финн
Современные дети знают, что "им все должны". И умеют пользоваться этим


Версия для печати
21.01.05, 14:14

Есть один прославленный на весь мир случай бегства беспризорника от воспитателей. Конечно - Гекльберри Финн! Вот как сам он объяснял своему другу Тому Сойеру, почему убежал от вдовы, которая взяла его на воспитание:
"Ведь я пробовал, да ничего не выходит! Не для меня это все... Не привык я. Вдова добрая, обращается со мной хорошо, но не вынести мне этих порядков! Изволь каждое утро вставать в один и тот же час; хочешь не хочешь, ступай умываться; потом тебе зверски царапают голову гребнем; она не позволяет мне спать в дровяном сарае. А эта проклятая одёжа! Она меня душит, Том. Как будто и воздух сквозь нее не проходит, и такая она - черт бы ее побрал! - франтовская: ни сесть, ни лечь, ни на земле поваляться... Потом иди в церковь, сиди там и хлопай ушами - ненавижу нудные проповеди! - даже мух нельзя в церкви ловить, даже табаку нельзя пожевать. И все воскресенье носи башмаки, а снимать их не смей. Вдова и ест по звонку, и ложится в постель по звонку, и встает по звонку... И такие ужасные порядки во всем - никакому человеку не вытерпеть.

- Да ведь все так живут, Гек.

- Ах, Том, какое мне до этого дело! Я - не все, мне это невтерпеж. Связан по рукам и ногам - прямо смерть. А еда там дается мне слишком легко - даже нет интереса набивать ею брюхо. А захочется рыбку поудить - проси позволения; поплавать - проси позволения. Кажется, скоро и дохнуть без спросу нельзя будет. Потом изволь выражаться так вежливо, что и говорить пропадает охота. Я и так уж убегаю каждый день на чердак - выругаться хорошенько, чтобы отвести душу, - не то я бы помер, ей-богу! Вдова не позволяет курить, не позволяет кричать, нельзя ни зевать, ни потягиваться, и почесываться не смей... - Тут он выкрикнул с особой обидой и болью: - И все время она молится, Том! Молится - чтоб ей пусто было! - с утра до вечера. Никогда не видал такой женщины!.. Я не мог не удрать от нее... да, я иначе не мог".

Прокомментировать этот отрывок мы попросили о. Александра Доколина, директора одного из московских детских домов:

Знакомая ситуация. Гек рассуждает о том, что к нему пристают, когда ему хочется и покурить, и поругаться, и не учиться. И возраст его похож на тот, в котором наши дети столкнулись с этими проблемами. Я думаю, что Геку здесь лет 12. У нас сейчас подобные проблемы с детьми такого возраста. Но в отличие от Гека им присуща такая черта, которой Гек поражается и возмущается. Он говорит: "Все противно, потому что легко достается". Он готов потрудиться, потому что противно то, что даром дается, "дармовщинка". К сожалению, многие из наших детей имеют противоположное мнение - "им все должны".

- Но почему-то описанная в книге ситуация не кажется трагической...
- Тогда, 200 лет назад, были совсем иные обстоятельства: исторические, духовные, нравственные... Окружение таких детей было другим.

Сейчас в процентном отношении гораздо больше детей, которые не желают жить по-человечески: ходить в школу, нормально одеваться, кушать за столом. И количество таких детей увеличивается. Мне кажется, есть тенденция некоего всеобщего ухудшения, одичания, потери сострадания. Мы существуем уже восьмой год, а дети приходят все тяжелее и тяжелее. Дети все с большим проявлением своего "я", отказывающиеся от учебы, от труда, послушания. Это дети, которые не желают расти дальше тружениками. Они и без Бога живут, и гражданами не становятся.

- В чем, на ваш взгляд, причины такого ухудшения?
- Главная причина - безбожие. Мне, как священнику, это очевидно. Психология маленького человека, конечно, во многом осталась прежней, но сейчас она дополнена такими чертами, которых в Геке не было. Поэтому Гекльберри Финн вырастает честным, порядочным гражданином своей страны. А у современного ребенка такое устроение, которое имел Гек, - повеселиться, порадоваться, жить посвободнее, без рамок, которые накладывают на него люди старшего поколения, - усугубляется той внешней атмосферой, теми соблазнами и грехами, которые есть в наше время.

Современному человеку свойственно лицемерие, двуличность, цинизм, и у детей это очень развито. Окурок под окном лежит, в комнате дым. Курил? Не курил. Или просит отпустить его в школу одного. До школы доезжает, а из школы убегает. В следующий раз говоришь ему, что нельзя одному ездить. Не понимает почему. Он же слово свое сдержал, до школы-то доехал.

- Вы понимаете, как решать эти проблемы?
- У нас есть своя специфика - мы государственное учреждение. Если Гека заставляли молиться, то мы ничего не можем заставить их делать, если они сами этого не выберут: ни в храм ходить, ни молиться перед едой. Мы можем только добиваться от них того, что и государство требует пока что: нельзя ругаться, курить, выпивать в государственном учреждении. А ему хочется!

Родители в таких случаях детей наказывают, а мы не можем - мы просто права такого не имеем. Ребенок может сказать, что не будет убираться в спальне. И не заставишь. Надо идти к врачу - а не пойду! И что делать? Значит, не идет. А дома мама, папа, сестры, братья если и не наказывают физически, то находят способ объяснить, что он не прав.

Здесь мы только на основе человеческого контакта можем от ребенка чего-то добиться. Каждый человек - это отдельная личность. Нет ничего повторяемого. Но важно позаботиться, чтобы для детей было создано пространство, в которое вошли бы все стороны их жизни: как они встают, с кем общаются, где учатся, что смотрят, что читают, как отдыхают. Круг интересов - не навязанный, а с учетом талантов, данных ребенку Богом.

Но бывает, что ребенок не желает принимать никого из взрослых, он желает жить в своем мире и никого туда не пускает. Более того, он в этот мир старается привлечь других детей.

- И что вы тогда делаете?
- Хватаемся за голову, молимся.

- Часто ли дети убегают?
- Ребенку для адаптации надо года два: если у него до этого была склонность к бродяжничеству, то он не меньше чем два года бегает. Раньше у нас всегда двери были закрыты, особенно в начале учебного года. Сложно преодолеть тягу уйти, при том что ребенок уже понимает, что здесь ему зла не хотят, а добра.

Сейчас круг "бегунков" определился: есть и свои рекордсмены, которые друг друга перегоняют - кто-то 5 раз бегал, кто-то уже 7. И срок отсутствия у нас, к сожалению, удлиняется. А ведь их "вольная" жизнь разлагает их внутренний мир.

- Бывают безнадежные ситуации? Бывает так, что вы отказываетесь от детей?
- Мы не можем отказаться от детей, потому что этих детей нам присылает государство. Болен - лечи, убежал - ищи...

- Это чем-то похоже на ситуацию в семье.
- Нет, с родителями у детей больший контакт. Они очень любят своих родителей, как бы они ни пили, ни курили, как бы они их ни избивали. А на воспитателя, который за то, что ребенок матом ругался во время ужина, попросил его выйти из-за стола, он может еще очень долго держать зло. Кто для них воспитатель? Пришел - ушел. Он воспринимается как временщик, а ребенок становится потребителем.

Дети, часто попадавшие в сложные ситуации, имеют опыт того, как добиваться своего. Как избежать приготовления уроков, где и как покушать, где достать деньги. Сейчас к нам пришло много детей-отказников, от которых отказались приемные родители. Они с ними не справлялись. Когда дети в свои 12-14 лет приходят к нам, у них очень богатый жизненный опыт за плечами. Попав сюда, они понимают, что "им должны". Государство взяло их на обеспечение, значит, им должны на обед поставить на стол первое, второе и третье.

Если "домашний" ребенок пришел в школу или в училище, в котором по уставу запрещено курить, пить, ругаться, прогуливать, то за нарушение его могут вызвать на педсовет, предупредить, выгнать даже. А у нас куда его выгонишь? Он уже с улицы пришел. И ребенок этим пользуется.
Из дневника первого года жизни детского дома

"Утром Вера с Ксенией были очень агрессивны. Они устроили в храме драку, причем сначала вывели Веру, а потом Ксения, подравшись с Леной, убежала сама. Вне храма они сговорились с Аллой (единственной, не пошедшей на правило) и отказались идти на завтрак. После завтрака они стали кричать, ругаться матом, собирались забрать свои вещи и убежать от нас к Вериной подруге - Ире. Алла захотела есть, стала требовать еду, отказалась с ними бежать. С взбунтовавшимися девочками Т. А. вела долгие переговоры, в результате которых девочки настроились мирно и покаянно. Алла почти всю первую половину дня трудилась на кухне. На прогулке дети очень хорошо играли на приютской территории, чего давно не было".
- А можно ли это как-то изменить? Или с этим нужно смириться?
- Я думаю, что надо смириться с возможностью такой ситуации, но не нужно смиряться с тем, что ее нельзя переломить. Это возможно - на личностном контакте взрослого и ребенка. Для ребенка должен какой-то конкретный человек - может, уборщица, может, рабочий, может, повар, медсестра, воспитатель, директор - не важно - стать тем, кто для него очень интересен. К чьим словам он прислушивается. И тогда дети будут изменяться в ту сторону, в которую нужно этому человеку. Им будет больно потерять с ним связь.

Ребенок может задавать такому человеку вопросы - попробовав что-то греховное, он почувствует, что это неприятно, но для него останется непонятным, почему это вредно, неполезно. К примеру, попробовал курить - гадко, но непонятно, почему это вообще плохо.

- Но такого чуда - появления близкого ребенку человека - может и не произойти. А нельзя ли изменить само устройство детских домов, чтобы дети не вырастали потребителями, которые не хотят сами трудиться, а только требуют: дайте мне? Что, на ваш взгляд, нужно было бы изменить?
- Обычный детский дом устроен следующим образом. Воспитанники разбиты на группы по 8 человек. С ними все время должны находиться взрослые. В школьное время это учитель. Ночью - ночной воспитатель, днем - воспитатель, который помогает делать уроки, гуляет, в поездки ездит. Но один воспитатель не может быть с ними все время, и начинается такое мелькание взрослых. Это уже не семья, где никуда не денешься: если я от папы ушел, я к маме пришел, а если они еще вместе объединились, то тут, как кругами ни ходи, не спрячешься... А здесь такое количество взрослых, что можно к музыкальному руководителю, к завучу, к медсестре в кабинет забиться, там отсидеться. Можно спросить то, что нужно, у того, кто может разрешить. Это "мелькание" взрослых для обычного детского дома, к сожалению, неизбежно.

Кроме того, дети из детского дома выходят просто неприспособленными к самостоятельной жизни: их одели, обули, дали им квартиру, пособие, а они вышли и не знают, что делать. Элементарных бытовых навыков у них нет. Дело в том, что официально наши дети не могут выполнять обычную домашнюю работу. Только с 16 лет они имеют право что-то шить, красить. А просто помогать на кухне - нельзя. Это запрещено по нормативам - горячий цех.

Как выйти из этой ситуации? От крупных детских домов перейти к малокомплектным. И дальше двигаться в этом направлении, добиваясь, чтобы ребенок воспитывался в условиях семьи. Такая форма воспитания детей уже существует в Москве, но пока широкого развития не получила из-за долгого отсутствия необходимой нормативной базы. Это патронатное воспитание детей в семьях. В Москве 19-й детский дом в Центральном округе успешно реализует такую форму воспитания уже 6 лет. Дети остаются воспитанниками детского дома, для них сохраняются все льготы (пособия, квартира, льготы при поступлении в вуз). Но воспитываются и живут они в патронатных семьях.

Патронатных воспитателей тщательно отбирают. Проводят тестирование, учебу, анкетирование. Учитывают жилищные, культурные особенности. Информация о семьях, желающих воспитывать сирот, собирается и хранится. Приходит ребенок - психологи и дефектологи его обследуют и выясняют, какой семье он близок. А та семья может стоять на очереди и два месяца, и полгода. Ребенок уже знает, что он не останется в стенах детского дома. Его готовят к знакомству, потом они знакомятся, проходит адаптация в патронатной семье. И если все благополучно, ребенок становится полноценным членом этой семьи. На всех этапах и семье, и ребенку помогает детский дом. К сожалению, это единичный эксперимент. В основном, я думаю, нужно этим путем идти. К тому же это раза в три-четыре дешевле, чем содержание ребенка в обычном детском доме. При возможности в самом детском доме содержать 20 детей численный состав воспитанников 19-го детдома превысил уже 100 человек.

- Ваш детский дом существует уже давно - 7 лет, и опыт у вас серьезный. Мы прочитали дневник первого года существования вашего детского дома, по нему видно, как много было трудностей...
- Когда мы начинали, были некие радужные представления о том, что это будут за дети. И вот наконец эти дети предстали перед нами, и совсем иными, чем мы ожидали. К тому же тогда было совсем мало воспитателей. Сейчас их тоже мало, но костяк уже есть. Тогда были только энтузиасты этого дела. А что с детьми делать, как их воспитывать, как выдерживать режим, - все было непонятно. Но могу сказать, что, если бы в тот момент мы столкнулись с современными детьми, было бы еще тяжелее. Теперь дети посложнее пришли - более испорченные, более тяжелые, озлобленные. Ребенок, который попадает в детский дом в 12 лет, попробовал уже все - не просто музыки наслушался, а и читал не одну классику, курил не только табак, пил не только пиво, блудил, можно и дальше продолжить...

Если бы вы почитали дневник этого года... Там некоторые пишут: "Я молю Бога о том, чтобы прожить этот день. Завтра у меня выходной. А ночь-то я проживу? Встану ли я, чтобы этот выходной наступил? Хотя отдельные воспитатели говорят: а зачем же вам выходной нужен? Странные они слова произносят..."

Один наш мальчик, когда мы приехали в летний лагерь, сразу залез на сосну. Раз мы его достали, два. А вечером выяснилось, что он болен краснухой. И когда я подошел к медсестре с врачом, то они не хотели забирать его в изолятор, они говорили: нужен воспитатель. "Почему?" - "Он разнесет у нас тут все. Мы видели, как вы его доставали с дерева..."

- Какова задача православного педагога? Какова цель воспитания?
- Сама Церковь ответила: "Стяжать дар Духа Святаго". Дар любви. Главная цель - прийти к Богу. Безусловно, начать это возможно с любой точки жизненного пути, но, если человек предстал перед нами в детстве, значит, с детства надо вкладывать в него любовь к Богу, но не через насилие и разговоры о Боге, а только через собственный пример благодатной жизни во Христе. Через уважение и привязанность ребенка к взрослому происходит его воцерковление.

Работа воспитателя - это подвиг. Мало того что он сам спасается, он и маленького человека пришел привести ко спасению. Воспитатель должен дать правильное отношение ко греху, показать, что повседневная жизнь воспитанника радостна, если она проходит со Христом, по заповедям Божиим.

Конечно, Закон Божий в государственном учреждении ввести нельзя, но, если дети захотели перед едой помолиться - они исполнить это могут. Если ребенок молитвенное правило захотел исполнять - ему его определит духовник. У нас учреждение государственное. Поэтому на своем рабочем месте я могу повесить икону, а в общественном - нет. Но ребенок может иметь иконы в спальне, классе.
Из воспоминаний детей о приюте

"Батюшка звонит в колокол, а мы все бежим в храм, бежим, бежим, на нас ругаются, что мы бежим, а мы бежим, чтоб в храм поскорее, и так хорошо-хорошо..."
- Как вы ограждаете детей от мирских соблазнов?
- Из двух зол выбирается не то чтобы меньшее, но то, которое сейчас им не очень навредит. В повседневной жизни дети, конечно, со всем сталкиваются. Но надо так их воспитать, чтобы они при отсутствии нас, взрослых, выбирая между злом и добром, выбрали добро.

- Есть что-то, что вы осознаете как удачу, как радость?
- Конечно, без этого невозможно. Но истинная радость осознается только через какой-то период, когда удается видеть, что ребенок исправляется. Он по-прежнему тяжелый, ершистый, но в нем уже начинает светиться чистая душа ребенка, которая не отягощена взрослыми привычками. Когда в нем начинает восстанавливаться образ Божий - то это радость.

Беседовала Юлия Константинова

Версия для печати

Тэги: Воспитание  Подростки  Психология  Отношения 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.