В день Преполовения читается Евангелие о проповеди Христа в середине праздника Кущей (Суккот), а не Пятидесятницы. Праздник Кущей отмечается осенью, а не весной. Почему возникло такое расхождение между историей и богослужением и почему песнопения праздника посвящены воде живой – благодати Святого Духа, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ Преполовение Пятидесятницы. Болгария. Бояны; XIII в. Фото ruicon.ru
Тропарь, глас 8:
Преполовившуся празднику,
жаждущую душу мою благочестия напой водами,
яко всем, Спасе, возопил еси:
жаждай да грядет ко Мне и да пиет.
Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.
Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
На середине праздника
жаждущую душу мою благочестия напой водами,
ибо всем, Спаситель, Ты воззвал:
«Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет».
Источник жизни нашей, Христе Боже, слава Тебе!
Кондак, глас 4:
Празднику законному преполовляющуся,
всех Творче и Владыко,
к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:
приидите и почерпите воду безсмертия.
Темже Тебе припадаем и верно вопием:
щедроты Твоя даруй нам,
Ты бо еси Источник жизни нашея.
Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
На середине праздника законного
Ты, Творец всего мира и Владыка,
возглашал присутствующим, Христе Боже:
«Приходите и зачерпните воды бессмертия!»
Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем:
«Даруй нам милости Твои,
ибо Ты – источник жизни нашей!»
Преполовение Пятидесятницы – точка напряжения между двумя праздниками, двумя важнейшими событиями священной истории: Воскресением Христовым и Сошествием Святого Духа. Оба эти праздника имеют свои ветхозаветные прообразы: Пасхе Христовой, выводящей нас из царства смерти в Царство Небесное, предшествовал исход евреев из египетского рабства в землю обетованную (праздник Песах); Сошествию Утешителя, ниспосланию благодати Святого Духа – дарование Моисею Закона (Торы) на горе Синай (праздник Шавуот).
Но и сам праздник Преполовения обнаруживает ветхозаветные корни. В этот день читается фрагмент из Евангелия от Иоанна (7:14–30, зачало 26). Если мы обратимся к началу этой главы (ст. 2), то увидим, что там речь идет о празднике Кущей (по-еврейски – Суккот, множественное число от сукка – палатка). В этот праздник вспоминают хождение избранного народа по пустыне в течение 40 лет, когда евреи жили в шатрах, в палатках. Это один из трех дней в году, когда евреи, жившие за пределами Иерусалима, совершали паломничество в столицу, в храм.
И вот, как повествует евангелист, «в половине праздника вошёл Иисус в храм и учил» (Ин 7:14) – именно на этом и основывается празднование Преполовения. Однако здесь есть две существенных нестыковки.
Во-первых – напомним еще раз – в Евангелии говорится о середине праздника Суккот (а не Пятидесятницы), и ставятся палатки не весной, а осенью.
Во-вторых, основное содержание праздника Преполовения Пятидесятницы – в учении Христа о живой воде, т. е. о благодати Святого Духа. Вот, к примеру, седален канона на утрене: «Стоя посреде святилища, преполовляющуюся божественно празднику, жаждай, взывал еси, да грядет ко Мне и да пиет: пияй бо от сея божественныя Моея воды, реки из чрева источит велений Моих; а иже верует в Мя, посланнаго от Божественнаго Родителя, со мною прославится. Сего ради вопием Ти: "Слава Тебе, Христе Боже, яко богатно излиял еси воды Твоего человеколюбия рабом Твоим!"». Но если мы посмотрим евангельский текст, то слова о живой воде Христос произнес «в последний великий день праздника» (Ин 7:37), а не в его середине. Более того: соответствующие стихи Евангелия (о последнем дне Суккот – Ин 7:37–52, 8:12, зачало 27) и не читаются на Преполовение – мы слышим их в праздник Пятидесятницы (!).
Подобное расхождение между литургической и хронологической последовательностью событий священной истории не является уникальным, достаточно вспомнить Рождество Христово и Богоявление – события, которые отстоят друг от друга на три десятка лет, но образуют, по сути дела, единый праздник. Другой пример: воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, которую празднуются подряд, в субботу и воскресенье, но из евангельского текста ясно, что между этими событиями прошло по меньшей мере несколько дней. Напротив, праздники Благовещения (т. е. Боговоплощения) и Рождества обнаруживают очевидно причинно-следственную и хронологическую связь, однако в богослужебном плане они весьма далеки друг от друга.
По традиции, в праздник Преполовения Пятидесятницы совершается малое освящение воды. Этот обычай, как и предыстория самого праздника, также ведет свое начало с ветхозаветных времен.
И в приведенных выше тропаре и кондаке Преполовения господствует тема живой воды – т. е. благодати Святого Духа. Преполовение Пятидесятницы готовит нас к самой Пятидесятнице – к дню, когда вознесшийся Спаситель низпослал от Отца Утешителя, Духа Истины, оживотворяющего Церковь по сей день и до конца времен.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иоанн Предтеча: «проповедник Христова истощания» В стихире Иоанну Предтечи службы его Рождества говорится о том, что он проповедал «Христово к человекам истощание», которое и сам разделил: «Ему должно расти, а мне умаляться». Зачем умалялись Бог и великий пророк? В чем здесь смысл для христиан? Отвечает священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ
Тропарь Успения Пресвятой Богородицы: очевидное невероятное В тропаре "В рождестве девство сохранила еси" гимнографы как будто наслаждаются умножением ряда «невозможностей», следующих из одного именования: Богородица. Дева становится Матерью; женщина рождает Того, Кого не вмещает весь мир, смертная рождается в жизнь вечную. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Поем вместе: тропари и кондак Входа Господня в Иерусалим Радостные песнопения, в которых повторяется "Благословен Грядый во имя Господне", будут звучать в храмах в день Вербного Воскресенья и накануне на всенощном бдении. Как их петь показывают священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ. ВИДЕО
Тропарь Преображения Господня: глас тяжелый Тропарь «Преобразился еси на горе, Христе Боже» поется на седьмой глас, который в церковно-певческой традиции именуется «тяжелым». Все дело в византийцах, – именно этим термином (греч. «варес») эта традиция постаралась передать величественность и силу седьмого гласа. Рассказывают священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Стихира Великой среды: почему вспоминают про Магдалину? О женщине, принесшей миро, сказано: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, будет сказано в память ея и о том, что она сделала». Больше никому во всех четырех Евангелиях такой памяти не обещано. Это заставляет нас надолго задуматься над тем, что же значит то, «что она сделала». Стихиру «Яже во многие грехи впадшая жена» инокини Кассии комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Праздник св. апп. Петра и Павла: поем тропарь и кондак В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будут звучать тропарь апостолам "Апостолов первопрестольницы" и кондак "Твердыя и Боговещанныя проповедатели". Как спеть их правильно, учат священник Александр ЛАВРУХИН, директор Свято-Димитриевской школы и солист школьного хора мальчиков Никита ТАУ НАЛЕДИ
Тропарь «В тебе, мати»: с преподобной «на ты» 21 апреля в храмах звучал тропарь прп. Марии Египетской - ”В тебе, мати, известно спасеся”. Такой же тропарь положен и в службах другим преподобным женам. Он написан в форме обращения «на ты»: как будто это ей, преподобной, мы говорим о ее же подвигах и спасении. Обращенная речь говорит о ее присутствии. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА
Ольга Седакова: загадки тропаря Преображения Господня До 26 августа, отдания праздника Преображения Господня, в храме можно услышать тропарь "Преобразился еси на горе, Христе Боже". Почему он написан в прошедшем времени, зачем в нем подчеркивается наша греховность и для чего призываются молитвы Богородицы, рассказывает Ольга Седакова
На реках Вавилонских: ненавистные младенцы В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Неделя о мытаре и фарисее: Приближение начинается На всенощном бдении сразу же за радостным пением «Воскресение Христово видевшее», ликование внезапно оборвется, погаснут светильники, храм погрузится в темноту и начинает звучать совсем иная песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Подготовка к Великому Посту начинается
Воскресения без смерти не бывает В Неделю жен-мироносиц поется стихира Страстной седмицы о снятии с Древа Христа и плаче о нем: «Тебе, одеющагося светом яко ризою». Это неслучайно: в Неделю жен-мироносиц, празднуя воскресение Христа, мы не должны забывать, что воскресения не может быть без смерти.
Успение Богородицы: поем тропарь и кондак Запомните мотив тропаря "В рождестве девство сохранила eси", и вы сможете петь песнопения 1 гласа, выучите кондак "В молитвах неусыпающую Богородицу" - и вы сможете петь на 2 глас. Как петь, показывают священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ
Азбука Церкви: всегда ли «исповедайтеся» значит «кайтесь»? «Слава Тебе, показавшему нам свет!» -- эти слова из Великого славословия в древнем Богослужении звучали в тот момент, когда показывался край солнца. В основе утрени -- второй части Всенощной -- лежит служба, молитвенно сопровождающая наступление дня. Только день здесь означает не просто часть суток, а свет -- не просто утреннюю зарю
Язык богослужения: Херувимская песнь Православное благочестие, развивавшееся под покровительством Царского двора в главном храме Византийской империи, Святой Софии, окружило принесение даров на Престол процессией, получившей название «Великий вход» по аналогии с царскими «входами». В большие праздники Император сам шел во главе процессии с кадилом в руках, сопровождая приготовленные дары, которые вот-вот должны стать Телом и Кровию Царя царствующих и Господа господствующих. Смысл момента в связи с сопровождающими его песнопениями раскрывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС
Великий Акафист Божией Матери: галерея В России существует несколько икон, иллюстрирующих Великий Акафист Божией Матери.
Эти иконы, в центральной части, имея изображение Богородицы на престоле, в клеймах
отражают содержание Акафиста "по-икосно" и "по-кондачно", целиком охватывая буквальный смысл и значение праздника Похвалы. Одна из таких икон 16 века, хранящаяся в Русском Музее, представлена вниманию наших читателей.
Почему Иордан боится Христа? Современные прихожане часто не понимают, что поется в храме во время богослужений. Специально для «Нескучного сада» переводчик и преподаватель ПСТГУ священник Михаил АСМУС разбирает сложные места богослужебных текстов
Великий Акафист Божией Матери: Неседальная песнь субботы Впереди суббота пятой недели Великого Поста. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день день, Суббота Акафиста
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.