До 26 августа, отдания праздника Преображения Господня, в храме можно услышать тропарь "Преобразился еси на горе, Христе Боже". Почему он написан в прошедшем времени, зачем в нем подчеркивается наша греховность и для чего призываются молитвы Богородицы, рассказывает Ольга Седакова Преображение Господне. Икона 17 века, Карелия.
(Sub specie poeticae)
Тропарь Преображения Господня построен просто. Первая его часть – три стиха – излагает событие, которое празднуется: как обычно, в богословской перспективе и, как обычно, в форме обращения, во втором лице. «Ты преобразился на горе». Богословский комментарий тропаря предельно сжат: сказано, что преображение – это явление Славы Божией и что возможность видеть эту славу у человека весьма ограничена. О связи Преображения со Страстями говорит уже кондак Праздника. О ветхозаветных прообразах явления Славы Господней, богооткровениях на горе Моисею и Илии говорят библейские паремии и другие праздничные песнопения.
Заметим, что в отличие от многих праздничных тропарей и кондаков, в преображенском тропаре речь ведется в прошедшем времени, а не в настоящем (ср. «Днесь спасения нашего главизна», тропарь Благовещения; «Дева днесь Пресущественнаго раждает», кондак Рождеству; «Явился еси днесь вселенней», кондак Крещению; «Днесь благоволения Божия предображение», тропарь Введения во храм; «Дева днесь предстоит в церкви», кондак Покрову и др.). Можно предположить, что эта форма избрана неслучайно: тропарь Преображения (как и кондак этого Праздника) говорит об этом событии как о случившемся единожды1 , он не хочет представить его как происходящее сейчас («днесь»), перед глазами собравшихся. Увидеть свет Преображения страшно и непосильно даже избранным Ученикам, что отмечено в третьем стихе: они видели славу Божию, «якоже можаху» – насколько это было в их силах. Евангельское повествование и иконография Преображения изображает ужас Учеников, «павших на лица свои» (Мф.17,6).
И потому, вероятно, появляется в следующем стихе редкая для праздничных песнопений (и естественная в молитвах) самохарактеристика поющих и слушающих его как «грешных»: «Да воссияет и нам, грешным». О том, чтобы удостоиться видения этого «присносущного», вечного – и при этом невидимого для обыденного, грешного взгляда – невещественного света, чтобы он «просиял и нам», просит вторая часть тропаря (еще три стиха), прямо переходящая в славословие Христу как подателю Света.
Основной мотив тропаря – свет: его несут слова «свет», «воссияет», «светодавец», «слава» (библейская слава имеет обычно световую природу, хотя необязательно: чудо в Кане Галилейской – «преображение» воды в вино – описывается как «явление славы», хотя собственно о свете в этом эпизоде ничего не говорится, Ин.2, 11). Со световой природой связана и святость, о святых обычно говорится, что они «просияли».
Свет Преображения, фаворский свет – важнейшая тема православной традиции, богословия и мистики, молитвенной практики. Вечный, то есть божественный, нетварный свет, который созерцается «умными очами», «очами сердца». Просьба о видении божественного света есть, собственно, просьба о святости.
Можно спросить, почему наш тропарь в своей просьбе о даровании видеть этот свет обращается к заступничеству Богородицы («молитвами Богородицы»): ведь во всех синоптических повествованиях о Преображении речи о Ней не заходит?
Это уточнение просьбы связывает Преображение, явление Христа по славе, с Рождеством. В нашем тропаре Христос представлен как «податель света». В евангельских повествованиях Он облекается светом, как будто в подтверждение стиха Псалма: «Одеяйся светом яко ризою» (Пс.103,2). Но Он и есть Свет: «Света от Света» (Символ веры), «свет неприступный»: «пришел еси и явился еси, свет неприступный» (кондак Крещения).
В праздничных тропарях на Рождество Богородицы и на Сретение звучит одна и та же фраза: «Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш» -- с глаголом из нашего тропаря «да возсиет». В событии Преображения Христос «показа учеником славу Свою». Но Он и есть Слава Божия («Божия слава и Божия мудрость», «Слава Бога Отца»), и потому Богородица именуется «священное сокровище славы Божия» (кондак на Введение во храм).
Тема «света Христова» и Христа – Света – любимая тема множества литургических песнопений, включающих в себя стихи Псалмов и другие цитаты Св. Писания: «во свете Твоем узрим свет (из Пс.35,10)»; «да знаменуется на нас свет лица Твоего»; «Свет истинный, просвещаяй и освещаяй всякаго человека грядущего в мир (цитата из Ин.1,9)»; «Свете тихий святыя славы бессмертнаго Отца небеснаго»… Свет, который есть жизнь – «и жизнь была свет человеков» – и который «во тьме светит» (Ин.1, 4 - 5)
По свидетельству всех трех синоптиков, апостол Иоанн был одним из трех свидетелей Преображения – и при этом в его повествовании этот эпизод отсутствует. Но след – или плод – этого опыта лежит в сердцевине пролога к Евангелию от Иоанна, к Иоаннову богословию света, которое излагается как богословие свидетельское: «и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца» – «и мы видели…» (Ин.1, 14).
Примечание: 1 В «Августе» у Б.Пастернака явление фаворского света представлено как вошедшее в обиход, регулярное:
"Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора".
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Поем вместе: тропарь и кондак Преображения Господня 19 августа, в праздник Преображения Господня, песнопения посвящены тому, как Христос открыл Свою славу ученикам и просветил их Своим светом. Как разделить общую радость и спеть их правильно, учат священник Александр ЛАВРУХИН, директор Свято-Димитриевской школы и солист школьного хора мальчиков Никита ТАУ НАЛЕДИ
Тропарь Преображения Господня: глас тяжелый Тропарь «Преобразился еси на горе, Христе Боже» поется на седьмой глас, который в церковно-певческой традиции именуется «тяжелым». Все дело в византийцах, – именно этим термином (греч. «варес») эта традиция постаралась передать величественность и силу седьмого гласа. Рассказывают священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Иоанн Предтеча: «проповедник Христова истощания» В стихире Иоанну Предтечи службы его Рождества говорится о том, что он проповедал «Христово к человекам истощание», которое и сам разделил: «Ему должно расти, а мне умаляться». Зачем умалялись Бог и великий пророк? В чем здесь смысл для христиан? Отвечает священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ
Преполовение: точка напряжения между Пасхой и Пятидесятницей В день Преполовения читается Евангелие о проповеди Христа в середине праздника Кущей (Суккот), а не Пятидесятницы. Праздник Кущей отмечается осенью, а не весной. Почему возникло такое расхождение между историей и богослужением и почему песнопения праздника посвящены воде живой – благодати Святого Духа, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Тайные молитвы Евхаристии: почему их не читают громко? Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика?
О «чувствах и мыслях» церковной поэзии Главная тема почти всех евангельских воскресных стихир – пасхальная радость, удивительный промежуток времени между Воскресением и Вознесением, между двумя шагами Спасения: Воскресением из мертвых – и возвращением к Отцу.
Евангельскую воскресную стихиру 8 гласа комментируют ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.
Сретение Господне: Парадокс встречи Кто же с кем встречается в праздник Сретения? Дева Мария и Иосиф со старцем Симеоном, Симеон – с Богом, Старый Завет – с Новым, надежда – с ее оправданием. О парадоксах этих встреч рассказывают сретенские стихиры. Комментируют священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.
Сретение Господне: Ветхий днями – значит Вечный Стихиру на литии Сретения «Ветхий деньми», в которой песнь св. Симеона «Ныне отпущаеши» сочетается с образами христианского отпевания, комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
«Да веселятся небесная…»: тропарь – песнь победы Воскресный тропарь 3 гласа комментируют ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.
Воскресный тропарь: С высоты снизшел еси, Благоутробне Милосердие, снисхождение, любовь – таково отношение Бога к людям. По Своей любви Господь создал человека, по Своему милосердию Он сам стал человеком, чтобы спасти нас от греха. О смысле воскресного тропаря 8 гласа рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Воскресный тропарь: «Разрушил еси Крестом Твоим смерть» Смерть и воскресение Христа открыли людям, изнанным из Эдема, врата Царства Небесного – и среди первых туда вошел разбойник, принёсший перед смертью на кресте перед лицом Спасителя покаяние в своих беззакониях. О воскресном тропаре 7 гласа рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
На реках Вавилонских: ненавистные младенцы В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Воскресный тропарь: «Ангельские силы на гробе Твоем» О том, что стражники, поставленные у опечатанного входа в гробницу, увидев ангела, «пришли в трепет и стали, как мертвые», сообщает Евангелие. А дальше в тропаре речь идет о Марии – и тут начинаются вопросы. Воскресный тропарь 6 гласа «Ангельские силы на гробе Твоем» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
«Ныне силы Небесные»: вход Царя Славы Песнопение Литургии Преждеосвященных даров «Ныне Силы Небесные» принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого Поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности». «Царь Славы» – именование Христа, в котором очень сильна связь с Крестной мукой. Комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
«С нами Бог»: кто должен покориться кающимся? В первые четыре дня Великого поста мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Его тропари проникнуты сокрушением в грехах, признанием собственной немощи и негодности. А затем следует торжественное песнопение «С нами Бог!» с призывом «языкам» покоряться. Чем объясняется резкая перемена настроения, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Песнопения Недели о мытаре и фарисее: разбудить совесть рыданием В эту субботу за всенощным бдением начинает читаться и петься Постная Триодь. Ее песнопения очень красивы, возвышенны, но и сложны для понимания. Что такое кондак и икос, чем они примечательны в Неделю о мытаре и фарисее и что значит «воздыхания принесем мытарские» и «рыданьми побием совесть», рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Стихира в Неделю сыропустную: плач Адама Мы привыкли, что в церковных песнопениях содержатся обращения от нашего имени ко Святой Троице, ко Христу, к Богородице, к ангелам и святым. В стихире «Раю всечестный, краснейшая доброто» гимнограф влагает в уста Адама просьбу о заступничестве перед Создателем, обращенную к… Эдему, из которого наши прародители были изгнаны за непослушание и нераскаянность. Рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Жертва вечерняя Песнопение «Да исправится молитва моя…» звучит на каждой литургии Преждеосвященных Даров в течение Великого поста. Ничего подобного нет ни на так называемых полных литургиях, более привычных нам, ни на вечерне, которая составляет основу Преждеосвященной литургии. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Неделя о мытаре и фарисее: Приближение начинается На всенощном бдении сразу же за радостным пением «Воскресение Христово видевшее», ликование внезапно оборвется, погаснут светильники, храм погрузится в темноту и начинает звучать совсем иная песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Подготовка к Великому Посту начинается
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.