В основу одного из самых любимых в народе праздников легло событие не из евангельской истории, и даже не из русской, а из византийской. Когда произошло чудесное явление Божией Матери блаженному Андрею Юродивому и как именно молилась Богородица? Сколько раз Покров Пресвятой Богородицы спасал Константинополь? С какого времени Покров стали праздновать на Руси? Рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА
Икона XVI в. из Кижского Погоста.
Среди церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место. Он приходится на 14 октября (1 октября старого стиля) — самое красивое время осени, когда в природе все окрашено в золото и багрянец — цвета Царства Небесного. И в то же время, по народным приметам, на Покров ложиться первый снег, убеляя багряное, очищая землю, покрывая ее «светом, яко ризою».
В основу праздника легло событие не из евангельской истории (как у большинства богородичных праздников), и даже не из русской, а из византийской. Событие это отражено в греческих агиографических источниках, в частности, в житии константинопольского юродивого Андрея, но в византийском богослужении оно следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси, в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя — св. Андрея юродивого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.
Житие Андрея было хорошо известно на Руси, его перевод на славянский был сделан уже в XI в. В житии рассказывается, как однажды Андрей пришел во Влахернский храм и там во время молитвы увидел Божью Матерь, Которая стояла на воздухе, держа свой мафорий (покрывало, покров) над всеми молящимися в храме.
Влахерны — северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г., в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земле.
Император Лев VI пред Христом. Фрагмент мозаики из храма св. Софии в Константинополе. Императора называли не только Мудрым, или Философом, но и Миротворцем
Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.), который, отправляясь на войну, поручил охрану столицы чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов в город. В честь этого события был составлен гимн Пресвятой Богородице — Акафист, где Она величается «Взбранной воеводой».
И таких случаев в истории византийской столицы было множество. Кстати, один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.
Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы». Это происходило с регулярностью и потому получило название «обычного чуда».
Но блаженный Андрей стал свидетелем чуда вовсе необычного. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце сарацын (по другой версии — его осаждали войска русского князя Олега). Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом IV Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве.
В житии Андрея читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей... Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей. И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию».
Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрея, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.
Византийских икон, изображающих чудо явления Богородицы Андрею юродивому, не известно. Только в иконах, иллюстрирующих Акафист, встречаются клейма с изображением явления во Влахернском храме. На Руси же Влахернское чудо получило и литургическое, и иконографическое оформление. Начиная с XII в. на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый из них — знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском.
Самое древнее из сохранившихся изображений Покрова мы находим на золотых (западных) вратах Суздальского Богородицерождественского собора (1220-1233 гг.). Богоматерь здесь изображена по типу, близкому к образу Боголюбской: в молитве, в полуоборота, повернувшись ко Христу, изображенному в сегменте неба, а над ней в виде паруса — покров. Следующие по времени изображения Покрова относятся к XIV в., например, икона из Музея украинского искусства в Киеве и фреска Псковского Снетогорского монастыря (1313 г.).
В русской иконографии сформировалось несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди них выделяют среднерусский (суздальский) и северный (новгородский).
Среднерусский извод — мы встречаем его на иконе 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале (ныне в ГТГ) — отличается тем, что Богоматерь Сама держит покров. Событие происходит на фоне храма, данного как бы в разрезе, и этот храм наполнен народом — священники, император, патриарх, монахи, миряне, что вполне соответствует описанию видения блаженного Андрея. Сам он всегда изобажается в нижней правой части иконы вместе с юношей Епифанием.
Зачатьевская церковь Покровского монастыря в Суздале. XV в.
В новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты (молящейся), а покров простирают над Нею ангелы. Композиция соответствует не рассказу из жития блаженного Андрея, но скорее напоминает о чуде, происходившем за еженедельным богослужением во Влахернском храме, когда завеса поднималась над образом Богоматери. Одно из самых ранних новгородских изображений находится на стенах церкви Феодора Стратилата (ок. 1380 г.). Подобное изображение мы находим и в «софийских таблетках» (аналойные иконы из св. Софии Новгородской). Такая же композиция описана в новгородском иконописном подлиннике: «Покров Святыя Богородици. Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистая на облачку; Петр с инеми апостолы на облачку ж, с правую руку Пречистыя, а Предтеча с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман по обычаю; а около его народ...».
Но есть и другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой, а выше изображен благословляющий Спаситель. По сторонам от Богоматери — лик святителей и лик ангелов, внизу также святые — Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и другие апостолы, а справа — блаженный Андрей, Епифаний и мученики. Этот извод встречается в иконах не только новгородского, но и псковского происхождения. Наиболее древнее из новгородских изображений Покрова — икона из Покровской церкви Зверина монастыря (ок. 1399 г.).
В XVII веке нередко объединяли в одной иконе несколько иконографических изводов, желая как можно подробней рассказать о Влахернском чуде. Напротив, в ХIХ веке иконография как бы минимизируется, и на иконах мы видим изображение одной только Богородицы, держащей в руках покров. И если в ранних иконах этот покров красного цвета, то в поздних он превратился в белую ленту.
Покров. 1751 г. Белоруссия.
На многих иконах Покрова на амвоне изображается Роман Сладкопевец. Казалось бы: какое отношение к влахернскому чуду, произошедшему в Х веке, имеет Роман, живший в V в.? Но включение известного гимнографа, автора кондаков в честь Богородицы, в сонм молящихся имеется глубокий символический смысл — это усиливает тему общецерковного прославления Богородицы. К тому же изначально Роман служил диаконом именно во Влахернской церкви. Житие его повествует, что поначалу он не имел ни слуха, ни голоса, но от всего сердца любил Богородицу и желал прославлять Ее в гимнах. Клир храма потешался над ним, но Роман не переставал молиться Пречистой Деве. Как-то, под Рождество Христово, он молился у иконы Богоматери и заснул, во сне ему явилась Матерь Божия и протянула хартию, сказав: «возьми, выпей (!) ее». Роман так и сделал, и почувствовал великое вдохновение и желание прославить Богородицу. Он взошел на амвон и воспел: «Дева днесь Пресущественного рождает…» Все дивились красоте его голоса и тем прекрасным словам, которые изливались из его сердца. После этого Роман сочинил еще множество гимнов в честь Богородицы, за что его и прозвали Сладкопевцем. Вскоре Романа пригласили быть диаконом в Св. Софии — главном храме Константинополя. Память Романа Сладкопевца Церковь отмечает в тот же день, что и праздник Покрова — 1 (14) октября.
Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество Церкви, радость всего рода христианского, имеющего Заступницу-Богородицу, покрывающую его и сберегающую от всякого зла честным Своим омофором. Храм, который обычно изображается на иконах Покрова новгородского извода как бы в разрезе, символизирует всю вселенную, которая становится храмом славы Божьей. На суздальском изводе мы видим храмы Константинополя, которые впрочем, на Руси воспринимались как образ Святой Земли.
Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова: «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери. Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии... Это — симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной; словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений...»
Покров. М. В. Нестеров, апсида Покровского храма Марфо-Мариинской обители
Покров Пресвятой Богородицы над Русскою землей. Современная икона. Хр. св. Николая в Клениках
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Покров Пресвятой Богородицы: Почему в России почитают византийский праздник Важнее национальной гордости для наших предков было заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. Андрей ДЕСНИЦКИЙ вспоминает историю создания Покровского собора на Красной площади и спасение Пскова от войск польского короля Стефана Батория
Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность
Покров Пресвятой Богородицы: иконы На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.
Покров: Почему в России почитают византийский праздник <a href="http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10014&article=2680">Праздник Покрова Пресвятой Богородицы</a> не относится к числу двунадесятых, отмечающих главные события Священной истории Нового Завета. Собственно, его могло бы и не быть в нашем календаре, мы бы даже не заметили, что чего-то не хватает. Но на Руси он издавна был одним из самых почитаемых праздников, и это не случайно — он открывает нам многое о нашем почитании Приснодевы Марии и о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами, которые, казалось бы, можно говорить только Богу: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Отечественная война 1812 года. Начало войны В этом году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года, странной войны России с Наполеоном, в которой непобедимый полководец в сопровождении 200 тысяч человек впустую проехал от берегов Немана до Москвы-реки, так и не сумев по-настоящему реализовать свои полководческие дарования. Мы начинаем публикацию серии эссе об Отечественной войне 1812 года. Первое из них, разумеется, посвящено началу войны
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Ведь были ж схватки боевые: Бородинская панорама К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях
Помазание на царство – что это такое? Если помазание на царство — не таинство, в чем его сакральный смысл? К чему был призван царь — помазанник? В какие отношения с Богом и народом входил? Размышляет кандидат исторических наук, преподаватель истории Русской Церкви богословского факультета ПСТГУ иерей Василий СЕКАЧЕВ
Отречение Николая Второго: отрекся, но не согрешил? 19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Музей забытого вкуса В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус — это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства
Репрессии против Церкви при Сталине: в чем логика террора Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.