«Христианския кончины живота нашего безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове» просим мы на каждом православном богослужении. Это особое прошение, исполненное надежды, связано с важнейшим событием христианской жизни - встречей после смерти с Господом и ответом перед Ним за свои поступки. Образы Страшного суда - иконы, мозаики и фрески - позволяют нам явственно представить момент этой встречи, поразмышлять о приготовлении к ней.
Горе тем, кто слева
Характерная иллюстративность и наглядность, присущая этим композициям, производит глубокое впечатление на любого зрителя. Как известно, князь Владимир, еще пребывая язычником, был потрясен картиной, которую ему представили в момент спора об истинной вере греческие проповедники. «Повесть временных лет» -- наиболее ранний дошедший до нас летописный источник по истории Древней Руси -- описывает это так: «И… философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: “Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева”».
Страшный суд. Икона. 12 в. Монастырь св. Екатерины на Синае
Несмотря на очевидный назидательный характер образов Страшного суда, было бы ошибкой трактовать их исключительно как устрашающие и поучающие изображения. Это были, конечно, молитвенные образы, перед которыми просили об отпущении грехов и даровании Небесного Царства. Иконы Страшного суда имели и богослужебное значение, что зафиксировано в ценнейших источниках о русской церковной жизни XVII века, так называемых «Чиновниках Успенского собора». В них подробно описывается особая служба, называемая «Действо Страшного суда», для которого на поклонение патриарху и царю выносилась одноименная икона. В воскресенье перед Масленицей на соборной площади Кремля по особому уставу пелись стихиры, освящалась вода и читалось Евангелие, после чего патриарх отирал губкою образ Страшного суда, осенял крестом и кропил святою водою государя и множество людей, присутствовавших при совершении обряда.
Страшный суд. Икона. Первая половина 15 века, Новгород. Государственная Третьяковская галерея
Губка, трость и копие
Временем возникновения иконографии Страшного суда можно уверенно считать доиконоборческий период византийского искусства. Уже в VII веке существовали эсхатологические образы, связанные с темой суда над человечеством и посмертным воздаянием.
Иконографические источники, питавшие многосоставные и сложные «судные» образы, необычайно разнообразны. Ветхозаветные пророчества, Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), творения святых отцов (например, Ефрема Сирина), апокрифы и тексты церковно-учительных сборников (Прологов) давали обилие материала, который использовали художники. В Евангелии Господь говорит о Своем Втором Пришествии так: «…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24: 29-31). Следуя этому описанию, в верхней части икон Страшного суда всегда изображают Спасителя во славе, а в нижней части -- трубящих ангелов, собирающих людей на судилище. По обеим сторонам от Христа обычно восседают двенадцать апостолов, также участвующих в совершении суда. Богоматерь с Иоанном Крестителем предстоят Спасителю в молении за человеческий род. Ниже, по центру иконы, всегда изображается Этимасия, то есть уготованный для Судьи престол, на который положены книга (Евангелие) и орудия страстей Иисуса: губка, трость, копие, иногда вместе с багряницей. Одно из древнейших изображение уготованного престола встречается в мозаиках конца VII столетия в храме Успения в Никее. В дальнейшем в византийской и древнерусской живописи Этимасия стала важным элементом в составе композиций Страшного суда, но продолжала существовать и как самостоятельный символический образ.
Между раем и адом
В нижней части любой иконы Страшного суда располагаются сцены, связанные с участью грешников и праведников. Чаще всего слева от зрителя (по правую руку Христа) на белом фоне представлены райские сюжеты -- шествие праведников к вратам рая, Лоно Авраамово -- место блаженного пребывания ветхозаветных праведников, наконец, образ Богоматери, сидящей среди ангелов в райском саду. Справа от зрителя (но по левую руку от Христа) разворачиваются ужасающие картины ада, где изображаются бесы и грешники в огненном потоке. Здесь же восседает сатана с небольшой фигуркой Иуды у него на коленях.
Две противоположные части, место рая и место ада, бывают отделены друг от друга либо огненной рекой, либо так называемым змеем мытарств. Его голова, как на новгородской иконе XV века из Третьяковской галереи, расположена вверху, извивающееся тело с кольцами, за которыми прячутся бесы, проходит через центр иконы, а хвост опущен в ад. На иконах XVI-XVII веков на кольцах змея часто подписывались названия мытарств, через которые должна пройти человеческая душа. Среди них -- тщеславие, сребролюбие, пьянство, блуд и многие другие. Появление в иконографии Страшного суда змея с указанием грехов, за которые испытывают человека в загробном мире, связано с популярностью «Жития Василия Нового», в котором описывались мытарства его ученицы инокини Феодоры после смерти.
Миниатюра из Киевской псалтири. 1397 г. ОЛДП F 6, Л. 180. Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург.
Одним из элементов иконографии Страшного суда является огненная река, поток которой проходит через всё изображение и расширяется книзу. Огненная река упоминается в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», где архангел Михаил показывает Пресвятой загробную участь грешников: «И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — много грешников.»
Часто противопоставление рая и ада в образах Страшного суда подчеркнуто симметричным расположением сцен друг напротив друга. В этом смысле примечательна икона конца XIV -- начала XV века из Успенского собора Кремля, где изображение рая сильно сдвинуто к центру и, таким образом, значительно выделено.
С XVI века в некоторых образах между раем и адом изображается обнаженная фигурка человека, прикованного к столбу. Это так называемый «милостивый блудник», который много раздавал милостыни бедным, но прожил в грехе блуда всю жизнь. Его посмертная участь, как об этом рассказывается в Прологе, была открыта некоему затворнику. В видении он узрел ангела, который явился к плачущему блуднику и сказал, что за грех блуда тот не достоин войти в рай, однако за милосердие не может быть заключен и в ад.
Ангел с небесным свитком. Деталь фрески «Страшный суд». Ок. 1316–1321 гг. Роспись свода южного параклесиона в монастыре Хора (ныне – музей Кахрие Джами, Стамбул)
Изображения свернутого неба восходят к библейской книге пророчества Исайи, где о последних временах говорится: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный» (Ис. 34,4). К этому же образу обращался в «Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» преп. Ефрем Сирин.
Западная стена
Ко всему сказанному добавим, что композиция Страшного суда была чрезвычайно распространена в монументальной живописи, где достигала поистине масштабных размеров. На Руси она присутствует уже в росписях XII века в Кирилловской церкви в Киеве, Николо-Дворищенском соборе и в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, а также Георгиевском соборе Старой Ладоги. Традиционно при росписи храма Страшному суду отводилось место на западной стене основного храмового пространства, иногда с захватом части прилегающих боковых стен. Сцены мучений грешников и торжества праведников, а также изображения Христа и апостолов на судилище дошли до наших дней и в прославленных фресках Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира (1408) и во фресках Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502). Грандиозные картины последнего суда, не оставляющие равнодушными современных зрителей, развернуты на западных стенах Спасского собора в Ярославле (1560-е) и церкви Спаса-на-Сенях в Ростове Великом (1675). Рассматривая их, видишь окончание истории человечества, в которой одно из мест принадлежит твоей душе.
Море и земля отдают мертвецов. Деталь фрески «Страшный суд» на западной стене ц. Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре. 1502 г. Дионисий и сыновья.
Персонификации моря и земли в виде юных девушек, держащих лодки или открытые гробы, являются устойчивыми элементами иконографии Страшного суда. О восстании мертвых и отдании тел морем и землей преподобный Ефрем Сирин в «Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» писал так: «Тогда в аду кости человеческие, слыша глас трубы, со тщанием побегут, ища своих составов, тогда увидим, как всякое человеческое дыхание в мгновение ока восстанет с места своего и все от четырех концов земли будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякия плоти, и тотчас с трепетом и тщанием дадут земля своих мертвецов, а море — своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновение ока.»
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Икона и мир. Можно ли совместить канон с творчеством? Мы привыкли рассуждать об иконе с точки зрения святоотеческого богословия и иконописного канона. Но икона существует не только в церковном контексте, но и в культурном пространстве своего времени. Хотим мы этого или нет, современный мир не может не влиять на церковное искусство. А мы часто продолжаем говорить об иконе так, словно со времен Андрея Рублева ничего не изменилось
В «Дербеневке» учат делать писанки Художница из Киева показала, как правильно расписать писанки, традиционные пасхальные яйца Украины. Мастер-класс проходил в фольклорно-этнографическом центре «Дербеневка»
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Почему Маркес? Недавно вышли на русском мемуары одного из самых известных ныне живущих писателей — Маркеса. Роман «Сто лет одиночества» читал, наверное, всякий, кто хоть сколько-нибудь интересуется литературой. Абсолютно замкнутый, достоверный и одновременно фантастический мир, выстроенный колумбийцем, до сих пор пленяет новых и новых читателей. Черты этого мира явственно проступают и в мемуарной прозе Маркеса, что, как полагает Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН, сделает новую книгу бестселлером в России
Откуда берется вдохновение Чтобы совершить научное открытие, создать шедевр, найти неожиданный выход, да просто написать хорошую статью, — необходимо вдохновение. Откуда оно берется? Что это — способность души или разума?
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.