Постепенно в монастырях заканчивается период строительства и обустройства. Работы еще много, но возникает вопрос: могут ли современные монахи заниматься не только хозяйством, но и творчеством. Тем более, что в монастыри приходят образованные люди и те, кто творчеством занимался в миру. Отрекаться ли им от своих прежних умений или сочетать творчество в обычном смысле с творчеством более тонким – очищением себя и покаянием, разбирается Анна ОЛЬШАНСКАЯ
Сегодня празднуется день прп. Иоанна Дамаскина. Когда он, известный и образованный человек, бывший визирь Дамасского халифа и автор нескольких трактатов в защиту святых икон, поступил в монастырь, то его старец настрого запретил ему писать богословские сочинения и гимны. Однажды Иоанн нарушил запрет и составил надгробные песнопения на смерть своего собрата. Старец подверг его наказанию и только Сама Богородица, явившись старцу, сняла этот запрет и потребовала «не заграждать источник». И вот… мы знаем Иоанна Дамаскина как величайшего творца церковных песнопений. Хотя перед тем, как начать писать, он и понес епитимию – чистил в монастыре отхожие места.
Святые Отцы сравнивают монашество с особым видом творчества и наукой из наук. Цель ее: обожение. Из всего написанного об обожении выделим интересный факт - человек, соединяясь с Богом, сохраняет свою идентичность, не поглощается Божеством, но остается личностью, имеющей свою собственную ипостась. Душа и личность человека при этом взаимном проникновении божественного и человеческого не поглощаются, не утопают в божественном, Господь оставляет волю человека свободной, способной и далее к самостоятельному выбору и, в ракурсе нашего размышления, можно сказать, именно к творчеству, но Творчеству высшему, с большой буквы - направленному не во вне, не на внешнее произведение , а на собственную душу. В этом для человека нет никакого принуждения. В конечном счете, свобода во Христе это постоянный выбор, а следование за Христом - высшее творчество и наука из наук, на изучение которой уходит каждая минута до самого конца жизни христианина.
Впервые обнаружив для себя безграничность христианства и глубину святоотеческой мысли многие новоначальные христиане выбрасывали свои картины, сжигали стихи – разочарование в мирском "творчестве" было для них поразительно. Чтобы вернулось вдохновение требовалось время: переоценка и смена целей в жизни, переосмысление себя, покаяние. Архимандрит Софроний (Сахаров) писал о том, что художественное творчество требует всего человека и молитва требует всего человека: «Я понял, что через искусство ощущение Вечности не идет так глубоко как в молитве. И я выбрал молитву». Перед таким выбором оказывается каждый, кто открыл для себя Христа и в особенности монах.
Представители самых разных профессий приходят в монастыри, принимают монашеский постриг, отдают свою волю в послушание игумену или духовнику. Художники изучают иконопись, реставрацию, поэты - гимнографию. Монах не отказывается от таланта, не зарывает его, а направляет и посещает, как и всю свою жизнь, служению Богу. Талант - редкий инструмент, в руках профессионала он творит чудеса. Вспомним «Троицу» прп. Андрея Рублева или произведения Достоевского – произведения искусства, наполненные любовью к Богу, способны обращать души людей ко Христу, а значит востребованы, нужны.
Монах живет в монастыре. Здесь свой порядок, которому он подчиняется. Современные монастыри только начинают выходить из периода, когда им требовалась рабочая сила – стройка и восстановление обителей были одной из главных задач на протяжении почти трех последних десятилетий. Не смотря на то, что современные монастыри часто сильно отличаются и по численности насельников, и по благоустроенности, все же большинство наших монастырей все еще можно называть "трудовыми". В таком монастыре инок вероятнее всего сталкивается с непониманием - зачем ему творчество, не ради ли тщеславия? Моя знакомая иконописица, послушница известного женского монастыря закончила иконописное отделение Московской Духовной Академии и вернувшись в обитель попросила организовать ей рабочее место и благословить иконописное и реставрационное послушание, однако в ответ услышала недоумение: "Зачем писать новые иконы, когда в храмах и так заполнены ими все стены?" Она была вынуждена перейти в другой монастырь и последние пять лет работает в иконописной мастерской новой обители .
Иконопись – это именно монашеское делание. Приведу отрывок из беседы архимандрита Ефрема, настоятеля афонского монастыря Ватопед, в Московской духовной академии 19 мая 2009 г. старцу задали вопрос:
Как Вы считаете, в современном мире иконопись - это монашеское делание или чье? Есть ли среди братии вашего монастыря иконописцы, и какие отличия в их жизни от жизни других братий?
На что архимандрит Ефрем ответил: «Конечно, это монашеское делание, только по снисхождению к человеческой немощи стали иконы писать миряне, потому что человек пишет иконы постясь, молясь и бодрствуя. Потому и одна из причин того, что у нас есть чудотворные иконы в Церкви, это то, что они написаны рукой святых людей. Однажды я был в мирской иконописной мастерской и видел двух мирян, которые писали иконы. Они писали иконы, а рядом лежали сигареты. Они курили и писали - это очень нехорошо. Однако, благочестивым мирянам, конечно же, не запрещается писать иконы».
Отношение к изучению наук и творчеству во многих монастырях по сей день крайне неоднозначно. Способность критически мыслить, необходимая в любой творческой работе, очевидно настораживает выросших в иной духовной традиции старших братий и сестер. Не удивительно, что талантливый монах зачастую оказывается перед сложным выбором: оставаться в родной обители и потерять возможность творить или броситься на поиски монастыря, в котором его профессиональный навык был бы востребован и написать прошение о переводе.
И все же, в православном святоотеческом понимании монашества внешнее делание, пусть даже церковное творчество, никогда не было самоцелью и таким фактором, который формирует жизнь монастыря. Те, для кого дилемма "монашество и творчество" жизненно актуальна, наверное, всегда испытывают покаянные чувства, поскольку часть души и ума отдают хотя и благочестивым, но земным вещам. Вероятно, такой проблемы не испытывают те монахи, которые в духовно благоустроенных монастырях занимаются творческой работой по послушанию.
Монах - воин Христов. И если бой, то должен быть готов оставить и творчество, и все свои способности ради следования за единым Господом. Так следовали за Христом новомученики и исповедники Российские. Сщенномученик Иларион (Троицкий) ничем так не дорожил на этой земле, как родной Академией, ее библиотекой, научно-богословскими занятиями. Из писем видно, как тосковала его душа в ссылках вдали от книг и плодотворной работы, и как он себя смирял, не давал возобладать духу уныния, как покорялся воле Божией в обстоятельствах и благодарил за все, находя повсюду поводы для радости.
И все же, мы живем не во времена гонений и апостасийные настроения не должны руководить нами. Монастыри процветают: восстановлены и достаточно благоустроены. Сегодня в монастырях есть все ресурсы для аккомулирования не столько физической, сколько именно интеллектуальной силы и мы видим, что многие крупные монастыри уже проводят богословские курсы для молодых насельниц, дистанционно, с помощью интернета, монахи изучают иностранные языки, их отправляют на учебу в высшие учебные заведения страны, где те обретают профессиональные навыки: от медицины до архитектора-проектировщика. Пришло время всем, кто до сих пор сомневается в целесообразности интеллектуального ресурса в современных святых обителях, вспомнить слова архимандрита Киприана Керна:
«Православию нужны не только единичные ученые монахи, такие уникумы встречались и раньше в наших иноческих вертоградах, и глохли в них. Нам нужен монашеский ученый орден. Нужно отбирать в этой среде лучшие культурные силы, не противопоставлять творчеству — спасение, и не чураться соблазна книги. Такие православные доминиканцы и бенедиктинцы, конечно, не цветом и покроем рясы должны отличаться от прочих своих собратьев, но истинным духовным просвещением, чтобы стать подлинным зеркалом духовным, одним из «вторичных светов». Они должны отдаться науке и быть способными работать в сфере просвещения, быть свободными от хозяйственных послушаний, материального благоустройства и административного соблазна. Жизнь сама собой придала отдельным монастырям их индивидуальную физиономию. Обители отличались по своему укладу и внутреннему духовному климату. Известна пословица: «Кто суров — тому Саров, кто упрям, тому — Валаам, кто жаждет духовного опыта, тому — Оптина». Вот только не было уголка тем духовно–культурным инокам, которые на себя приняли вместе с помазанием науки и ангельскую схиму. Они — бездомны».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Псково-Печерский монастырь: Открытая крепость Псково-Печерский монастырь — единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Монастырь-миссионер Наверное, нет такого русского человека, который ничего не слышал о преподобном Сергии Радонежском. Ученики преподобного и насельники основанной им обители, ставшей впоследствии Свято-Троицкой Сергиевой лаврой, основали сотни монастырей по всей России, так что Лавру можно считать монастырем-миссионером
Как расписывался Введенский собор Оптиной Пустыни Видео о работе иконописцев во Введенском соборе Оптиной Пустыни, в котором покоятся мощи преподобного Амвросия. Уникальные кадры: мастера пишут лики старцев
Святыни Европы: Сербский Афон Монастыри Овчарско-Кабларского ущелья на Западной Мораве называют «сербским Афоном» — так писал о них святитель Николай Сербский. Но своему названию они обязаны не только великому богослову. В XIV веке афонские монахи основали здесь настоящую монашескую республику
Святыни Европы: древнейший монастырь Самый древний монастырь Западной Европы, история которого к тому же никогда не прерывалась, находится в Швейцарии, в городе Сен-Мориц. Это монастырь святого Маврикия (IV век). По древности он не уступает монастырю святой Екатерины на Синае
Свято-Пантелеимонову монастырю на Афоне поможет Москва Свято-Пантелеимонову монастырю на святой горе Афон Правительство Москвы выделило 150 миллионов рублей. В течение долгих лет монастырь находится в бедственном положении, полученные деньги будут потрачены на реставрацию исторических построек обители.
Как жили древнерусские монахи под руководством преподобного Феодосия 27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.
Большое сердце отца Лонгина 2 октября Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область Украины побывал в доме для детей-инвалидов при Вознесенском в Банченском мужском монастыре. На границе Украины с Румынией, в Свято-Вознесенском монастыре живут два одиночества — сироты и монахи. Одни сами отказались от мира, приняв постриг, от других отказались родные. Настоятель монастыря архимандрит Лонгин (Жар) стал отцом и тем и другим. Наш корреспондент побывал в этом монастыре за несколько месяцев до приезда Патриарха.
Монах–номинант на Нобелевскую премию выкупил из тюрьмы 15 тысяч человек Архимандрита Гервасия (Раптопулоса) из Салоник выдвинули на Нобелевскую премию мира. За последние 35 лет он выкупил из тюрьмы более 15 тысяч человек. После нескольких бесед с ним один известный преступник-рецидивист решил уйти на Афон. Комментируют российские тюремные священники.
Страсти по уставу: почему положение о монастырях и монашестве вызвало споры? За чередой «жареных тем» светские СМИ пропустили, может быть, самую острую церковную дискуссию за последние годы. Споры вокруг Положения о монастырях и монашестве, вынесенного на открытую дискуссию Межсоборным Присутствием показали много неожиданного в сегодняшнем состоянии русского монашества. О чем спорили в Церкви и закончились ли эти споры? «Нескучный сад» попытался разобраться в этом вопросе.
Монастыри Греции: на месте языческих капищ Паломнические маршруты по Греции часто обходят стороной две удивительные обители недалеко от Афин: женский монастырь Преображения Господня на горе Пендели и мужской монастырь святого Луки на склонах Геликона. Оба были построены на месте языческих капищ в десятом веке, в те времена, когда набеги пиратов-мусульман были особенно жестоки
Семь «грехов» Ватопеда Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела
Где затворился святитель Феофан? Наш корреспондент побывал в монастыре, где святитель Феофан Затворник провел последние 23 года своей жизни и написал самые свои значительные произведения. Как выглядит это место? В дополнение к предыдущей статье мы публикуем фоторепортаж из Выши и знаменитого Успенского монастыря под Рязанью
«Наше поколение – гумус, на котором вырастут будущие монахи» Накануне дня памяти отца всех монахов прп. Антония Великого, разбираемся кто сегодня приходит в монастырь, почему духовники не благословляют иноков на отшельничество в лесах и можно ли привыкнуть к городскому шуму за стенами обители. Рассказывает благочинный Спасо-Прилуцкого Димитриевского монастыря в Вологде иеромонах Александр (Кораблев)
Пасха в Оптиной пустыни: как будет выглядеть обновленный собор? В Оптиной Пустыни художники заново расписывают центральный Введенский собор. На Пасху леса были сняты и нашему корреспонденту повезло попасть внутрь, чтобы сделать несколько фотографий на мобильный телефон - смотрите уникальные кадры из еще закрытого для посетителей собора, а так же фоторепортаж из пасхальной Оптины
Архимандрит Ефрем Ватопедский о монашестве и священстве 5 июля память всех преподобных отцов Святой Горы. Должен ли монах стремиться к священству, как отбираются кандидаты в священный сан, как происходит рукоположение на Афоне, и как его самого напутствовал к священству старец Иосиф Ватопедский, рассказал журналу «Нескучный сад» настоятель афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Кутсу).
Протоиерей Павел Великанов: Активность монашествующих стала неожиданностью Главный редактор сайта «Богослов.ру» – интернет-площадки, на которой происходила наиболее бурная дискуссия вокруг проекта Положения о монастырях и монашестве, пояснил, почему редакция сохраняла даже самые острые комментарии и как состоявшаяся дискуссия повлияет на утверждение этого документа Межсоборного Присутствия
Епископ Пантелеимон о монашестве Мирянам образец монахи, а монахам – ангелы, напоминает старую отеческую поговорку епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. Смотрите ВИДЕО, в котором владыка рассказывает, почему без возрождения монашества невозможно возрождение Церкви в России и как тем, кто чувствует в себе желание иноческой жизни, не дать миру заглушить в себе Божий призыв.
Святитель Феофан – блогер в затворе 23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи
Монашество в Америке: женская обитель с афонским уставом 18 православных греческих монастырей были открыты в Америке за два последних десятилетия и большинство из них – женские. Американские монахини живут по строгому афонскому уставу и упражняются в Иисусовой молитве. Смотрите наш фоторепортаж из калифорнийского монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», экскурсию проводит сама игумения – матушка Маркелла
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.