На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

«Наше поколение – гумус, на котором вырастут будущие монахи»


Версия для печати
29.01.13, 08:07

Благочинный Спасо-Прилуцкого Димитриевского монастыря в Вологде иеромонах Александр (Кораблев) рассказал «Нескучному саду», кто сегодня приходит в монастырь, почему духовники не благословляют иноков на отшельничество в лесах и можно ли привыкнуть к городскому шуму за стенами обители.


Спасо-Прилуцкий монастырь

— Кто сегодня уходит в монастырь?

— В монастырь не уходят, а приходят. Некоторые, конечно, бегут от мира, устав от греховной жизни, когда некуда деваться – о таком человеке можно сказать, что он в монастырь «уходит». Здесь такой человек немного выздоравливает, глотнет чистого воздуха, и если это для него приемлемо – остается. Меньшее количество приходящих в монастырь руководствуются просто любовью к Богу, как преподобный Серафим.

В братии Спасо-Прилуцкого монастыря сейчас 14 человек – для нас это оптимально, хотя раньше, конечно, здесь жило больше монахов. Например, когда 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня разоряли обитель, они сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Зато такой маленький коллектив не дробится на более мелкие группки.



— Сейчас многие говорят о кризисе монашества. Есть ли он с вашей точки зрения?

— Как говорил святитель Иоанн Златоуст, самое неблагоприятное время для монашества (и для христианства в целом) — это время благополучия. Так что можно сказать, что времена свободы Церкви — это кризис. Но мне трудно судить, потому что прежнего монашества я не знаю, я пришел к тому, что есть. У нас в монастыре не то что старцев – и стариков нет (хотя и молодых нет, самому старшему седьмой десяток, моложе тридцати ни одного человека), сравнивать не с чем. Приходится учиться на собственной шкуре. Я думаю, наше поколение – некий гумус, на котором вырастут будущие монахи. Это меня успокаивает.

У современных людей сбились приоритеты. Сегодняшняя молодежь готова работать до упаду – лишь бы отдохнуть. Работал-работал, накопил денег, поехал в такой отпуск, что после отдыха нужна еще неделя реабилитации. Надо наоборот: мы отдыхаем, чтобы опять поработать. Знаю людей, у которых вроде бы все есть, даже с излишком: стены толстые, как в нашем монастыре, и на окнах решетки, только счастья нет. Они все готовы отдать, чтобы найти счастье.

— К монашеству сегодня приходят в основном образованные люди?

— У нас все с образованием, крестьян нету, некому заниматься животными. Завели куриц – так из них выпали все перья, и мы их больше не заводим. Вон пруд монастырский — затянут тиной и ряской, как моя душа грехами. Кто скрипач, кто пианист, есть преподаватель радиоэлектроники из Военной академии. Кто педагог, кто технарь, кто лермонтовед…


Благочинный Спасо-Прилуцкого монастыря иеромонах Александр (Кораблев)

— В современном монастыре удается искать духовной жизни, или заедает быт?

— Быт заест везде, но в нашем монастыре, мне кажется, есть почти все условия для духовной жизни. Много сил вкладывается в молитву и богослужение: в четыре утра подъем, в 04-20 начинается служба, длится примерно до 9-30. Утреню служим утром, потом литургия, вечером вечерня, повечерие, братский молебен, у каждого келейное правило. То есть человек, который хочет идти этим путем, имеет к тому все возможности. Конечно, и от суеты не уйдешь: монастырь городской. Тут и женщины, и дети, хотя по канонам можно просто уйти из обители, куда есть доступ женщинам и детям. Только сегодня уже никуда не денешься.

— Монастырский храм выполняет функции одного из приходских в городе? Есть приходская община?

— Да, это приходский храм для нашего района: другого здесь нет. А вот общины здесь нет: люди приходят и молятся, но никто не ставит задачу создать православную приходскую общину и не занимается этим. Служба каждый день, исповедь каждый день, и все. Еще в паломнические поездки прихожан возим – это теперь в любом монастыре есть.

— Вокруг исповедующего священника формируется то, что называют «покаяльной семьей» — а ведь это уже шаг к общине?

— Формируется «покаяльная семья», конечно, ведь все думают: у него борода большая – значит, старец. Собирается много народу, вот и волоки их. Приходится тащить, хоть и падаешь, так ползком тащишь. Господь по вере прихожан помогает.



— Несущиеся рядом поезда мешают монашеской жизни?

— К поездам привыкаешь и замечать перестаешь. Люди, живущие у Ниагарского водопада, тоже его не слышат и между собой вполголоса разговаривают. Только паникадило на службе вибрирует – амплитуда сантиметров десять, когда поезд мимо идет. Если однажды на кого упадет – «скорую помощь» не тревожь, сразу «со святыми упокой».

— А близость жилых районов и пляж под стенами мешают?

— Уж точно не помогают. Пляж у нас тут во всех видах. Приходите лет через сколько-нибудь – буду постарше, смогу сказать из опыта. А пока не знаю. Недовольные иногда приходят, но хоть стекла пока не бьют. Однажды пришли двое с ребенком. Один показывает ребенку вертеп: смотри, это домик для черта. А супруга снимала на видео реакцию насельников монастыря и служителей привратной. Это было как раз время, когда порубили иконы в Великом Устюге. Не знаю, связано это или нет, но провокации тогда шли одна за другой. Смотрели на них спокойно, выдержанно.


Cразу за стеной монастыря начинается пляж

— Монахи сегодня стремятся уходить в леса?

— Рвутся.

— Благословляют ли?

— Не благословляют. Чтобы уйти в лес, сначала нужно научиться жить с людьми. В фильме «Поп» батюшка хорошие слова говорит о своей супруге-матушке: «Она – мой точильный камень». Надо сначала обточиться, научиться отказываться от своей воли, научиться жертвовать собой. Почитаете святителя Игнатия (Брянчанинова) — поймете, что подвиги, которые несли наши предки, в большинстве своем для нас неподъемны. Конечно, самородки всегда будут, но это исключение из правил. Нашего преподобного Павла Обнорского преподобный Сергий 15 лет выдерживал в затворе в монастыре, не давал уйти в пустынь, хотя тот и до того жил в одиночестве. Это при каких великих старцах было! А кто к нам в монастырь приходил, говорил, что они отшельники-старцы — все какие-то страстные были. Живет в лесу, а в нос его стукнешь — он тебя в ответ.

— Какого вы мнения о проекте положения Межсоборного присутствия о монашестве?

— Я его читал. Там отражено состояние современного монашества, вот и все.

— Сейчас слышны мнения, что после принятия такого положения можно закрывать все монастыри.

— Ничего не могу сказать, кроме «поживем — увидим». Но монастыри закрывать не придется: Господь с нами уже тысячу лет возится, как же теперь бросит? Делай, что должно, и будь, что Бог даст, вот и все. Бог ведь ближе, чем воздух в легких, а не то, что рубашка к телу. Иной раз не успеваешь мысль в слова облечь, а уже ответ приходит. Вот от чего страшно, аж мурашки бегут по коже. Вспоминаешь слова блаженного Августина: будьте осторожны в мыслях, они слышны на небе.

Александра СОПОВА

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Монашество  Монастырь 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.