Синий, белый, золото – при помощи трех цветов иконописец-виртуоз XIV в. передал божественные нетварные энергии Христа, о которых спорили его современники. О маленьком шедевре византийского искусства из рукописи защитника исихастов императора Иоанна Кантакузина рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА
Преображение. Миниатюра из рукописи «Богословских сочинений» византийского императора Иоанна VI Кантакузина. 1370-75, Национальная библиотека, Париж.
При внимательном чтении Евангелия, можно заметить, что сцена Преображения занимает особое место. Во-первых, здесь впервые ученикам Христа открывается Божественная природа Учителя, которого они знали как человека. Во-вторых, это событие происходит накануне страданий Господа, о чем и беседовали с Иисусом пророки — Моисей и Илия. А это значит, на горе Преображении открывается также и тайна человечества Спасителя, которому предстоит умереть. И в-третьих, чудо Преображения приоткрывает нам тайну Троицы. Все три евангелиста сообщают, что на горе был слышен глас Отца, глаголавший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», облако покрыло гору, а лицо и весь облик Христа сиял таким дивным светом, что ученики пали на землю. Глас Отца, человеческий и божественный образ Сына и явление Духа в виде облака явно указывают на Святую Троицу. На службе праздника Церковь поет: «днесь на Фаворстей горе, тайно Троицы образ показуя…»
Великий гимнограф древности преп. Ефрем Сирин воспевает это событие так: «Радовались пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».
В византийском искусстве образ Преображения также занимает особе место. Это не просто один из евангельских сюжетов или двунадесятых праздников, это образ, раскрывающий суть духовной жизни. Особенно это хорошо видно в искусстве XIV века, когда в Византии шли ожесточенные споры о природе Фаворского света. Этому же посвящено и сочинение императора Иоанна Кантакузина, украшенное миниатюрами. На одной из них — Преображение (миниатюра предваряет текст свт. Григория Богослова о Фаворском свете, а на соседней странице изображен сам свт. Григорий, учащий о Преображении).
Миниатюру отличает виртуозность исполнения, интенсивный колорит, построенный на сочетании сияния золота и сине-голубой холодной гаммы, композиция вытянутая по вертикали, что позволяет увидеть динамику происходящего.
При этом чудо Преображения передано очень эмоционально, все здесь подвижно, диагональные линии пересекаются, складки одежд струятся, словно вся вселенная приведена в движение некой незримой силой. В верхней части мы видим горний мир, где на вершине горы стоит Христос в сиянии славы и рядом, также на вершинах соседних гор стоят пророки Илия и Моисей, обращенные к спасителю. В нижней части — мир дольний, здесь изображены апостолы — Петр, Иоанн и Иаков, не просто упавшие, а словно стремительно скатившиеся вниз.
Свет, исходящий от Спасителя, тремя лучами буквально пригвождает учеников к земле, они кажутся отброшенными к подножию горы силой божественной энергии. При этом горы тоже кажутся какой-то подвижной субстанцией, которая словно волны вздымается к небесам. В то же время горы напоминают мосты, соединяющие небесный и земной миры. Преображение здесь показано не просто как явление преображенного Христа, но как действие божественных энергий, преображающий всех и вся, изменяющих всю вселенную. Именно так понимали Преображение исихасты, к которым принадлежал Иоанн Кантакузин.
Стоит сказать несколько слов о личности Иоанна Кантакузина, он был весьма неординарен: полководец, историк, полемист, император, монах. Происходил из влиятельного аристократического рода, близкого к византийскому двору.
В период царствования Андроника III (1328-1341) заправлял всеми делами императора. После смерти Андроника в 1341 г. престол перешел к его малолетнему сыну Иоанна V Палеологу, при котором Иоанн Кантакузин стал регентом. Но против него был организован заговор, имения конфискованы, друзья и близкие оказались в тюрьме, сам он объявлен предателем и бежал в свой родной город Дидиомитик.
Но вскоре его сторонники провозгласили Кантакузина императором Иоанном VI. В 1347 г. ему удалось овладеть Константинополем, и Иоанн V Палеолог и Иоанн VI Кантакузин были объявлены соправителями. В 1352 году Иоанн V восстал против своего соправителя, общество разделилось, началась гражданская война.
В борьбе с политическими противниками Кантакузин опирался на турок-османов и позволил им укрепиться на европейском берегу. Всеобщее недовольство его правлением привело к тому, что в 1354 Иоанн Кантакузин отрекся от престола и постригся в монахи под именем Иоасаф Христодул. В монастыре он написал «Историю», охватывающую период с 1320 по 1356 гг., где описал в том числе события, в центре которых был сам. Труд Иоанна VI, хотя и крайне тенденциозен, тем не менее, считается одним из лучших византийских сочинений этого жанра. Иоанн Кантакузин известен также как автор богословских сочинений, в которых проявил себя как последователь свт. Григория Паламы. Умер в монастыре в Мистре 15 июня 1383 г. в возрасте девяноста лет.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Донская икона Божией Матери: четыре чудесных дня Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.
Иверская и другие: перед какой иконой будут молиться на Васильевском спуске? 24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Воздвижение Креста Господня: тайны явного Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются
Преображение Господне: иконы к празднику Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.
Иверская икона Божией Матери: чтимые списки В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Троеручица: странная икона Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Чем икона отличается от портрета? В нашей новой постоянной рубрике известные иконописцы будут рассказывать о том, как лучше понять, что изображено на иконах. Например, икона святого может подробно передавать его житие. Как по образу понять, чем занимался святой и как прославился, нашему корреспонденту Екатерине СТЕПАНОВОЙ рассказала иконописец и преподаватель ПСТГУ Светлана ВАСЮТИНА
Иконография казни Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы
Изображая Бога Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса , но оказывается , что вариантов ее написания не так много . С чем связана эта сдержанность , как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА , заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско - богословском институте святого апостола Андрея , автор книг о богословии русской иконы .
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.