В Риме насчитывается более полусотни древних подземных кладбищ, так называемых катакомб, служивших местом захоронения членов раннехристианских общин. В их многокилометровых темных коридорах и залах рождалась особая изобразительная система, где многовековое античное наследие тесно сплеталось с христианскими образами и символами, мифологические сюжеты обретали иные смыслы, а декоративный стиль поздней римской живописи переплавлялся в новые формы.
Образы Спасителя в живописи катакомб весьма разнообразны. Христос представлен и как Добрый Пастырь, несущий овцу, и как юноша в тоге, поучающий учеников. В росписях IV века Христос чаще всего изображается с длинными волосами и бородой, что станет традиционным для последующей византийской иконографии.
На илл.: Христос на троне с апостолами Петром и Павлом и избранными святыми. Катакомбы свв. Петра и Марцеллина. Рим. IV век
Cложить свои кости
Несмотря на укоренившееся представление о раннем возникновении катакомб, археологические исследования позволяют ученым с уверенностью говорить о появлении первых подземных христианских кладбищ только во II веке н. э. К этому времени христианские общины Рима были довольно сплочены и уже многочисленны. С первыми десятилетиями II столетия связывают основание двух самых древних катакомб, возникших на территории частных земельных владений как семейные усыпальницы, а затем расширявшихся за счет погребения близких, их наследников и других единоверцев-христиан. Достоверно известно, что так называемые катакомбы Присциллы получили свое название по имени жены римского сенатора Ацилия Глабриона. Римский историк и ученый Светоний Транквилл в книге «Жизнь двенадцати цезарей» указывает, что Ацилий Глабрион в числе других римских сенаторов был осужден на смерть императором Домицианом «по обвинению в желании нововведений». Возможно, это указывает на то, что сенатор пострадал за приверженность христианству. Семейная усыпальница Ацилия и Присциллы с годами превратилась, как и все остальные катакомбы, в сеть разветвленных ходов с многочисленными прямоугольными нишами — «локулами», вырубленными в несколько рядов, и отдельными небольшими залами — «кубикулами». Ниши-локулы, куда клали тело покойного, закрывались плитами (часто мраморными). На них либо кратко указывалось имя покойного, либо делалась весьма пространная надпись-эпитафия в сопровождении какого-либо символа или изображения. В кубикулах погребались богатые члены общины, и именно здесь сохранились многочисленные настенные росписи. Очень редко в катакомбах встречается мозаика, как, например, в катакомбах Домитиллы, где она украшает полукруглые ниши аркосолиев.
Миф о том, что римские катакомбы служили христианам тайным укрытием в эпоху гонений, сложился еще в XVI-XVII веках, когда состоялось первое их открытие. Однако теперь бесспорно, что места погребения христиан были известны римским властям, не препятствовавшим такому использованию частной земли. Любое захоронение считалось в Риме священным, неприкосновенным местом, и этот закон распространялся в том числе на христианские кладбища, что, однако, не мешало в период обострения гонений засыпать часть из них. Подземные коридоры катакомб служили местом встречи, где совершались совместные поминальные службы, возносились молитвы об упокоении душ усопших. Первоначально в катакомбах не было больших помещений, удобных для больших собраний верующих. Однако уже к IV веку площадь подземных галерей значительно увеличилась, а после того, как император Константин положил конец гонениям на христиан, они стали популярным местом паломничества для всех, кто хотел помолиться у гробов пострадавших за веру мучеников. Римский папа Дамасий I (366-384) предпринял масштабную реконструкцию катакомб, укрепив в них своды и стены и восстановив некоторые порушенные временем могилы. С именем этого папы связывают начало угасания традиции подземных захоронений. Ему приписывается надпись, сделанная в катакомбах Сан Каллисто: «Здесь я желал бы сложить свои кости, но убоялся потревожить священный прах святых».
Орфей и Добрый Пастырь
Памятники катакомбного искусства имеют размытые хронологические рамки. Различные участки росписей создавались в разное время, и точно датировать стилистически неоднородные фрески невозможно. В качестве надгробных плит, закрывающих локулы, могли использоваться античные стелы или обломки мраморных архитектурных деталей, уже имевших древние языческие надписи или изображения, что также затрудняет определение времени их создания. Так, вторично использована закрывающая плита локулы на виа Анапо, на которой изображены маленькие обнаженные мальчики-путти. Античные сюжеты широко представлены в живописи катакомб. Здесь встречаются персонификации времен года и сил природы. В Сан-Каллисто можно увидеть иллюстрации мифа об Амуре и Психее, а в своде мавзолея Клодиуса Гермеса в катакомбах Сан-Себастиано изображена голова Медузы Горгоны. В кубикуле Самсона гипогея на виа Дино Компаньи, катакомбах Домитиллы и во многих других памятниках представлены буколитические (то есть «пастушьи», сельские) сцены. Многочисленные фруктовые и цветочные гирлянды, изображения птиц и животных, вероятно, заимствованы художниками из репертуара росписей домов богатых римлян. Зачастую в образе античных героев изображались христианские святые. Известно изображение Христа в образе Орфея, играющего на лире (катакомбы Петра и Марцеллина), поскольку этот языческий музыкант, согласно мифам, спускался в преисподнюю, что символически соотносилось с сошествием во ад Христа. В живописи III-IV веков популярными были образы Христа в виде Доброго Пастыря — юноши в короткой тунике, несущего на плечах овцу. Такой принцип изображения был известен античному искусству, однако приобрел совершенно новое значение, согласно словам Христа: «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 14).
Оранты из кубикулы
В катакомбных росписях рождалась и новая иконография, связанная c изображением ветхозаветных и евангельских сцен. При этом круг сюжетов, в которых воплощались идеи спасения души и христианского благочестия, был достаточно устойчивым. Популярными были сцены «Даниил во рву львином» и «Три отрока в пещи огненной». История пророка Ионы, три дня находившегося во чреве проглотившего его кита, а зачем чудесно спасенного, прообразовательно соотносилась с пребыванием Христа во гробе и Воскресением, согласно евангельским словам (Мф. 12: 38-40). Сцены из жизни Ионы запечатлены в катакомбах Петра и Марцеллина, катакомбах Сан-Каллисто и многих других. Из новозаветных сцен изображались чудеса и исцеления, совершенные Христом на земле, в том числе воскрешение Лазаря, что было связано с верой в воскресение душ всех погребенных в катакомбах. Примечательно, что в составе этих росписей отсутствуют страстные сюжеты — никогда не изображаются события последних дней земной жизни Христа и Его Распятие. Смерть многочисленных мучеников, погребенных в катакомбах, также не являлась темой для подземных росписей. Умершие изображались в образе орант — молящихся фигур с воздетыми вверх руками. Самые известные из них — оранта с покрывалом на голове второй половины III века из катакомбы Присциллы и оранта в богатых одеяниях из кубикулы Граты катакомб Джиордани (IV век). И если первая из них изображена в плоскостной, условной манере, то изображение второй оранты поражает глубоким психологизмом и живописной моделировкой лика с портретными чертами.
Выработанные в катакомбной живописи сюжеты получили дальнейшее иконографическое развитие в церковной живописи. К моменту строительства первых храмов при императоре Константине, провозгласившем христианство официальной государственной религией, в искусстве уже имелся богатый опыт визуализации основных положений христианского вероучения. Катакомбные росписи, создававшиеся на преломлении античного иллюзионизма и стремлении к условной плоскостной живописи, стали важным начальным этапом формирования раннего византийского искусства.
Словарь катакомб:
Аркосолий — полукруглая ниша в виде глухой арки над захоронением.
Кубикула — небольшое отдельное помещение в конце или в стороне от коридоров катакомб, где находилась семейная усыпальница или место захоронения наиболее богатых членов христианской общины. Кубикулами также назывались спальные комнаты в древнеримских домах.
Локула — горизонтальная прямоугольная ниша, вырубленная в стене, куда клали тело покойного. После совершения поминальных молитв локула замуровывалась или заставлялась мраморной плитой.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Храм Христа Спасителя: копия верна 81 год назад, 5 декабря 1931 года, был взорван храм Христа Спасителя. По преданию, разрушение храма напророчила игуменья Алексеевского монастыря, который находился на этом месте до середины XIX века. В связи со строительством храма монастырь переехал в Красное Село. Уезжая, игуменья воскликнула: «Не будет здесь храма!»
Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» Кипят споры вокруг результатов конкурса храма Новомучеников российских на крови, на Большой Лубянке. 130 лет назад в Петербурге проходил конкурс проектов другого храма на крови. Он также вызвал баталии. После революции Александр Бенуа даже желал этому храму быть… взорванным. Какие проекты участвовали в конкурсе, как он проходил, и кто в царской России решал – быть ли храму, и каким?
Святыни Европы: древнейший монастырь Самый древний монастырь Западной Европы, история которого к тому же никогда не прерывалась, находится в Швейцарии, в городе Сен-Мориц. Это монастырь святого Маврикия (IV век). По древности он не уступает монастырю святой Екатерины на Синае
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Кто уничтожит Десятинный храм? В Киеве защищают знаменитую Десятинную церковь. Точнее ее фундамент, вокруг которого вот уже двадцать лет идут затяжные бои. Пока защитники старого Киева устраивают марши протеста, Украинская Православная Церковь (часть Московского Патриархата) инициирует конкурсы проектов по строительству нового храма на месте древнего фундамента. В борьбе участвуют и российские ученые, недоумевая, почему наша пресса не торопится бить тревогу – ведь под угрозой ключевой памятник для истории обоих народов.
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Первая книга России: В чем уникальность Остромирова Евангелия? Остромирово Евангелие было создано в эпоху культурного подъема Древней Руси, последовавшего за принятием христианства в 988 г. Это старейшая дошедшая до нас древнерусская датированная рукописная книга… Что же такого особенного в этом памятнике, кроме древности?
Знак торжества Православия: мозаика Божией Матери в Константинопольской Софии Этот шедевр византийского искусства, по легенде, был создан святым , которому во время гонений иконоборцы изувечили руки. Этот знак победы Православия над ересью восстановил св. патриарх Фотий, учитель свв. Кирилла и Мефодия. В день Торжества Православия рассказываем о мозаике Божией Матери в апсиде Собора Святой Софии в Константинополе. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Симон Ушаков: государев иконописец 8 сентября праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. В XVII веке Симон Ушаков написал уникальную икону "Насаждение древа государства российского", на которой Владимирская изображена как главная святыня всей Руси. Какие еще иконы написал великий изограф и почему его творчество особенно актуально сейчас, рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Диоклетиан и Сталин: близнецы-братья Христиане IV века называли конкретное имя своего палача – Диоклетиан. Почему у нас стеснительно говорят, что Церковь гнали некие «власти», а при упоминании Сталина переводят стрелки на победу в войне и индустриализацию? После протестов православных Якутии против установки памятников Сталину, эти вопросы вновь стали актуальны
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.