В первые четыре дня Великого поста все православные стараются освободиться пораньше, чтобы к пяти или шести вечера успеть в храм – на чтение Великого канона Андрея Критского. О смысле и значении канона рассказывает священник Алексий АГАПОВ, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковском Московской области:
— Одно из значений слова «канон» - церковное песнопение в честь святого или праздника. Если говорить строже, каноном (в этом смысле слова) называется последовательность песнопений (ирмосов и тропарей), написанных на темы, заданные девятью библейскими песнями. Первая - песнь Моисея после перехода через Чермное море (Исх., 15, 1-19); вторая – его же (Втор., 32, 1-43), в которой пророк напоминает еврейскому народу Закон Божий перед тем как самому умереть, а евреям – войти в Землю обетованную; третья — песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, воспетая по поводу дарования ей сына (1 Цар., 2, 1-11); четвертая — пророка Аввакума (Аввакум 3, 1-19), которую Церковь традиционно толкует преимущественно как пророчество о Рождестве Христовом; пятая - песнь пророка Исайи (Ис., 26, 9-19), в которой он воспевает Бога в ночи и говорит, что ночь просвещается, как день, светом Божиих повелений, и говорит о будущей земле праведных; шестая — песнь пророка Ионы во чреве кита (Иона 2, 3-10); седьмая и восьмая — разбитая на две части песнь трех отроков в пещи Вавилонской (Дан., 3, 26-36, 53-88); девятая – сразу две новозаветные песни: Богородицы – «Величит душа моя Господа» (Лк, 1, 46-55) и Захарии, отца Иоанна Крестителя (Лк, 1, 68-79), которую он воспел, когда ему после рождения сына был возвращен дар речи.
Эти девять – и есть, собственно, канон (т. е. «узаконенный свод») библейских песней, некогда предписанный к ежедневному богослужебному исполнению. Потом уже на них стали писать тропари, подходящие по смыслу тому или иному празднику или святому. Можно сказать, что сами библейские песни – это основа, неизменяемый скелет канона, а ирмосы и тропари – изменяемая «оправа», в которую Церковь облекает все те же песненные сюжеты, почитая тот или иной праздник. В обиходном чтении дома, да и в храме, тексты библейских песней, как правило, опускаются – и мы читаем только ирмосы и тропари. Но Великим постом в храмах стараются исполнять устав строже, поэтому текст библейских песней появляется в повседневном богослужении. У кого будет возможность приходить в храм в будни, могут обратить на это внимание. Во время Великого поста каждый день поются трипеснцы: в понедельник – 1, 8 и 9 песни канона, во вторник – 2, 8 и 9, в среду – 3, 8 и 9, в четверг – 4, 8 и 9, в пятницу – 5, 8 и 9. В субботу поется четверопеснец – 6, 7, 8 и 9 песни. И, наконец, в воскресенье – весь канон.
Вторая песнь – самая длинная, поэтому уже с древних времен на нее далеко не всегда составлялись тропари, и мы видим, что чаще всего в канонах после первой песни сразу идет третья. Но преподобный Андрей написал тропари и на вторую песнь. Это не единственный канон, в котором есть вторая песнь, но наиболее широко известный. Итак, вторая песнь канона ассоциируется для нас, прежде всего, со службами Великого поста.
Вот, мы сказали: Церковь облекает канон библейских песней в «оправу» праздничных тропарей. Но что за «праздник» такой, когда на дворе – Великий пост? Уж точно речь не может идти о радости! А если не радость – так ведь «праздность» – это разве не греховная лень, противоположность трудолюбию? Но на самом деле – если «зреть в корень» слова – оно означает лишь отход от (или, лучше сказать: исход из) повседневности. То есть празднует человек не только в великой радости, но и в великой скорби, и в сосредоточенном внимании – отстраняясь от привычной обыденности. Именно к такому вниманию призывает нас Церковь во время Великого поста, который для христианина, безусловно, – праздник, «весна душам». И вот, в первые четыре дня этой духовной «весны», мы все особенно стараемся успеть к вечернему богослужению, когда читается Великий канон Андрея Критского.
Канон Андрея Критского – хвала покаянию. Именно для того он и читается в самом начале Великого поста, чтобы сразу задать человеку высокую планку на весь пост, указать главную цель поста – покаяние. Воздержание от скоромной пищи – лишь одно из самых эффективных средств, способствующих покаянию, но если весь пост свести только к этому воздержанию, и поститься не имеет смысла.
Молитвословия Великого канона помогают нам оценить себя по большому счету – перед лицом Бога. И оценка эта даже для великих праведников бывает неутешительной, потому что по сравнению с величием Божиим любая добродетель кажется невесомой. Но сам факт оценки приносит утешение, так как дает нам возможность измениться, а это великое чудо. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть» (Мф., 6, 27), - задает нам риторический вопрос Господь. То есть мы, казалось бы, ничего не можем сделать с собой, но в то же время человеку, который отваживается на покаяние, то есть на праведную (без самооправдания) оценку самого себя, Господь дарует возможность измениться. И эту возможность восхваляет Великий канон Андрея Критского. В нем такие глубины богословия!..
Обычно, говоря о богословии, мы подразумеваем, что это какая-то научная дисциплина. Она якобы интересна для специалистов, касается концепций Божьего мира или церковной жизни, но никак не соотносится с обычной жизнью простых людей - хотя бы потому, что малодоступна их пониманию. Но во время чтения канона Андрея Критского к высокому богословию могут приобщиться абсолютно все прихожане, пришедшие в храм. Вспомним, например, кондак Великого канона: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Кто здесь к кому обращается? Не душа же к самой себе. Но и не тело пробуждает душу. А обращается к душе то самое «Я», которое выше (или глубже?) самого нашего постижения. Мы часто говорим: «Чужая душа – потемки». Но ведь и своя душа – потемки. Есть в каждом из нас такая глубина, которую знает только Господь. А вот когда мы со всей Церковью поем канон Андрея Критского, мы каким-то образом, через слово, прикасаемся к этому непостижимому, приближаемся к познанию самих себя. И это не интеллектуальное познание, а действенное, силовое! Слова канона наполнены не только разумом и логикой, помогающими человеку умом понять, что он грешен. Они еще наполнены великой силой, и это дает возможность почувствовать свою греховность сердцем, то есть самой сердцевиной своего существа.
Кроме того, очень интересен сюжетный принцип, по которому написан Великий канон. Преподобный Андрей вспоминает различные события, описанные в Священном Писании, и через них ведет нас опять же к покаянию. То есть все Писание в поэтическом осмыслении преподобного Андрея становится свидетельством и, так сказать, руководством к покаянию. Нам хочется изменить свою жизнь, но часто мы не знаем, как это сделать. И вот, читая канон Андрея Критского, мы вспоминаем Священное Писание и одновременно получаем практическое знание о покаянии: какое оно; как узнать его, настоящее, «на вкус»; как не спутать с собственными «комплексами» - плодом плотского мудрования. И это знание о подлинном покаянии - не наше, человеческое, а нечто намного большее: знание Церкви, разум Святого Духа. Принесем ли мы личное покаяние, зависит уже только от желания и волевых усилий каждого человека. Но путь нам в очередной раз указан, возможность дана.
Наверное, красоту поэтического языка словами описать трудно – ее можно ощутить только в храме во время чтения. А вот оценить изощренность ума песнопевца и прикоснуться к ней можно попробовать и сейчас. Вот в пятой песни канона, читаемого во вторник, слышим: «Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носим речными, яко в чертозе древле бегающий дела, горькаго совета фараонитска». Что в этом кратком стихе? О, очень многое! Мы вспоминаем о том, как был рожден пророк Моисей; как мать, чтобы спасти его, положила младенца в корзинку (ковчежец) и опустила на воду (Исх., 2, 3); и дальнейшие события: как он был взят дочерью фараона, на воспитание и выращен как сын (Исх., 5-10). И далее на память знающему Писание приходит все, что связано не только с самим Моисеем, но и с жизнью евреев в египетском рабстве. В христианском богословии Египет – не только географическое понятие, но и символ жизни человека в рабстве греху, из которого ему необходимо выйти. Как мы помним, Моисей вывел еврейский народ из рабства. Подобный же исход должен состояться в душе каждого человека. Конечно, этот исход может произойти в любое время, но Великий пост – время самое благоприятное. Это наш ежегодный шанс на благой исход из греховного жития.
Однако, возвращаясь к тропарю канона: что же значат эти вот загадочные слова «Яко в чертозе древле, бегающий дела, горькаго совета фараонитска»? Как искусный художник или иконописец может одним касанием кисти отобразить что-то важное, так и преподобный Андрей одним касанием напоминает нам о другом жителе Египта – Иосифе Прекрасном, жившем задолго до Моисея (с него-то все и началось для евреев в Египте!). «Дело горькое» - это то, что предлагала праведнику супруга его хозяина, фараонова царедворца: она склоняла Иосифа к блуду, а он убежал от нее, за что еще и подвергся клевете (Быт., 39, 7-12). Но и это не все: одновременно «горький совет фараонитский» – повеление фараона (снова в эпоху Моисея) убивать всех еврейских мальчиков (потому-то мать, чтобы спасти младенца Моисея, была вынуждена положить его в ковчежец и отпустить на воду). Но есть и третий смысл слов «горький совет фараонистский» - символический. Это «совет греховный», которым нас мучают мир и диавол.
Толковать Великий канон Андрея Критского можно долго – любой тропарь (то есть, строфа) заключает в себе как исторические события, описанные в Библии, так и глубокий духовный смысл. Но лучше напитать свою душу этими удивительными словами, придя в первые четыре вечера Великого поста в храм. Желаю всем читателям «Нескучного сада», чтобы у них была такая возможность и чтобы они ее не упустили.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Канон преподобного Андрея: причем тут ближний? Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии
Протоиерей Константин Островский: Поститься нужно по правилам, не можешь – кайся Если напишем новый Типикон «под себя», то гордо успокоимся, что строго соблюдаем устав, следующим шагом будет дальнейшее сокращение устава, – протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ комментирует вчерашнюю статью о том, что честнее, есть постные разносолы или простые мясные продукты
О великом посте Современный мир стремится к раскованности. Современный человек желает найти неограниченные возможности для удовлетворения своих желаний. Церковь же оставляет возможность человеку быть несовременным. Люди Церкви в определенные дни (среда и пятница) или периоды года свои желания добровольно ограничивают. Такие ограничения и зовутся постом
Канон преп. Андрея Критского (четверг) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Как устроена Страстная седмица? Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения — за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу — на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Соборование: выздороветь и воскреснуть Со второй седмицы Великого Поста в храмах начинает совершаться таинство елеосвящения, или соборования. В чем смысл его смысл и как оно совершается? Об этом рассказывает корреспондент «НС» Ирина СЕЧИНА, побывавшая на соборовании в храме св. царевича Димитрия при Первой градской больнице. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Великая тайна Великого поста: Что такое Литургия Преждеосвященных Даров Не все знают, в чем наибольшая строгость Великого поста. 49-е правило Лаодикийского собора IV века предписывает «не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений». Что же совершается в храме в эти дни?
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: признай свою немощь, и Господь тебя исправит Как быть, если планировал Великим постом себя исправить и стать лучше, а ничего не получилось. Чувствуешь, что стал лишь хуже и рассеяннее. Ответы в проповеди епископа Орехово-Зуевского ПАНТЕЛЕИМОНА на литургии Преждеосвященных Даров в последний день Четредесятницы
Как устроен Великий пост? Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Пить ли постом кофе? Люди, которые любят кофе, иногда постом от него отказываются. Есть ли в этом какой-то смысл? Можно ли заменить устав отказом от каких-то других продуктов, которые любишь? Например, от шоколада? Угодна ли Богу такая особая жертва?
Канон преп. Андрея Критского (среда) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Умойте постное лицо Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.
Постное детство Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
Канон преп. Андрея Критского (вторник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Канон преп. Андрея Критского (понедельник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
«Подлинное покаяние совершается только однажды» Есть люди, которые всю жизнь ходят на исповедь — и ни разу по-настоящему не каялись. А есть люди, которые не умеют исповедоваться, но их покаяние настоящее. О том, как соотносятся исповедь и покаяние - доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ.
О первой исповеди Начинается великий пост - особое время для покаяния. О том как правильно подготовиться к первой исповеди рассказывает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.