Добровольцы. Простые истории Здоровые люди редко приходят в больницу, разве что посетить близких. Зачем еще туда приходить? Что, кроме чужого горя, страдания, боли, можно там найти?
БЛИЖЕ ВСЕГО
Однажды я видела, как со старушкой на улице случился инсульт. Старушка была симпатичная, попросила помочь донести сумку с продуктами, мы разговорились. И вдруг она упала... Прохожие вызвали “скорую”, бабушку увезли в ближайшую больницу. Через несколько дней я решила проведать, как она там. Оказалось, что старушку навещает ее сын, и все нужное у нее есть. Но когда я увидела эту еще несколько дней назад общительную, энергичную, аккуратную женщину на койке в коридоре, без сознания, со спутанными волосами, под сбившимся стареньким одеялом, я ее не узнала, и мне стало страшно. Предложить помощь я не решилась, просто испугалась, что человек так быстро может стать совершено беспомощным и жалким.
К сожалению, обеспечить пациентам необходимый уход большинство российских больниц не может. Но обвинять медиков в этом было бы несправедливо. Причины тут очень простые - нехватка средств и людей.
Так, за рубежом на одну медсестру приходится пять больных, у нас - двадцать-тридцать. “Разве в состоянии медсестра со всем справиться? - говорит Наталья Викторовна Назарчук, старшая сестра терапевтического отделения больницы свят. Алексия, митрополита Московского. - Она бегает, как может, но к трем часам, если это, например, хирургическое отделение, она просто выбивается из сил, потому что там подача на операции, с операций, перевязки, надо делать инъекции, давать обезболивающее и антибиотики. В терапевтическом отделении огромное количество сил забирает транспортировка. Первую половину дня постовые сестры только ездят. Это очень тяжело”.
Маргарита Михайловна Смирнова, старшая сестра реанимационного отделения в Первой градской больнице: “В штат нашего отделения заложено 12 санитарок и младших сестер. Зарплаты у санитарок очень маленькие - 400 рублей, выжить на них невозможно. Раньше у нас была всего одна санитарка, сейчас четыре, и для сестер это огромное облегчение. Если нет санитарок, то всю их работу должна делать сестра. А в реанимации очень много работы для санитарки - она должна крутиться буквально как белка в колесе: беспрерывно наводить чистоту, выносить все, менять белье, иногда приходится менять белье больному 5-6 раз в сутки. Нужно мыть больных, это делают сестры, но санитарка тоже обязательно в этом участвует. Нужно сливать баночки с дренажами, выносить мусор, нужно обязательно два раза в сутки протереть все поверхности хлорамином, а потом промыть водой”.
Институт сиделок в российских больницах в принципе отсутствует. К примеру, на неврологическое отделение 50-й городской больницы, рассчитанное на 85 человек, приходится три санитарские ставки. О сиделках тут говорить не приходится.
Особенно тяжело в больницах скорой помощи, где иногда просто нет возможности привлечь к уходу за больными родственников. Больных привозят с улицы, всегда внезапно, иногда это одинокие люди или бомжи.
О трудной ситуации в российской медицине написано много. Однако в том, что у нас так многое неустроенно и нельзя все заботы о страдающих людях переложить на профессионалов и “умыть руки”, может быть, наше преимущество. У нас тому, кто хочет жить не только для себя, не надо далеко ходить, не надо искать нуждающихся в помощи где-то в Африке. Достаточно прийти в обычную больницу.
Именно там, совсем рядом с нами, бескрайнее поле для приложения сил и возможность явить свою веру делом.
Сейчас при многих храмах действуют больничные сестричества и группы волонтеров - добровольных помощников. Что приводит туда людей? Путь у каждого свой, и совсем не всегда простой и легкий. Тут, как и вообще на каждом шагу в жизни, могут возникать сомнения, вопросы, малодушие... Первый день в больнице, скорее всего, будет сложным. Но раздражаться и унывать не стоит. Опыт множества людей говорит: в конце концов трудности переплавятся в радость. И хотя нам далеко до настоящих подвижников, мы тоже можем это увидеть.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. НЕДОУМЕНИЯ
“Я была в больнице в первый раз. Мы пришли в неврологическое отделение еще с двумя женщинами - они уже опытные волонтеры. Мне выдали халат, косынку и перчатки. Работа была - мыть тумбочки или постричь одного больного. Стричь я не умею, было страшновато, и я выбрала тумбочки. Тут все вроде бы просто - берешь пластмассовый тазик, две тряпки, и протираешь, как умеешь, все тумбочки во всех палатах подряд. Но оказалось, что тумбочки заставлены - у каждого больного рядом какая-то еда, вещи, питье, газеты... Надо все это переставлять или нет? Чтобы было чисто - надо, а может быть, больному неприятно, что я его вещи перебираю? Я решила, что надо спрашивать - “вам тумбочку и внизу (там обычно больше всего вещей) мыть?”. А еще возле некоторых больных сидят родственники - пришли навестить, разговаривают - не сгонять же их с места? Получилось, что часть тумбочек остались немытыми.
Дальше была стрижка - одна из женщин, с которыми мы вместе пришли, за это взялась, но оказалось, что в одиночку не справиться. Больной, по виду похожий на бомжа, лежал в какой-то неудобной позе - коленки подтянуты к животу - и стричься явно не хотел. Усадить его мы и не пытались, поворачиваться на бок он тоже не стал, как мы ни уговаривали. Одна старалась приподнять ему голову, а другая в это время пыталась остричь отросшую шевелюру. Ножницы были тупые. “Кончай издеваться, - неразборчиво бормотал больной. - Сахару!” - “Нет уже сахару, весь съел, - убеждала моя напарница, - на вот кусочек пастилы”. - “Поспать дайте”, - нестриженый больной медленно, но неуклонно натягивал на голову одеяло. За уговорами потерпеть еще нашу стрижку скормили четыре брусочка пастилы и немного хлеба. “Да вы что! - ужаснулась третья помощница, - Он же теперь обедать не станет!” И правда, когда принесли обед, наш больной есть отказывался. (С другим больным, которого стригла моя напарница, все было хорошо - он сидел и стригся с удовольствием.)
Потом санитарка велела мне помыть кровати - их нижние железные перекладины сильно запылились. Все было хорошо, только вот пыль, которую я собирала с дальних перекладин мокрым ершиком, хлопьями падала на только что помытый другим волонтером пол. А больные удивлялись - “что это вы все ходите, моете...”
Вдруг оказалось, что уже надо уходить - после обеда волонтеры уже не работают. В результате я помыла только в половине палат.
Мне кажется, что я все делала неправильно и от меня было мало толку. Пожалуй, единственное, что было просто и понятно - это усадить одного больного, чтобы он сам смог поесть, и потом помочь ему лечь обратно (у него своя хитрая система усаживания - с помощью стула, поставленного на бок, ножками к стене и подпирающего спину).
Но, как ни странно, в больнице мне понравилось. Мне бы хотелось еще сюда прийти”. ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. НЕДЕЛЯ В БОЛЬНИЦЕ
“Мне давно хотелось поработать в больнице. Однако собиралась туда я долго - год, да и попала совсем неожиданно. Я только тогда поняла, что буду работать в женском неврологическом отделении неделю, когда меня познакомили со старшей медсестрой, работающей от храма на этом посту. Тогда же я получила указания, касающиеся работы. Они были просты: во всем слушаться сестер отделения и никакой инициативы. Это мне понравилось - обычно мне приходится заниматься организацией людей, и я была рада наконец-то спокойно поработать под чьим-то руководством.
Вечером того же дня я выгладила белый халат и, повесив его на вешалку, вдруг остановилась. В моей душе всплыли все полудетские впечатления, связанные с ним. “Неужели я, так недавно боявшаяся даже мимо поликлиники пройти, и для которой и сейчас сдать кровь из пальца - подвиг, - я одену медицинский халат?! Так, самое главное не показывать вида, что я боюсь...” И, понадеявшись на русский “авось”, на следующее утро я отправилась в больницу.
Первое, что я увидела, войдя в маленькую комнатку сестричества, оказавшуюся очень чистой и опрятной, это молодую сестру, у которой на сгибе руки был маленький кусочек пластыря. “Я так и знала, - пронеслась мысль в моей голове,- они здесь постоянно сдают кровь для больных”. “Спокойно, - подумала я. - Тебя же пока не спрашивают”. Позже выяснилось, что сестра просто сдавала какие-то анализы. Пока я переодевалась, медсестра готовилась к утреннему обходу и собирала все нужное. Надо сказать, что я представляла себе наши государственные больницы как нечто ужасно бедное, где все грязные работы выполняются голыми руками, которые изредка моют чем-то вроде хозяйственного мыла и вытирают старым замызганным полотенцем. Оказывается, нет. У сестер милосердия есть и современное жидкое мыло, и одноразовые перчатки, которые, правда, используются по 2-3 дня, но их тщательно моют и дезинфицируют. Есть в больнице и памперсы, купленные кем-то для одиноких больных, расходуют их весьма экономно, но они есть.
Как только я собралась, мы пошли на обход. На первый взгляд, обстановка была удручающей. Кровати стояли везде, не только в палатах, но и в коридорах. Больные, в основном бабушки разных возрастов, уже проснулись и ждали нас. И мне показалось, что если бы я была больна, мне было бы очень сложно выздоравливать в таком переполненном людьми месте... Однако навещающих было много, и они изо всех сил старались как-то подбодрить своих близких, а тут и солнышко заглянуло во все палаты, стали бегать медсестры и врачи, работа закипела, больные нашли собеседников, кому они могли пожаловаться на свои недуги, - и больница стала казаться уже не такой ужасной.
Сестра поручила мне вымыть одну бабушку и посадить ее перед завтраком. Звали мою подопечную Марией Ивановной, ей было 89 лет, частично парализованная, она была глухой, слышала только чуть-чуть левым ухом. Внезапно она начинала рассказывать о себе: “Когда мне было 9 лет, соседка повела меня причащаться. Вечером мать узнала, посадила меня на диван и говорит: “Ты учишься в советской школе, не смей этим заниматься!” И с тех пор я не знаю, что это и зачем это нужно. А почему священник сегодня так быстро ушел? Нет-нет, я не хотела с ним поговорить, я же глухая, но почему он так быстро ушел?”
Наверное, самая главная работа заключалась именно во внимании к больным. Условия больницы, где трудно найти лишнюю простынку, да и та будет с дырой, не очень-то располагают к выздоровлению. Поэтому людям как никогда нужна доброта, забота и внимание. И если больные получают все это - реакция просто потрясающая. Здесь мне сразу вспомнились слова моей мамы-врача: “Если ты будешь заходить в палату с улыбкой, больные будут относиться к тебе как к солнцу, и даже будут льстить, но ты, пожалуйста, не обольщайся...”
Чем еще я занималась неделю? Мыла больных, запоминала их особенности, немного кормила, убирала, стелила постели, и восхищалась транспортировкой больных, с большим искусством проделываемой сестрами, - в общем-то ничего медицинского.
Правда, в понедельник я с осторожностью спросила: “А что такое пролежень и как он образуется?” Сестра поняла это как то, что я не только хочу видеть пролежни, но и знать о них все. Она сразу же показала мне один небольшой, и пообещала при случае взять меня на обработку действительно сильного у другой больной. На следующий день, за обедом, сестры начали обсуждать строение серьезных пролежней. Я не из тех, кто может по какому-то поводу потерять аппетит, однако выражение моего лица заставило их отложить обсуждение до более подходящего случая. В общем, пролежней я так толком и не видела, осознав, что все-таки еще не готова к этому.
А в целом рабочая атмосфера была очень хорошей. С тех пор прошло несколько недель, и я вспоминаю о женской неврологии с большой теплотой. Девочки милосердия, как ласково назвала сестер одна бабушка, да укрепит вас Бог!” ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. НОВАЯ ЖИЗНЬ “Работать в больницу меня отправил священник, сказав, что в качестве епитимьи мне нужно потрудиться на благо больных. Меня направили к старшей сестре нашего сестричества, которая сперва показалась мне очень суровой (что, как оказалось потом, совершенно не соответствовало действительности, просто она в этот день была чем-то расстроена). Я думаю: ну вот, сейчас я приду, что это будет, какой ужас... Я как на заклание туда шла. Что же делать - ослушаться я не смела.
Первое впечатление было ужасное. В больнице неприятные запахи, лежат старые, некрасивые люди. Это была неврология. Я пришла туда совершенно не готовая к таким впечатлениям... Меня, например, вообще удивляло, что сестры могут там сидеть и есть, я не могла там ни есть, ни чай пить. Было чувство какого-то отвращения. Я просто слушалась и делала то, что мне говорили - мыла полы, стараясь “зажать нос”, никуда не смотреть. А потом я возвращалась домой, с отвращением сбрасывала с себя одежду и как-то приходила в себя. Так что сначала самые сильные впечатления были внешние, физические - запахи и прочее. Потом я к этому немного привыкла и стала обращать внимание на людей, да и вместе с другими сестрами чай пить.
Мне поначалу казалось, что все в больнице чудовищно выглядит, но я знаю, что люди, которые к нам попадали из других больниц, говорили, что это небо и земля - у нас тут действительно есть уход за больными!
Я была в сестричестве волонтером и приходила в больницу раз в неделю, на полдня, с утра. Мы раздавали завтрак, обед, мыли полы и ухаживали за больными, которые не могут сами себя обслуживать - кому-то надо поставить судно, кого-то помыть, кого-то переворачивать, перестилать постель, работы всегда очень много, потому что в неврологии большинство больных - лежачие. Много, конечно такого, что вызывает брезгливость, так что поначалу пришлось как-то гасить свои естественные реакции.
Но в конце концов, и даже довольно быстро, чувство брезгливости отступает, и ты, наоборот, при посещении больницы набираешься сил. От больных видишь очень много благодарности, редко получаешь от них какие-то отрицательные эмоции. Обычно они даже самую малость воспринимают как какой-то великий дар.
В больнице было как-то особенно легко молиться. Я в первый раз это чувствовала... такое особое чувство от обычных икон, которые там стояли, и от самих сестер. Ощущение благодати. А еще туда приходили наши священники. Когда сидишь и кормишь больного, а тебя благословляет священник, это действительно дает силы. Кроме того, и наша форма с крестами на косынках, все говорило, что мы представляем Церковь - это и тебя меняет, и отношение других. От тебя ждут, что ты терпеливая, бодрая - и действительно становишься такой, пусть хоть и на время, пока работаешь в больнице.
Еще было просто ощущение конкретного, полезного дела, это тоже было важно.
Сейчас я скучаю по нашей больнице. И я слышала это от многих сестер, которые, как и я, перестали ходить в больницу, потому что появилась семья, родились дети. Хотя физически работать в больнице, пожалуй, тяжело, но душе это приносит очень много.
Там не было ничего особенно сладкого, умильного, там этого совсем нет. Это, видимо, пропадает сразу, жизнь оказывается сильнее всяких наших сентиментальных представлений. Но при этом у меня перед глазами стоят несколько сестер: они старались не разговаривать попусту, больше молчать, и видно было, что они молятся. Это действительно было очень важно. Их пример очень вдохновляет. Надо сказать, что я слышала много критических замечаний по поводу сестричества - что там женский коллектив, сплетни и тому подобное, но я этого почему-то не видела, а видела только очень достойные примеры. Вообще обстановка была очень хорошая - тебе всегда помогут, скажут, как и что делать, над тобой есть всегда старший, и главное - кругом духовно более крепкие люди, чем я.
И вся атмосфера там другая. Я всю жизнь думала, что все эти медицинские учреждения - это просто ужас, я всегда их обходила стороной, мне и в страшном сне не могло присниться, что я когда-нибудь туда попаду в качестве санитарки. Но оказалось, что это было начало какой-то другой жизни”.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Настоящий доброволец: кто это? О том, какими качествами должен обладать тот, кто приходит помогать в больницу, и с какими трудностями он может столкнуться, мы решили спросить профессиональных медиков и священников, организующих служение волонтеров в больнице. Вот что они нам ответили
В палате, на кухне, в саду У нас добровольные помощники в больницах - это пока редкость, это как-то не принято и на них порой смотрят косо (может, потому, что всегда считалось, что для советского человека все ДОЛЖНО сделать государство?). А вот в Европе, Америке, Канаде, Австралии они уже никого не удивляют. Люди там гораздо деятельнее участвуют в жизни своего поселка, городка, района. Помощь добровольцев больницам (и не только) очень распространена. Быть добровольцем почетно, для них есть специальное обучение, работать в больнице берут далеко не каждого. Добровольческих организаций в мире довольно много, они очень разные и существуют уже давно. И в организации волонтерской работы у них есть чему поучиться
Как не бояться старости Каждый раз, преодолевая очередную круглую цифру, мы страшимся: а что там дальше — после 50, 60, 70? Иной раз кажется — там только болезни, бессилие и одиночество. Есть ли в старости что-то хорошее? Можно ли подготовиться к ней? Как с ней справляться?
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Богатые и бедные: В социальном расслоении виновато все общество Каким образом должны сосуществовать миры богатства и бедности и о том, что наша общая беда сегодня – лживые богачи и надменные нищие, рассуждает руководитель автобуса помощи бездомным «Милосердие» диакон Олег ВЫШИНСКИЙ.
Человек-невидимка Человек ни на что не реагирует, не отвечает на вопросы, не следит взглядом, часто даже глотать сам не может. И такое состояние может длиться месяцами и даже годами. Его кормят, сердце у него бьется, вроде бы человек жив, но его как будто здесь нет. Если человеческая личность никак не проявляется -- личность ли это? И есть ли у таких людей внутренняя жизнь?
Личность и Церковь: «Делаем то, что можем» Мы не любим до поры размышлять о смерти. Так устроен человек. Анне СОНЬКИНОЙ 28 лет, она растит сына и дочку, а жизнь свою проводит среди неизлечимо больных, умирающих детей. Работа у нее такая — паллиативный педиатр. Мы будем говорить с ней о смерти. С Анной не страшно вести такие разговоры. Она — профессионал
Андрей Гнездилов: доктор-сказочник Можно ли радоваться жизни, если ежедневно сталкиваешься со смертью? Многие ответят на этот вопрос отрицательно. Но наш герой более 30 лет ежедневно общается со смертельно больными людьми. Он не может излечить их и лишь старается облегчить страдания, помогает подготовиться к смерти. При этом он не просто любит жизнь. В свои 68 лет доктор медицинских наук, психотерапевт Санкт-Петербургского хосписа Андрей Владимирович ГНЕЗДИЛОВ остается большим ребенком. Значительное место в его психотерапии занимают… сказки и куклы
Нужно ли бояться старости? Нас пугают болезни? Но они подстерегают в любом возрасте. Смерть? Вспомним о хрестоматийном падающем на голову кирпиче. Можно ли избежать этого страха, правильно подготовившись к старости, рассказывает кандидат психологических наук, профессор МГППУ Андрей КОПЬЕВ
Осенняя красота старости. Блог арт-директора «Нескучного сада» Дмитрия Петрова Лицо молодого человека, каким бы миловидным оно не было, можно сравнить с чистым холстом. А лицо мужчины или женщины, проживших большую часть своей непростой жизни, становится особой картиной, на которой радости и печали, невзгоды и мольбы положили свои выразительные мазки
Как не унывать если ребенок заболел У меня двое детей-погодков, и они часто болеют: то сопли, то уши, то кашель. Я постоянно унываю по этому поводу. Несколько лет назад для меня была очень утешительна попавшаяся случайно книжечка одного священника — бывшего детского врача Алексея Грачева. Но, к сожалению, больше ничего на эту тему в православной литературе мне не встречалось
Церковь в блогах: рейтинги, благотворительность, миссионерство На фестивале православных СМИ «Вера и слово» обсуждали не только зарегистрированные средства массовой информации, но и блоги. Тема была сформулирована как «новые СМИ или клубы по интересам?», но дискуссия приняла несколько иное направление: налицо инструмент, который нужно научиться использовать. Эксперты рассказали о рейтингах в ЖЖ и сборе в сети средств на благотворительность.
Помощь нужна всем Как правильно организовать работу, чтобы люди помогающих профессий не «выгорали»? Что здесь зависит от работодателя, а что от самого человека? По мнению Елены ЧИЧЕРИНОЙ, психолога, автора программы поддержки волонтеров движения «Даниловцы», прежде чем помогать, человек должен научиться сам принимать помощь.
Бизнес и вера: верблюжий горб, набитый деньгами Можно ли предприниматель в России быть честным? А православным? А честным и православным? О том, какие нравственные вопросы встают перед современными бизнесменами в России, размышляет предприниматель Святослав МОЖЕЙ
Как давать милостыню Чтобы варить суп, надо уметь готовить. А чтобы подавать милостыню? Оказывается, и это — целая наука. Подать первому встречному нищему или отнести близким? Всем ли нищим давать поровну? А может, кому-то вообще лучше отказать в пожертвовании? Об этом написано много, но, увы, чтобы все это прочесть, надо сперва научиться понимать язык богословов. Греческий епископ, живший в конце XVII века, был сторонником проповеди на народном языке, поэтому его советы были понятны людям тогда, будут понятны и сейчас.
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Жизнь и смерть: на границе миров Границы между жизнью и смертью с каждым годом стираются. Раньше не было таких чудодейственных лекарств и технологий, способных оживить даже мертвого, но не было и такого количества несчастных, которые годами балансируют между жизнью и смертью, пребывая в вегетативном состоянии. Получается, прогресс медицины порождает новые, еще более сложные проблемы. Так нужно ли реанимировать больного любой ценой? Отвечает ведущий научный сотрудник реанимационного отделения НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко Александр ПАРФЕНОВ.
Реабилитация наркозависимых: Забыть наркотик, вспомнить все Наркомания — страсть в самой запущенной форме. Но если у человека есть решимость бороться с болезнью, тогда есть шанс ему помочь. В Новосибирской области есть православные общины по реабилитации наркозависимых, которыми руководит протоиерей Александр НОВОПАШИН.
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.