14 (26) декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание столичных полков, отказавшихся присягать новому императору Николаю I. До сих пор историки спорят о значении этого события и по-разному оценивают личности организаторов – тех, кого позже стали называть «декабристами». Одни называют их героями, «разбудившими Герцена», другие – масонами, бунтовщиками и новыми якобинцами, готовыми разрушить собственную страну ради торжества своих идей.
В православной среде известна история о том, как преподобный Серафим Саровский якобы сказал матери Кондратия Рылеева о том, что лучше бы ее сын умер во младенчестве, чем окончил свою жизнь на виселице. Преподобный Варсонофий Оптинский в беседах со своим послушником Николаем, будущим старцем-исповедником Никоном Оптинским, пересказывает ее иначе: якобы мальчиком Рылеев смертельно болел и мать вымолила его жизнь, но во сне она увидела: сын ее выздоровел сейчас, но будет казнен в будущем.
В первой биографии преподобного Серафима – изданном в 1849 году «Сказании о подвигах и событиях жизни старца Серафима» – рассказывается о том, что к преподобному приезжал за благословением один из будущих декабристов. Иногда в нем узнают князя Сергея Григорьевича Волконского, поскольку он военный и поскольку на вопрос преподобного Серафима о веросповедании отвечал, что "не российского". Старец находился в момент встречи с одетым по-военному посетителем у колодца. Дворянин трижды просил благословения, а старец трижды ему резко отказал и прогнал от себя. Удивленному суровостью старца очевидцу события преподобный Серафим показал колодец, в котором вода неожиданно стала мутной, и предсказал, что он и его товарищи так же возмутят Россию. Этим очевидцем был сам автор «Сказания» – иеромонах Иоасаф (Толстошеев). Правда, отметим, что отношение к нему неоднозначное – одни считают его любимым учеником старца, другие – гонителем дивеевских сестер.
Отношение декабристов к религии и Церкви – тема, не имеющая однозначного ответа. Среди членов тайных обществ, желавших изменить государственный строй, были и атеисты, и сторонники использования народной веры для достижения своих целей.
Одной из первых и самых известных организаций декабристов был Союз благоденствия, основанный в 1818 году. Членами этого общества могли стать лишь те, «кто исповедуют христианскую Веру и имеют не менее 18 лет от роду». Эта оговорка позволяла участникам тайного общества формально не нарушать законы Российской империи, но сама по себе не может служить доказательством веры или атеизма борцов за народное счастье.
В других положениях своего устава Союз Благоденствия просил своих последователей докладывать обо всех иных обществах и организациях, в которых они состояли. Предложение это означает, что Союз благоденствия хотел иметь полный контроль над своими сторонниками. В другом пункте устава запрещалось рассказывать о своей принадлежности к Союзу, но этот пункт мало кто соблюдал, и о существовании тайного общества было известно не только властям, но и Грибоедову, в образе Репетилова высмеявшего горе конспираторов и бунтарей.
В уставе Союза благоденствия можно найти и предложения к духовенству: «Союз приглашает ... духовных особ и всех тех, кои, по положению своему в обществе, могут более действовать на нравственность». Участники тайного общества очень заботились о распространении нравственности в российском обществе и среди молодежи и полагали, что религия может сыграть важную роль в стремлении к добродетели и удалении от пороков.
Существовал даже особый тип поведения декабристов, отчасти напоминающий идеалы монашеской святости в византийской и древнерусской агиографии. Юрий Лотман писал, что будущие революционеры стремились всегда быть серьезными, никогда не улыбаться, а некоторые члены тайных обществ утверждали, что никогда не играли даже в детстве. Так, например, нарочито спартанской обстановкой отличались «русские завтраки» у Кондратия Рылеева: «Завтрак неизменно состоял: из графина очищенного русского вина, нескольких кочней кислой капусты и ржаного хлеба».
Однако в своих аскетических подвигах декабристы подражали не христианским подвижникам, а античным героям. Маленький Никита Муравьев отказывался участвовать в детском балу, пока не услышал от своей матери утвердительный ответ на вопрос, танцевали ли Аристид с Катоном.
Эта пара античных героев совершенно не случайна – автор «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх, текст которого стал популярным в России с конца XVIII века, сравнивает биографии Катона и Аристида между собой как идеальных политиков в истории Греции и Рима. Их основной добродетелью была справедливость, служившая образцом и для декабристов.
Религия же зачастую интересовала будущих заговорщиков лишь как способ донести свои взгляды до народа. Сергей Муравьев-Апостол, например, утверждал, что в Библии можно найти прямое запрещение избирать царей: «Некоторые главы содержат прямые запрещения от Бога избирать царей и повиноваться им. Если русский солдат узнает сие повеление Божие, то, не колеблясь ни мало, согласится поднять оружие против своего государя».
Отношение декабристов к духовенству также не было однозначным. Заговорщики довольно слабо разбирались в иерархии Церкви. Так лютеранин Кюхельбекер во время восстания на Сенатской площади ответил приехавшему с увещеваниями петербургскому митрополиту Серафиму: «Отойдите, батюшка, не ваше дело вмешиваться в это дело!».
Не слишком много внимания уделялось священнослужителям и в программных материалах типа «Русской правды».
Говоря о бедственном положении сословий при самодержавии, декабристы обычно вскользь упоминали о жалком положении сельского духовенства. На этом их интерес к священству обычно и заканчивался.
С другой стороны, декабристы рассматривали вопрос о включении в будущее правительство митрополита Филарета как авторитетного московского иерарха с достаточно широкими взглядами. Ответ на эти попытки находим в письме святителя Филарета архимандриту Афанасию от 16 июня 1826: “Более и более открывается, от каких ужасов и мерзостей избавил нас Бог, укрепив Государя в 14 день декабря”.
Сергей Муравьев-Апостол положительно отзывался о роли священников в русской истории: «Русское духовенство всегда было на стороне народа; оно всегда, во времена бедствий нашего отечества, являлось смелым и бескорыстным защитником прав народных». Остальные высказывались о духовенстве куда более сдержано.
Католик Михаил Лунин писал, что «Церковь в Российской империи есть одно из тех установлений, посредством которых управляют народом.
Служители церкви — в то же время прислужники государя».
Взгляд на религию как на инструмент подавления, а на священников как на лицемеров был очень характерен для тех, кто выступал против восшествия на престол Николая I. Возражая против известного тезиса Вольтера «Если бы Бога не было, его нужно выдумать», декабрист Александр Барятинский выступал против веры как таковой:
«Вникните в природу, вопросите историю,
Вы поймете тогда, наконец, что для собственной славы бога,
При виде зла, покрывающего весь мир,
Если бы даже бог существовал,— нужно было бы его отвергнуть»
Эти стихи посвящены одной из вечных проблем теодицеи – вопросе о допустимости зла и ответственности Бога за зло, совершаемое в мире. Однако отрицание религии как таковой было характерно не для всех тайных обществ.
Уже упоминавшийся нами Сергей Муравьев-Апостол написал специальную прокламацию для народа, где изложил свои взгляды в форме катехизиса:
«Вопрос Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?
Ответ: Оттого, что цари похитили у них свободу.
Вопрос: Стало быть, цари поступают вопреки воле божьей?
Ответ: Да, конечно, бог наш рек: болий в вас, да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.
Вопрос: Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле божией?
Ответ: Нет! Христос сказал: не можете богу работать и мамоне; оттого-то русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.
Вопрос: Что ж святой закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?
Ответ: Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и несчастия, поклясться: да будет всем един царь на небеси и на земли — Иисус Христос».
Катехизис Сергея Муравьева приспосабливает цитаты из Библии к идее республиканского правления и даже оправдывает цареубийство (ряд декабристов высказывались за убийство Николая I, другие предлагали уничтожить всю царскую фамилию, как потенциальный источник зла для страны и ее жителей).
Прокламация также называет свободу абсолютной ценностью, фактически ставя ее выше человеческой жизни. Заметим, что понимание свободы, которое можно найти в других документах тайных обществ было довольно ограничено. «Русская правда» в разделе об устройстве российского государства говорит о том, что финнам и другим малым народам нельзя давать независимость, поскольку они всегда были частью России или других стран.
Интересным было представление декабристов о свободе совести. Проект конституции Никиты Муравьева вводил принцип веротерпимости: «Никто не может быть беспокоим в отправлении своего богослужения по совести и чувствам своим, лишь бы только не нарушил законов природы и нравственности».
С этим тезисом были согласны большинство членов тайных обществ, существовавших в Российской империи со второй половины первого по середину второго десятилетия XIX века.
Нам осталось ответить на главный вопрос, можно ли cчитать всех декабристов атеистами и противниками христианства. Тексты самих участников восстания, их воспоминания не дают возможности для столь категоричных суждений, а это значит, что те, кто считают участников восстания на Сенатской площади святыми или ужасными грешниками повторяют ошибку самих вождей восстания и их противников и используют религию лишь как инструмент в политических целях.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
Почему восстановили патриаршество? 18 ноября 1918 года после двухсотлетнего перерыва был избран новый патриарх Всероссийский. Им стал святитель Тихон (Беллавин). Этому событию предшествовали долгие споры о необходимости восстановления патриаршества в России.
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Патриарх Алексий I: Мне всегда отвратительна революция Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения патриарха Алексия I (Симанского). Переживший крушение того мира, который он любил, великий иерарх, тонкий политик и дворянски сдержанный аристократ, он был очень закрытым человеком. Публикуем фрагмент одного из его писем духовнику, которое проясняет, как он относился к революции: и к октябрьской, и к февральской. Письмо написано через 3 дня после октябрьских событий
Иерусалимский храм: между Христом и Иродом Какими воротами вошла Богородица во время Введения во храм, где находились столы менял, перевернутые Господом Иисусом Христом, где собирались апостолы и мог ли храм взорваться до изобретения пороха, рассказывает археолог священник Александр Тимофеев, заведующий кафедрой Библеистики Московской духовной академии
Послания святителя Макария: за пятьсот лет грехи не изменились При Иване Грозном, когда, казалось, высшей точки достигла идея государственности, и в обществе, и в Церкви существовали те же пороки, что и сейчас. Читаем послания святителя Макария, митрополита Московского, чья память празднуется 12 января. Мы знаем его как составителя Великих Четий Миней и как учителя Грозного царя. Но его письма с обличениями пороков не менее важны – они рисуют живую картину эпохи и заставляют сравнивать.
Диоклетиан: гонитель Церкви, спасатель империи 20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан. Его гонения на Церковь были последней попыткой уничтожить христианство. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть, как св. Константин Великий сделал христианство религией не только терпимой, но и предпочитаемой самим «кесаревым домом».
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Митрополит Платон (Левшин): "А денег после меня не ищите" 24 ноября исполнилось 200 лет со дня кончины митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Как жили иерархи в эпоху, когда Церковь была полностью зависима от царской власти, и чего им это стоило?
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Святитель Амвросий Медиоланский: епископ, который умел спорить Отношения с государством — одна из самых важных проблем в истории Церкви. С момента зарождения христианства ответ на этот вопрос заново ищет практически каждое поколение верующих. Но среди христианских святых был человек, сумевший с помощью личного авторитета создать новую модель отношений между Римом и христианами, которая привела к крушению языческой религии и фактически стала одним из предвестников конца римской цивилизации.
Репрессии против Церкви при Сталине: в чем логика террора Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»
Дети русской эмиграции о революции 1917 года Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.
7 историй о православном Лондоне Как исповедовались через переводчика, как обратился первый православный американец, родственник Джорджа Вашингтона, как священник заменял русского посла, почему митрополит Антоний долгое время брил бороду – эти и другие увлекательные истории можно узнать из книги «Русская церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.