Чего хочет от будущего мэра московская интеллигенция? Писатель, москвовед и историк Георгий ДАВЫДОВ хочет трех вещей: запрета на строительство в центре, возвращения названий и открытия исторических зданий. А если дадут, то и залезть на Спасскую башню.
Оставьте в покое центр Москвы!
— Вместо общих фраз рискну предложить три конкретные меры. Если их выполнят, то дышать в Москве в прямом и переносном смысле будет гораздо легче.
Первое – мараторий на строительство в историческом центре. Считаю необходимым наложить полный мораторий на строительство в историческом центре города. До тех пор, пока это не сделано, мы будем бессмысленно бороться за очередной разрушаемый памятник. Если будет внятно сказано, что строительство в историческом центре отныне запрещено, у нас будет гарантия, что уже уцелевшее сохранится. А дискуссии о том, что город должен развиваться, расти, жить жизнью 21 века – от лукаваго.
Москва и так растет (вот присоединили недавно к ней все Подмосковье), и потому территорий для ее застройки достаточно. Оставьте в покое центр. Рискну объяснить свой призыв не высокими духовно-культурными соображениями, а материальными. Когда-нибудь деньги от нефтяной трубы закончатся и нужно думать уже сейчас – на чем мы будем зарабатывать. Если мы хотим, чтобы Москва была историческим городом, чтобы привлекала туристов не только нетленными творениями Зураба Церители, но и чем-то более серьезным, то нужно оставить в покое исторический центр. Это залог нормальной жизни города в будущем.
Верните старые названия
Обязательное возвращение исторических названий и исправление названий улиц, переулков, площадей и станций метро, которые так или иначе пропагандируют кровавое революционное насилие 20-х 30-х годов. Можно долго дискутировать – является ли это нашей историей, в какой степени, собирать круглые столы, но, наверное, именно поэтому воз и ныне там. Я всегда привожу в пример те улицы, которые, слава Богу, вернулись к своим названиям. Улица Мясницкая вместо Кировской. Или «Охотный ряд» вместо «проспекта Маркса». Не находится людей, которые бы сказали, что проспект Маркса звучит красивее и эстетичнее, чем Охотный ряд. Этот процесс вычищения затормозился, но его нужно продолжать. За примером Москвы последуют и другие города, где до сих пор в центре мы можем видеть чудовищные названия вроде улиц Свердлова, Урицкого или третьего интернационала. И прочие названия, которые просто оскверняют наши города.
Откройте исторические здания
Не бояться открывать новые музеи в исторических зданиях. Немало красивейших исторических зданий в Москве, к сожалению, прячут свою красоту. Приведу пример. На улице Спиридоновка есть особняк купцов Тарасовых 1912 года постройки. С виду дом кажется мрачным: он серый, мощный камень первого этажа, построен в духе итальянских палаццо архитектором Жолтовским. Но внутри он напоминает драгоценную шкатулку: потолки расписаны в сине-золотой гамме с изображением античных героев. В этом великолепнейшем особняке, похожем на дворец, сидит некий институт Африки. Я не имею ничего против института Африки, хотя думаю, что сегодня его работа в значительной степени является инерционной. Но думаю, что новые московские власти должны постараться выделять подобного рода учреждениям офисные здания, которых, кстати, построено в Москве немало. А историческое здание должно быть открыто для посещения. Оно может стать тематическим музеем, допустим купеческого быта. Или музеем семьи Тарасовых. Из этой семьи происходит французский писатель Анри Труайя, который на самом деле уроженец Москвы и настоящая его фамилия Тарасов. Оно может стать просто окрытым зданием. Потому что в действительности даже в день музеев 18 мая попасть в этот дом невозможно. И таких зданий немало
Пустите на Кремлевскую стену
Большинство москвичей, даже коренных, наивно не догадываются, что мы в Кремле видим далеко не все. Формально Кремль находится в ведении власти федеральной, а не московской, но я думаю, что именно московская власть может поставить перед федеральной вопрос о дальнейшем открытии в Кремле музейного пространства. Просто перечислю, куда мы сейчас не можем попасть: Грановитая палата, Теремной дворец, Большой кремлевский дворец, Верхоспасский собор, храм св. Лазаря, а также недавно отреставрированный Потешный дворец.
Да, нам скажут, что если оформить специальную бумагу через какой-нибудь туристический клуб, подать ее на рассмотрение коменданта кремля, приложить ксерокопии паспорта, то экскурсия возможна – маленькая, эксклюзивная, как теперь говорят. Но, согласитесь, это не то же самое, что прийти в любое время купить билет в кассах Кремля и осмотреть эти шедевры.
А совсем отдельная история, и сейчас попасть туда нельзя ни под каким видом, даже если у тебя есть выход на коменданта, — это стены московского Кремля и его башни. Кто-то скажет «ну, куда хватил, это же нельзя». Почему нельзя? В нижнем Новгороде много лет существует экскурсия, позволяющая осмотреть стены кремля. Это огромное удовольствие – пройтись по средневековым стенам, залезть в башни, посмотреть из бойниц.
И вы знаете, когда я слышу, что нам нужно воспитывать патриотизм в наших согражданах, я всегда смеюсь. Если патриотизм воспитывают, его не будет. Патриотизм —это все-таки не картошка. А вот когда ты прикасаешься к камням, которым 200-300-500 лет, как стенам московского Кремля, то с тобой, с твоим сердцем что-то происходит. Ты понимаешь, что есть связь времен и ты не пустое звено в этой цепи поколений.
Я убежден в том, что отношение в целом к Москве, которое, что греха таить, бывает скептическим у интеллигентных людей, переменится после того, как эти люди получат возможность забраться на смотровые площадки Спасской башни, — а они есть, эти площадки, — и посмотреть на свой прекрасный, красивейший, переживший такую трагическую историю в ХХ веке город.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Пространство достижений: что будет с ВДНХ Как изменится привычная всем выставка достижений народного хозяйства, нужно ли сохранять ее как «обломок империи» и уникальный памятник советского стиля или использовать ее реконструкцию как полигон для современных архитектурных экспериментов, выясняет Петр МАЗАЕВ
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Защитники старой Москвы отвоевали Белый город 26 июля руководитель Департамента культурного наследия города Москвы представил журналистам градостроительный регламент призванный защитить архитектурный ансамбль внутри Бульварного кольца
Прогулки по Москве: Фабрика, площадь и Страдивари Несмотря на все позднейшие перестройки городского центра, до сих пор многие московские районы сохраняют свой архитектурный колорит, часто обозначающий определенную сословную (религиозную или даже узкопрофессиональную) принадлежность того или иного уголка Первопрестольной. Мы отправляемся гулять как раз по такому заповедному московскому уголку — по бывшей Алексеевской слободе
Протоиерей Александр Борисов: главный «храмоборец» – равнодушие Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы
Программа «200 храмов»: 3 года в цифрах и фактах Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».
Иерусалимский храм: между Христом и Иродом Какими воротами вошла Богородица во время Введения во храм, где находились столы менял, перевернутые Господом Иисусом Христом, где собирались апостолы и мог ли храм взорваться до изобретения пороха, рассказывает археолог священник Александр Тимофеев, заведующий кафедрой Библеистики Московской духовной академии
Реставрация под контролем Решениями о ремонте и реставрации объектов религиозного назначения за счет московского бюджета будет заниматься новая межведомственная комиссия. Возможно, это позволит усилить государственный контроль за церковными реставрациями и систематизировать государственную помощь религиозным организациям.
Построить храм в Москве стало труднее В Москве собираются построить более 150 новых храмов. Однако на прошедшей неделе стало известно о том, что в некоторых случаях благочестивые планы могут не осуществиться из-за запрета "точечной застройки" и других градостроительных норм
Где было проще открыть храм: в СССР или в царской России? Сейчас много споров вызывает строительство новых храмов в Москве. Вспоминаем, какое сопротивление со стороны чиновников нужно было преодолевать верующим, чтобы построить храм не только в атеистическом СССР, но и в царской России.
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Конфликт вокруг Кадашевской слободы: стиль барокко или «баракко»? Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТЫКОВ размышляет о сохранении исторической среды и памятников «Кадашевской слободы», а общественный эксперт Николай МАТВЕЕВ задает вопросы кандидатам в мэры Москвы
Рюрик, принц датский, и его русь В этом году отмечается 1150 лет российской государственности. Государственность эта началась парадоксально – с призвания варягов. Как жили славянские племена до прихода к ним Рюрика? Что нового он принес? Об этом НС рассказывает сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ.
Кто уничтожит Десятинный храм? В Киеве защищают знаменитую Десятинную церковь. Точнее ее фундамент, вокруг которого вот уже двадцать лет идут затяжные бои. Пока защитники старого Киева устраивают марши протеста, Украинская Православная Церковь (часть Московского Патриархата) инициирует конкурсы проектов по строительству нового храма на месте древнего фундамента. В борьбе участвуют и российские ученые, недоумевая, почему наша пресса не торопится бить тревогу – ведь под угрозой ключевой памятник для истории обоих народов.
На месте столичных промзон построят 17 храмов Московские чиновники рассказали Патриарху Кириллу о ходе реализации программы «200 храмов». Под храмы найдено более 200 участков, участки подбирают таким образом, чтобы каждый москвич имел храм не далее чем в километре от своего дома
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Гаражи против храма В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
Прот. Александр Салтыков: золотой телец вырос и превратился в бешеного быка Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.