Примерно сто лет назад английский христианский писатель Г.К. Честертон написал: «Значения “Иова” не выразишь полно, если скажешь, что это – самая занимательная из древних книг. Лучше сказать, что это – самая занимательная из книг нынешних». Это было сказано накануне двух мировых войн и многих революций – и за этот кровавый век книга о невинном страдальце ничуть не устарела.
Это единственная книга Ветхого Завета, где вообще никак не упомянуты ни Израиль, ни Моисеев Закон, ни Святая Земля, ни Иерусалим (зато Иова упоминает и Коран, под именем Айюб). Сын неведомых родителей из какой-то непонятной страны Уц – это человек вообще, человек, стоящий перед Богом. Книга рассказывает не о каком-то одном народе, не об определенной религии – она о самой главной проблеме: если Бог всеблаг и всемогущ, как может Он допускать, чтобы страдали невинные?
Всё в этой книге начинается на небесах. Однажды перед Богом предстают «сыны Божьи», и пришедший с ними «Противник» предлагает Богу испытать образцового праведника Иова: может быть, он останется праведным лишь пока у него всё хорошо? Бог соглашается устроить такое испытание.
Иов не просто хорошо себя вел, он доверял Богу и искал добрых отношений с Ним. И вдруг на него обрушилось такое, что, казалось бы, немыслимо пережить человеку: потеря всего состояния, а затем и всех детей, тяжкая болезнь, непонимание ближних… Три друга тогда пришли его утешить, долго сидели рядом с ним молча, и лишь когда он сам заговорил, позволили себе ответить. Друзья знали об этом мире и о его Творце буквально всё. Они, в общем-то, повторяли примерно то, что мы встречаем в других книгах Библии, и если была в их речах неправота – она не в словах, а в людях. Слова могут быть очень правильными, но важно, кто, кому и когда их говорит.
Друзья пытались доброжелательно предложить простое объяснение бедам Иова: возможно, это наказание за какие-то грехи, человеку нужно просто смириться, признать величие Творца, и всё снова будет у него хорошо. Как часто мы встречаем похожую логику и сегодня: если у кого проблемы, так это он сам во всём виноват. Иов резко отверг такую мудрость, сравнил друзей с пересохшими реками, которые внушают напрасные надежды путникам в безводной пустыне.
Они – люди глубоко верующие, им нужна религия, то есть строгая система взглядов, правил и ритуалов, определяющих жизнь человека. Они искренне почитали Бога, оставаясь в рамках системы. Когда-то сам Иов вел себя примерно так же: приносил жертвы, произносил молитвы, но когда рухнула вся его жизнь, не осталось места и для религии… О Боге эти люди предпочитали говорить в третьем лице, не обращаясь к Нему напрямую. Да кто мы такие, в конце концов, чтобы требовать с Него отчета, тем более – упрекать его, как позволяет себе Иов?
Герой Достоевского Иван Карамазов говорил своему брату: «Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю». То есть он отказывался жить в мире, полном незаслуженного страдания. Подобным образом рассуждал и Иов, он проклинал день своего рождения, даже ночь своего зачатия, словно желал прокрутить пленку назад, вернуться в ту точку времени и пространства, где его еще не существовало. Плохо в этом мире не только ему – страдает множество праведных людей… но отчего-то Иов не замечал их страданий, пока всё было хорошо у него самого. Или замечал, но не задумывался над ними?
Самое мучительное – это вопрос его отношений с Богом. «Но как человеку пред Богом оправдаться?... Он налетел на меня вихрем, множит раны мои беспричинно; не дает мне перевести дух, горечью переполняет меня. Меряться ли силой с Ним, могучим? Судиться ли – но как Его вызвать? ... Он смеется над отчаяньем невинных; отдана земля во власть нечестивцев, а Он судьям глаза закрывает – и если не Он, то кто же?!»
В конечном счете, речи Иова есть не что иное, как иск к Богу: «Вот моя печать – и пусть Всесильный ответит, пусть мой обвинитель напишет свиток!» Иов не похож на атеиста, для него нет ни малейшей тени сомнения в том, что Бог существует (впрочем, в древности в этом вообще мало кто сомневался). Но он похож на богоборца, который бросает Богу вызов. И Бог его принимает, «Обвинитель» отвечает обвиненному, но не совсем так, как того ожидал Иов, а вместе с ним – и читатель.
Казалось бы, чего проще: сослаться на козни «Противника», объяснить, что это было такое испытание. Иов его выдержал, все в порядке. Но Бог поступает совершенно иначе. Он Сам обрушивает на Иова град вопросов: «Где ты был, когда Я землю основал? Скажи, если сведущ и разумен. Ты ведь знаешь, кто размер ее наметил и кто натянул над ней шнур, во что погружены ее устои и кто положил краеугольный камень при общем ликовании утренних звезд и радостном крике сынов Божьих? … Доводилось ли тебе повелевать Утру и Заре назначать место, чтобы взялась она за края Земли и нечестивцев с нее стряхнула, преобразила ее, как печать – глину, и обагрила, как полотно? … Есть ли у дождя отец? Кто порождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед и кто вынашивает небесный иней, когда застывают, как камень, воды, сковывая поверхность бездны?»
В этих словах звучит упрек: да кто Иов такой, чтобы спорить с Богом? Но не это здесь главное. Бог показывает Иову, как сложно и вместе с тем разумно устроен этот мир. Человек не может повелевать зарей и дождями, не может даже понять их природу. Конечно, сегодня мы куда лучше Иова разбираемся в астрономии и метеорологии, но на смену этим вопросам пришли другие, и человек по-прежнему в изумлении стоит перед многими тайнами мироздания. И если мы не в состоянии регулировать движение светил или облаков по небу, то можем ли мы отмерять добро и зло?
Способен ли Иов сам вершить справедливость? «Может, мощью ты подобен Богу и, как Он, говоришь в раскатах грома? Тогда… волю буйному гневу дай, взгляни на гордеца – и покори его, а нечестивых – раздави на месте! Разом их с пылью смешай, в подземелье в оковах заточи!» Новейшая история ясно показывает нам, что происходит, когда человек начинает по собственному выбору «смешивать с пылью нечестивых».
Под конец разговора Бог упоминает двух животных – Левиафана и Бегемота (на древнееврейском слово бегемот означает просто «зверь»). Это огромные, страшные существа, с которыми никак не справиться человеку – только Сам Бог может одержать над ними победу. Одни комментаторы видят здесь преувеличенное изображение крокодила и гиппопотама, другие – намек на сатану: дескать, Бог таким образом указывает Иову на источник его несчастий. Однако почему бы в таком случае не сказать все напрямую? Скорее всего, перед нами – мифологические образы: Дракон и Чудище, которые символизируют неподконтрольные человеку силы, действующие в этом мире и в нашей собственной душе.
После этих слов Иов сказал: «от прежнего я отрекаюсь и раскаиваюсь средь праха и пепла». Вопросов больше не осталось… Видимо, он действительно нашел, что искал, точнее, Того, Кого искал. Затем благополучие Иова было восстановлено: у него родились новые дети, вернулось и богатство, но книга упоминает это вскользь, как нечто сравнительно маловажное. Книга – не об успехе и о бедствии, а о тайне страдания, которая не может быть разрешена с помощью простых ответов и формул, но может стать поводом для встречи Бога и человека.
Может быть, раньше, когда все у него было хорошо, он просто жил в своем уютном мире, где была и семья, и достаток, и религия, и не о чем было беспокоиться. Но когда он лишился всего, то воспринял и трагедии других людей как свою собственную, обратился к Живому Богу с живыми и искренними вопросами, и они не остались без ответа.
А вот благочестивые друзья говорили о Боге, по Его собственной оценке, «не так верно, как раб Мой Иов», и теперь должны принести в жертву семь быков и семь баранов (просто огромная жертва по меркам Ветхого Завета!). Тогда Иов помолится о них, и они будут прощены. Бог не обвинил никого. Кто предпочитает говорить о Боге правильные слова в третьем лице, тоже получит, чего искал, исполнив положенные ритуалы. Но для личной беседы Бог избрал не таких благочестивцев, а человека, который обратился к Нему лично, пусть и с обвинениями…
«Богоугодный богоборец» – такое парадоксальное определение дает Иову современный российский автор. Ф. Козырев, и с ним трудно не согласиться. Бог ждет от человека предельной честности и откровенности, а не формально правильных, но безразличных слов.
В Православной Церкви отрывки из Ветхого Завета (паремии) читаются в определенные дни литургического года. Страницы из книги Иова читаются в Страстную неделю, когда Церковь вспоминает последние дни земной жизни Христа: с понедельника до среды это описания бедствий Иова, а в четверг и пятницу, когда вспоминаются Тайная Вечеря и Страсти – встреча и примирение Иова с Богом. Настоящий, окончательный ответ на вопросы Иова, не только применительно к нему самому, но применительно ко всему человечеству, был дан на Тайной Вечери и на кресте Голгофы.
Но чтобы до конца понять ответ, нужно сначала задать вопрос, с предельной ясностью и искренностью. Вся книга Иова – такой вопрос, и он не устареет, пока страдают люди.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Что значит – Сын Божий? Христа мы называем Сын Божий. О том, как раскрывается понятие «Сын Божий» в Ветхом и Новом Заветах, а также — была ли божественность Христа открыта людям до Его воскресения, — прот. Дмитрий ЮРЕВИЧ, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной академии.
Актуальные пророчества из древнего Израиля Пророчества Амоса, древнеизраильского пророка и автора одноименной книги, входящей в канон Ветхого Завета, актуальны и сегодня – убежден автор ее историко-филологического комментария, православный библеист из Лиссабона игумен Арсений (Соколов)
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Конец света сегодня? Что такое конец света? Сегодня в Церкви не очень принято говорить о конце света. Хотя эта тема и остается частью церковного учения, почему-то она оказывается «за бортом» церковной проповеди. Между тем волновать человека она не перестает. О том, что такое конец света, мы говорили с профессором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, крупнейшим специалистом по новозаветному богословию архимандритом ИАННУАРИЕМ (Ивлиевым).
Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев? Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога. Татьяна
Новый перевод Библии расколол Российское библейское общество Первого июня в издательстве РБО вышел новый перевод Ветхого Завета на русский язык. В течение последних 15 лет Российское библейское общество (РБО) занималось подготовкой этого текста, но долгожданное событие омрачил скандал: коллектив авторов работавший над переводом покинул Библейское общество, неожиданно выступив против издания «Новой русской Библии».
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Число зверя -- что же написано в Апокалипсисе? Активисты движения против кодов и электронных систем идентификации личности любят вспоминать об Апокалипсисе и «числе зверя». Многие из них видят в этом пророчестве предсказание реальных событий -- введение новых паспортов, социальных карточек и ИНН.
Вопросы веры: Что значит «зубы грешников сокрушил еси»? На каждой всенощной в третьем псалме, с которого начинается Шестопсалмие, мы слышим «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». Эти слова вызывают у меня недоумение. Почему зубы имеют такое большое значение для псалмопевца? Нигде в патериках не читал, чтобы за грехи Бог покарал кого-то выпадением зубов. И что значит «сокрушил»? Понятно, что не имеется в виду удар в челюсть, как в драке между людьми. Может быть, у кого-то из святых отцов есть толкование этого отрывка? Владимир
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Что есть Новый Завет? Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Иконография Воскресения Христова На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению
Великая Пятница: Свет истины В Великую пятницу мы предлагаем читателям познакомиться со следующей заметкой диакона Августина Соколовски, доктора богословия, преподавателя Фрибургского университета в Швейцарии и Киевской духовной академии.
Великий Четверг: между Христом и Иудой Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.
Библия, шутовство и смеховая культура Смех – это серьезно, говорят ученые. В каждом обществе есть своя «смеховая культура», свои традиции, привычки и условности: над чем смеяться, как, по какому поводу и для чего. Все эти карнавалы, «дни дураков» и прочее – они не только позволяют людям отдохнуть и развлечься, они дают им возможность выйти за пределы привычных стереотипов, взглянуть на вещи по-новому и со стороны, что-то переоценить и понять глубже
Почему Бог так сурово покарал Ананию? Меня очень смутила история, описанная в Деяниях Апостолов. Почему эта ложь Анании названа ложью Духу Святому? Почему им даже не далось время на покаяние и исправление? Даже Иуда не умер на месте за предательство Христа. Апостол Петр за свое отречение тоже не был наказан. Понятно, что Анания и Сапфира солгали, но неужели их грех страшнее предательства Иуды и отречения Петра? За что же этих несчастных Бог так сурово покарал?
Книга за семью печатями: в Петербурге состоялось соборное чтение Апокалипсиса 15 февраля 2012-го года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось соборное чтение Откровения Св. Апостола Иоанна Богослова, Апокалипсиса. Это единственная книга Нового Завета, которая обычно не читается в храмах. На уникальном культурном эксперименте побывал наш корреспондент
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.