Молодые церковные архитекторы представили свои работы и выслушали критику. По их мнению церковная архитектура должна отражать современный культурный контекст – как может выглядеть этот контекст? Об этом «НС» подготовил краткий отчет и фотогалерею самых интересных работ.
«Новое поколение не чувствует разрыва с традицией и поэтому обращаются с ней более свободно» — считает известный искусствовед и историк церковного искусства Ирина Языкова. Вместе с десятком крупнейших церковных архитекторов 21 февраля она приняла участие в работе круглого стола посвященного современной храмовой архитектуре и состоявшемся в помещении храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на территории Федерального научно-клинического центра гематологии. Организаторами встречи стали редакция журнала о церковной архитектуре «Храмоздатель» и архитектурная мастерская Андрея Анисимова, чьи молодые архитекторы представили участникам круглого стола собственные работы, отражающие их видение того какой может быть современная храмовая архитектура в XXI веке.
Собственно «современный контекст» церковной архитектуры и стал центральным вопросом, вокруг которого развязалась бурная дискуссия. В своем докладе оппонент молодых архитекторов председатель Комиссии Союза архитекторов России Михаил Кеслер критически высказался о целесообразности использования приемов современной светской (в первую очередь западной) архитектуры в области храмового зодчества: «Исторически эволюция церковной архитектуры, происходила в рамках церковной же культуры. Новые храмы продолжали каноническую традицию предыдущих веков, а не подражали секулярной архитектуре, родившейся в рамках культуры светской. Очень плавный переход от стиля к стилю происходил естественным путем.– Не смотря на это, он подчеркнул, что бездумное копирование старых образцов не может стать единственным выходом. — Проектировать нужно не просто подражая средневековым памятникам, а используя все традиционные приемы строить современные храмы. В понятии канона нет ничего строго закрепленного, но есть каноническая традиция. Не нужно ничего специально выдумывать, дух творчества и эксперимента, желания заявить о себе, естественный в архитектурном институте не слишком подходит для церковного зодчества».
За авангардные проекты молодых архитекторов вступились старшие товарищи и крупные специалисты, настроенные к современной архитектуре более благосклонно: «У нас в стране произошел разрыв традиции, наше, старшее, поколение хотело традицию восстановить, ликвидировать этот разрыв, отсюда и наш консерватизм. – Считает известный историк церковного искусства Ирина Языкова. — Новое поколение должно сделать шаг вперед. В их работах нет шума, они приходят к лаконичным чистым формам, и это нормально».
«Для ребят это только начало пути, они очистили форму от признаков стиля, что будет дальше покажет время, --подчеркнул руководитель мастерской Андрей Анисимов. -- Мы не можем запретить внутри нашего коллектива мыслить как-то иначе, нежели это принято, хотя большинство храмов мы проектируем в традиционном стиле. Проекты наших ребят – это плод серьезной работы, они берут за основание традиционные церковные формы, архетипы и пытаются предложить современное их решение».
В ходе дискуссии прозвучали и замечания относительно излишнего символизма некоторых решений молодых архитекторов (так храм-спираль, по мысли автора должен символизировать схождение Святого Духа). По мнению ряда участников, кроме символики формы архитектор обязан учитывать и ее «естественную характеристику». Архитектура может быть неуютной , агрессивной (как ломанные, перекошенные очертания некоторых современных католических храмов, построенных в авангардном стиле). Традиционные формы отобраны церковным коллективным сознанием именно потому, что для храма они наиболее подходят, как для помещения куда человек приходит молиться, вне зависимости от всякого символизма и смелости замысла архитектора.
Своеобразный итог подвел сибирский священник Андрей Юревич, архитектор по образованию: «Все мы приехали сюда не в каретах, а на машинах, мы сидим не в камзолах, а в современных пиджаках. Нам нужна современная храмовая архитектура, ведь она – это язык которым мы обращаемся к Богу, и этот язык не обязательно должен быть архаичным. Нет той грани которая отделяет допустимое от недопустимого в храмовой архитектуре. Уместное от неуместного. Эту грань проводит сам архитектор, -- убежден он. -- Но ратуя за движение вперед мы должны осознавать для себя и границы, не в стилях, а в духе. Каждый человек, который занимается христианской архитектурой должен жить напряженной христианской жизнью, ибо сегодня мы имеем множество примеров, когда обычные традиционные храмы строят люди неверующие, и зачастую это заканчивается профанацией».
Нужно отметить, что сам храм, в чьем помещении проходила встреча – является ярким образцом синтеза консервативного подхода к церковной архитектуре и творческого эксперимента.
Внешний экстерьер храма выполненный в русле русской школы церковного зодчества (и во многом напоминающий памятники церковного модерна начала века, вроде храмов Щусева) контрастирует с подчеркнуто византийским интерьером, греческим низким иконостасом в виде парапета с колоннадой. Вместо привычной нам сплошной стены алтарной преграды здесь имеются только отдельно стоящие опоры, несущие каменный архитрав с иконами деисусного чина, иконы же нижнего ряда покоятся в нишах между колоннами, так, что в зазорах между иконами можно разглядеть подробности алтаря.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Богослужебное пение и музыка Приходишь в храм с покаянным чувством, а на клиросе слышишь оперу. Особенно это смущает Великим постом. О церковности и нецерковности тех или иных наших клиросных песнопений рассказывает протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории
Кресты на куполах: уникальная коллекция Инвера Шейдаева В Крестопоклонную неделю разбираемся, как должен выглядеть крест на храме. Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Публикуем самые интересные снимки. ФОТОГАЛЕРЕЯ
"Отцы Поместного собора 1917-1918 года": икона объединения На уникальной иконе представлены и иерархи, поддерживавшие Патриаршую Церковь, и деятели РПЦЗ, и деятели «правой оппозиции» митрополиту Сергию и святой единоверец, в ХХ веке служивший по дониконовским обрядам. За каждым образом стоит яркая история мученичества и исповедничества, которую нельзя забыть.
Стамбул: четыре жемчужины Царьграда 29 мая 1453 г. под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все
Как расписывался Введенский собор Оптиной Пустыни Видео о работе иконописцев во Введенском соборе Оптиной Пустыни, в котором покоятся мощи преподобного Амвросия. Уникальные кадры: мастера пишут лики старцев
Где было проще открыть храм: в СССР или в царской России? Сейчас много споров вызывает строительство новых храмов в Москве. Вспоминаем, какое сопротивление со стороны чиновников нужно было преодолевать верующим, чтобы построить храм не только в атеистическом СССР, но и в царской России.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Программа «200 храмов»: 3 года в цифрах и фактах Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».
Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» Кипят споры вокруг результатов конкурса храма Новомучеников российских на крови, на Большой Лубянке. 130 лет назад в Петербурге проходил конкурс проектов другого храма на крови. Он также вызвал баталии. После революции Александр Бенуа даже желал этому храму быть… взорванным. Какие проекты участвовали в конкурсе, как он проходил, и кто в царской России решал – быть ли храму, и каким?
Богослужебное пение: Помолимся или послушаем? Хороша ли новизна в богослужебной музыке, что о пении в храме говорят святые отцы и есть ли борьба между церковным и светским, – рассказ о богослужебном пении продолжает протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Ради какого света мы добываем огонь Роман Минин живет в Харькове и пишет картины, где герои — шахтеры. Первую выставку художника в родном Донбассе донецкие чиновники закрыли за «очернительство» образа шахтера. В отличие от одномерных героев труда на плакатах, шахтеры Минина не только работают, но и страдают, молятся Богу, и Он им приходит на помощь. </strong>
Концерт на клиросе: подмена церковного светским Церковные песнопения звучат по-светски, а как популярные светские мелодии переиначиваются для богослужебного пения. Что делать? Острую тему музыкальных недоразумений на клиросе на примерах разбирает протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-петербургской государственной консерватории, преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства
Поразивший змия 6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.