К празднику Богоявления, или Крещения Господня, приурочен чин великого освящения воды. Богоявленская (или, что то же, крещенская) вода считается величайшей святыней. А о чудесном свойстве «агиасмы» (греч. «освященной [воды]») не портиться в течение весьма длительного времени упоминается в богослужебных книгах с незапамятных времен. Тексты великого водоосвящения для нашей рубрики прокомментировал священник Михаил АСМУС.
Космическая литургия
Пришествие Бога в Им же сотворенный, но все время пытающийся жить по каким-то своим законам мир поставило перед пытливыми философскими умами проблему — как соотнести чистоту и бестелесность Бога со скверностью и грубостью материи. Находились даже такие, кто утверждал, будто Христос обладал не настоящим, а только кажущимся телом.
Однако события Крещения Господня, как они изложены в канонических евангелиях, а также их преломление в богослужебных текстах свидетельствуют о том, что проблема разрешается в другом направлении: Бог затем и приходит в мир, который во зле лежит (см. 1 Ин. 5: 19), чтобы очистить его от этого зла, другим словом, освятить его. Причем под «миром» разумеются не только люди, ходящие во тьме и сени смертной (см. Ис. 9: 2), но и, казалось бы, мертвая материя, которая на самом деле тоже живет какой-то своей жизнью и так же, как и мы, требует очищения и освящения.
Об этом мы слышим уже в самом начале чина великого водоосвящения, в стихирах, которые многократно поются, пока священство и люди, согласно предписаниям Устава, идут «ко священной купели» (т. е. большой водосвятной чаше) или «на источники» (т. е. открытые водоемы):
Днесь вод освящается естество… («Сегодня освящается водная стихия…») — говорится во второй стихире применительно к событию Крещения Господня. А в четвертой стихире в уста Предтечи вкладывается молитвенное восклицание:
…Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех («берущий на Себя грехи мира»)!
Произошедшее на Иордане сошествие Святаго Духа
в виде голубине («под видом голубя») воспринимается православным сознанием не только как свидетельство о троичности Бога и богосыновстве Спасителя, но и как освящение воды этой реки всей Святой Троицей для последующего таинства христианского Крещения. А это, в свою очередь, служит основанием для освящения любой другой воды аналогично Иордановой. Соответственно, этому на мирной ектении в чине водоосвящения звучат прошения:
О еже (о том, чтобы)
освятитися водам сим силою и действием и наитием («сошествием»)
Святаго Духа…
О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя («Сверхсущностной»)
Троицы действу (греч. энергии)…
О еже дароватися им (т. е. водам)
благодати избавления, благословению Иорданову…
До сих пор природа не выступала как действующее лицо. Однако в главной молитве водоосвящения, восходящей к V веку и построенной по аналогии с молитвой Евхаристии, раскрывается поразительная картина мироздания, самостоятельно совершающего свое служение Творцу:
…Тебе поет («Тебя воспевает»)
солнце, Тебе славит («Тебя прославляет»)
луна, Тебе присутствуют («к Тебе обращаются»)
звезды, Тебе слушает («повинуется»)
свет, Тебе трепещут бездны, Тебе («на Тебя»)
работают источницы… Вся тварь («все Твое творение»)
воспевает Тя явльшагося…
Аналогично последнему возгласу евхаристического канона
И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати… звучит окончание молитвы водоосвящения, в котором к этому славлению присоединяется весь спасаемый Богом мир:
…Да и стихиями, и человеки, и Ангелы, и видимыми, и невидимыми славится Твое пресвятое Имя… («…дабы и стихиями, и людьми, и Ангелами, и всем видимым и невидимым прославлялось Твое пресвятое Имя…»).
«Источник нетления»
Но поскольку человек все-таки венец творения Божия, то и водная стихия освящается не за чем иным, кроме как послужить освящению человека и всей среды его обитания. Из чина водосвятия мы узнаем, что святая вода является источником нетления, даром освящения, избавлением от грехов, недугов исцелением, всегубительством для демонов. Она способствует исцелению души и тела и всякой пользе, приводит в жизнь вечную, отгоняет всякий навет видимых и невидимых врагов, будучи неприступной сопротивным силам и исполненной крепости Ангелов. Вода используется не только для причастия (т. е. пития) и помазания с целью исцеления страстей (т. е. всякого рода страданий), но и для освящения домов, мира и всей твари.
В самом деле, если простая вода, согласно Библии, является первоматерией, из которой Бог в дальнейшем производит все остальные элементы, если простая вода необходима для жизнедеятельности любых организмов и наполняет собою все до последней клеточки нашего тела, если простая вода обладает свойством очищать что бы то ни было, то сколько святости и благодати несет с собою вода, которую осенил Своим посещением Святый Дух! Поэтому-то наши богослужебные книги с такой горячностью полемизируют с отказывающимися принимать святую крещенскую воду не натощак (Минея. Январь, Москва, 1996. Стр. 237):
Известно же буди всем о святей воде: яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где сих разум, еже не пити сея? Но да веси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду.
«Пиво духовное»
Воде и в Ветхом Завете придавалось совершенно особое значение. В молитве водоосвящения собраны наиболее памятные примеры участия воды в Домостроительстве спасения:
Ты еси Бог наш, водою потопивый при Нои грех (ср. Быт. 6-8).
Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони («рабства фараону»)
Моисеом род еврейский (ср. Исх.14).
Ты еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый (ср. Исх. 17).
Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы («посредством Илии избавивший Израильский народ от заблуждения в почитании Ваала» (ср. 3 Цар. 18).
Но в трех ветхозаветных чтениях — паримиях, читаемых во время чина (Ис. гл. 35, 55 и 12), тема обильной воды, утоляющей жажду и напояющей иссохшую землю, каждый раз связывается с явлением Царства Мессии, с обретением Бога, с нравственным совершенствованием человека и отступлением от нечестия.
О принятии Христа, приносящего с Собой свет истинного боговедения, говорится в первой же стихире водоосвящения:
Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа.
В этом же ключе заканчивается апостольское чтение чина (1 Кор. 10, 1-4), в котором упомянутое событие Исхода связывается в духовном плане со Христом:
И вси тожде пиво духовное пиша, пияху бо от последующаго камене, камень же бе Христос («И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня, камень же был Христос») (1 Кор. 10: 4).
О той внутренней духовной силе, которую несет с собою святая вода, говорится и в мирной ектении:
О еже сокрушитися сатане под ногами нашими вскоре и разоритися всякому совету лукавому, движимому на ны…
О еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением невидимым явлением Святаго Духа… («О том, чтобы нам удостоиться полноты освящения посредством пития этой воды в невидимом присутствии Святаго Духа…»).
О великой тайне богообщения, даруемого в том числе через освящаемую Богом материю, поется в заключительной стихире чина великого водоосвящения:
…Почерпнем убо воду с веселием, братие: благодать бо Духа верно («с верою»)
почерпающим невидимо подавается от Христа Бога и Спаса душ наших.
Версия для печати
Тэги:
Крещение